Цель: Воспитывать негативное отношение к наркотикам.
Оборудование : 1) записи Бах, Моцарт,.
2)Плакат « Мифы о наркомании».
3) Рисунки учащихся.
4) Сочинения учащихся.
5) Анкеты.
На фоне музыки звучит стихотворение:
И мой ты выслушай наказ;
Прекрасна жизнь, вкушай ее
И жизнь- игра сыграй в нее.
Богатство- жизнь, ее беречь,
Лелеять надо. Горьких встреч,
Быть может, ты не избежишь,
Но, коль ты жизнью дорожишь,
Превозмогай все на пути.
И шанса жить не погуби!
И тайна –жизнь, ее познай.
И жизнь, как вызов, принимай!
Твори ее, но не теряй!
Превозмогай, преодолей.
И выжить все ж сумей, сумей!
Слово учителя.
Сегодня на классном часе мы поговорим о страшной беде, которая устойчиво обосновалась в нашем обществе - это наркомания. О причинах, которые заставляют людей употреблять наркотики.
Наркомания - это страшная беда и распространяется в России стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о масштабах и глубине поражения наркомании нашего общества:2% населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость; за последние 10 лет наркомания среди подростков возросла в 10 раз и сегодня насчитывают более полумиллиона детей наркоманов. Кроме этого один наркоман «заражает» (привлекает к наркотикам) около 60 человек. Связано это с распространением и перепродажей наркотиков. Нигде в мире наркоманию практически лечить не умеют. Дело в том, что болезнь эта не столько телесная, сколько духовная.
Учитель зачитывает анкету учащиеся (ответ №4 )
В чем же главная причина употребления наркотических средств? Причина эта в бездуховности, в напоминании для чего и зачем живёт человек на Земле. Это происходит потому, что в массовом сознании подростков существуют ложные мировоззренческие идеи (назовём их мифы) противостоящие традиционному общественному мировоззрению. И часто, идя на поводу у этих мифов, многие подростки либо сами попадают в среду наркоманов, либо – толкают на это своих товарищей. О некоторых из этих мифов мы сегодня поговорим и попробуем их разоблачить.
Итак, Миф 1: В жизни всё нужно попробовать.
Ученик: Какими бы мотивами ни руководствовался и ни оправдывался потребляющий наркотики человек, конец его будет один – долгая мучительная деградация и смерть. Это подтверждено личным опытом миллионов наркоманов. Даже если наркоман вовремя опомнится и расстанется с зельем, он уже никогда не станет полностью здоровым человеком. В связи с этим миф о том, что в жизни все нужно попробовать, очень опасен, ведь понятие «все» - абсолютное, означающее, что испытать себя надо во всем – и в хорошем и в плохом. Действительно, умный человек, произнося фразу «в жизни все нужно попробовать», заранее подразумевает: «все кроме того-то, того-то и того-то. Ему и в голову не придет, что ее можно истолковать буквально. Но в том-то и вся хитрость, что мы, подростки, будучи максималистами, часто воспринимаем понравившиеся идеи буквально.
Так же не стоит забывать о сильном групповом давлении.
Вот иллюстрация к нашим утверждениям.
Сценка.
Приятель-наркоман. На, попробуй разок, знаешь, какие глюки интересные!
Подросток. Не хочу.
Приятель-наркоман. Да ладно тебе, с одного раза ничего не будет, не понравится – бросишь.
Подросток. И пробовать не буду.
Приятель-наркоман. Да? А кто говорил: «Все в жизни надо попробовать?» – сам же говорил.
Подросток. Ну… Я, вообще-то, не совсем имел в виду, не в том смысле…
Приятель- наркоман. Ну, извини! Все, значит, все, а то как-то нелогично получается. Короче, сказал «все надо попробовать», вот и пробуй – на!
Подросток. Ладно, убедил.
Учитель. Таких приемов много, конечная цель одна – страдания и гибель человека.
А теперь миф 2.
Существуют «тяжелые» и «легкие» наркотики, а также наркотики,
не вызывающие привыкания.
Ученик. Те, кто говорит о существовании «тяжелых» и «легких» наркотиков, имеют в виду объективную сторону явления: быстроту проявления физической зависимости от наркотиков после первого их употребления, то есть времени, необходимого для начала «ломок». Психологическая же зависимость сторонниками данного мифа упускается из виду. И напрасно, ведь именно она является причиной того, что так мало наркоманов навсегда «завязывают» с «зельем» даже после специального лечения.
Казалось бы все просто: прошел курс лечения – живи и радуйся. Но вспоминания о прошлом «кайфе» не дают покоя, требуя повторения опыта, а мысли о былых муках оседают и забываются. И человек решается попробовать «в последний раз», после чего отправляется на новый, еще более страшный круг. Также стоит помнить, что излечившийся наркоман не сразу становится полноценным человеком, из-за чего его общество здоровых людей не спешит его принимать, а старые дружки- наркоманы – отпускать.Для того, чтобы направить свой ум и волю на разрыв с наркотиками, человек должен этого хотеть постоянно и очень сильно.
