Классный час «Моя семья»
Цели: воспитание ценностного отношения к семейному общению.
Задачи:
· воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, членам семьи;
· расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях;.
· развивать внимание, мышление, коммуникативные умения;
· показать ребятам, что семья – одна из самых главных ценностей человека.
Предварительная подготовка.
1. Оформление выставки рисунков на тему: “Портреты моих любимых людей”.
2. Подготовить фотовыставку “Моя семья”.
3. Сочинения учащихся на темы: “Моя семья”, “Традиции моей семьи”, “Тайна моего имени”.
4. Заранее предложить детям вместе с родителями поинтересоваться историей своей семьи. Изобразить генеалогическое древо.
Оборудование.
· Аудиотехника и фонограмма песни “Родительский дом”(из репертуара Л. Лещенко).
· Компьютерная презентация “В кругу семьи”.
· Классная комната оформлена пословицами и поговорками:
“Изба – детьми весела”
“За семейным столом еда вкуснее”
“Семья воюет, а один горюет”
“ Семь я – семья”
“Семья – награда, что дороже клада”
Стулья расставлены полукругом.
ТСО: проектор, компьютер, экран
Проведение
Вступление
Звучит фонограмма песни “Родительский дом”.
- Ребята, отгадайтео чём мы свами сегодня поговорим?
7 Я (семья)
Учитель. Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - семья! Слово это понятно всем. Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас.
Родной дом- это
исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и
сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
Дети. Дом строят, когда надо где-то жить.
Дом строят, когда создается семья.
Учитель. Давайте вместе
подумаем, как ёще можно дом.
Дети. ДОМ - ИЗБА -
КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.
Учитель. А изначально дом -
жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое
помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного
дома - «тепло»)
У.- Чтобы всем в доме было
тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в
моём доме была доброта.
А вам?
Дети. Уважение, понимание,
уют, забота, любовь.
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах
записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
Учитель. Вот мы построили дом,
в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
Ученик.
“Семья”
Когда-то о
нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: “Я”.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: “Я”
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: “Я”.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
“Я, я – тихо молвила Ева. – Я, я”.
Сказала она знаменитых семь “я”…
Вот так на Земле появилась семья.
Учитель. Семья - это небольшая группа людей, в которой главные члены состоят в браке, являются друг другу родственниками по крови или по документам. Члены семьи ведут общее хозяйство, делят между собой обязанности, вместе проводят свободное время, родители растят и воспитывают детей. Члены семьи любят и уважают друг друга.
Ученик. С момента появления первого человека на Земле люди объединяются в семьи (в общины). И это не случайно, так как только в семье человек способен получить настоящее счастье: счастье труда, заботы о ближнем, счастье человеческого общения и материнства. Недаром существует русская поговорка: “Семья-награда, что дороже клада”.Никакой клад не способен заменить ни родителей, ни братьев, ни сестер, ни детей. Крепкая дружная семья-результат человеческого труда, человеческих усилий. Семью закаляет труд, сплачивает праздник.
Учитель. Чтобы полнее представить картину семьи, проведем разминку.
· Какое чувство объединяет членов семьи? (любовь)
· Любимая игра всех дочек. (дочки – матери)
· Маленький, в доме живет, Кузькой зовут. (домовой)
· Семья носит одну…(фамилию)
· Мамина мама, папина мама. (бабушка)
· Мамин папа, папин папа. (дедушка)
· Мальчик, которого даже родители звали “дядей”? (Дядя Фёдор)
· Назовите четвероногих членов семьи. (дом. животные)
Пословицы
Учитель. О семье сложено много пословиц. Запомните их:
“На что и клад, коли в семье лад”.
“Вся семья вместе, так и душа на месте”.
“Вместе тошно, а врозь скучно”.
“Любовь да совет - так и горя нет”.
“Семья – печка: как холодно, все к ней собираются”.
Учитель. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный День семьи. Он отмечается 15 мая.
Учитель. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Ученик.
Когда родилась наша
дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя”.
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?
Правила семьи
Учитель. В крепкой дружной семье существуют свои правила.
· Родители контролируют школьные дела детей.
· Каждый член семьи имеет свои обязанности.
· При подготовке к семейным праздникам каждый членсемьи вносит свое посильное участие.
· Родители обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время.
· Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Учитель. Знаете ли вы, какой праздник в народе называют семейным?
Расшифруйте его название. Для этого из каждой строки выпишите только те буквы, которые не повторяются в этой строке:
Н И О В И Ы И Й
Т А А Г О Т Д А
Ответ: Новый год.
Учитель. Этот праздник считается семейным, потому что его принято праздновать всей семьей. Родственники собираются за общим столом и встречают Новый год, дарят друг другу подарки, высказывают пожелания. Даже детям 31декабря разрешается не ложиться спать до наступленияНового года.
В каждой семье отмечают праздники. Наряду с традиционными, т. е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.
Игра “Назови праздник”
Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.
Учитель. А какие семейные праздники существуют в ваших семьях?
Родословная
Каждая семья имеет свою родословную.
Родословная – это перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предок – древний родственник по роду.
Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков.
Учитель. А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?
- Знаете, откуда она родом?
Расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.
Реликвии
В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение.
Ученик. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.
Учитель. Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье.
Экстремальные ситуации
Иногда в семье случаются экстремальные ситуации, из которых дружная семья всегда найдет выход. Как бы вышла из данных ситуаций ваша семья?
· За два часа до прихода гостей в квартире отключили электричество.
· Цветы, купленные маме по общей договоренности к 8 Марта, завяли, не дождавшись праздника. Денег на покупку другого букета нет.
· Накануне Нового года сломался телевизор.
Ученик. “Пожелание”.
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Учитель. Дорогие ребята!
Объединяйтесь, любите своих мам, пап, дедушек, бабушек, братьев, сестер, помогайте им, будьте терпимы, умейте прощать, берегите друг друга.
Помните: пока рядом с вами ваша семья, пока рядом с вами близкие люди, вам не страшны никакие неприятности.
«Школьная семья».
У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш
класс назвать семьей?
У. - У нас с вами тоже школьная
семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже
нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать
друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
У. - Каковы ваши обязанности в
семье?
(Ответы учеников.)
У. - Точно так же у нас в
классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за
нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной
семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у
вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем
· Называть друг друга по именам.
· Защищать наших друзей, если их обижают.
· Помогать им в беде.
· Помогать им в учебе.
Мы не будем
· Грубить друг другу.
· Пускать в ход кулаки.
· Говорить друзьям обидные слова.
· Ругаться нецензурными словами
У. - Да мир в семье дороже всего. Давайте посмотрим, а
какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
«Молодец» много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:
Это класс наш – первый «А»! (Проговариваем все вместе)
Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:
Это класс наш – первый «А»!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш – первый «А»!
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:
Это класс наш – первый «А»!
А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш – первый «А»!
Первый «А» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.