Наркоманы не знают или не хотят знать, что наркотики – это яды, которые в силу своих особенностей убивают постепенно. Правомерно ли вообще говорить о «легких» и «тяжелых» наркотиках? Не лучше ли честно назвать их «быстро и медленно убивающими ядами»?
Миф 3. О вкусах не спорят.
Учитель: Мы поговорим о некоторым направлениях современной молодежной музыки и о их связи с наркоманией. Но сначала давайте послушаем музыку одного из великих композиторов. (Звучит музыка Баха // Моцарта)
Ученик: Судьба произведений таких композиторов, как Моцарт, Паганини, Бах, значительно отличается от судеб творений некоторых направлений современной музыки (поп музыки,«тяжелого рока» и т. д.).Это связано с тем, что музыка вторых удовлетворяет лишь поверхностные, сиюминутные потребности и вкусы публики, поэтому, когда меняются музыкальные запросы, обусловленные модой, забываются и их творцы. Причем происходит это с поразительной быстротой. Так, еще вчера какой-нибудь «супер-хит» называли «самым крутым в истории», а уже сегодня бывшие фанаты говорят про него «старье, никакого кайфа и абсолютно мозги не прошибает». Почему они так говорят. Потому что сегодня повысилась потребность в возбуждающем музыкальном стимуляторе. А, значит, вчерашний «супермощный» стимулятор оказывается слишком слабым. Научными исследованиями доказано, что постоянное слушание «тяжелого рока» приводит к физиологической зависимости от музыки, то есть к появлению так называемой внутренней наркомании. Она, в свою очередь, может стать мощным стимулятором к употреблению наркотиков.
Звучит «тяжелый рок». Группа “Ramschtein”.
Ученик. При частом слушании соответствующей музыки возникает стойкая зависимость от этих «внутренних наркотиков», которая самим человеком ощущается как потребность вновь и вновь получать «кайф» от любимой мелодии. У любителя «музыкального кайфа» нарастает чувство беспокойства и дискомфорта, что автоматически вводит его в группу риска. Во-первых, потому, что торговцы смертью не дремлют. Видя в толпе танцующих подобного человека, они тут же предлагают «страждущему» «более легкое и эффективное средство», вначале бесплатно. Во- вторых, в текстах самих роковых песен часто происходит рекламирование наркомании и других пороков в явной и завуалированной форме.
Следовательно, миф «о вкусах не спорят» - опасный вымысел, скрывающий неприятную правду о том, что в процессе развития культуры систематически появляются опасные, уродливые ответвления, несущие вред как их почитателям, так и посторонним людям.
Учитель зачитывает отрывки из сочинений учащихся на тему «Я никогда не буду употреблять наркотики».
Миф 4.
Учитель. Если разумно и правильно использовать наркотики, можно открыть в себе небывалые способности и таланты, создавать шедевры, познавать высшие божественные истины, видеть сказочные миры – все это в целом может положительно сказаться на развитии личности.
Ученик. Слабость данного мифа заключается в том, что он основан на устаревших или подтасованных сведениях. Современная наука имеет много фактов опровергающих этот миф. Известно, что его творцами были европейские художники, писатели и поэты середины и конца 19 века – богема того времени. Их традиция продолжалась до середины 20 столетия. Этими людьми не осознавалась опасность употребления наркотиков, в 19 веке еще не существовало строгих научных данных
о механизмах действия наркотиков. Никому сейчас не известно, сколько амбициозных, но лишенных таланта людей погибли, пытаясь приобрести его с помощью наркотиков, но их было много.
Ученица читает стихотворение. Дается жизнь один лишь раз.
Зачем счастливый этот шанс
Ты отнимаешь у себя?
Живи с мечтой, живи любя.
Сними с души и сердца муки.
Пусть к свету тянутся лишь руки.
Не уж то радость на игле.
Полет над бездной, жизнь во мгле
И язвы на душе больной
Тебе дороже? Пусть тоской
Твои не полнятся глаза,
Пусть чистой будет в них слеза.
Внимай молитве и надежде,
Пусть будет чистым путь, безгрешным.
Неси свой крест. Ты – человек.
И долог будет пусть твой век.
Учитель. И еще один миф № 5, который мы попробуем опровергнуть. Человек может употреблять наркотики, но при этом никому не мешать жить. В этом случае никто не имеет морального права его упрекать, а тем более преследовать.
Учитель. В демократическом обществе человеку должно быть дозволено все, что не запрещено законом. В своих законодательных документах ООН запрещает наркотики, за что ее критикуют сторонники легализации торговли наркотиками. Наркоман даже самый экономный тратит на наркотики огромные деньги. Заработать их честным трудом он не способен, особенно из-за собственной деградации. Следовательно, большая часть денег приобретается сперва аморальным и бесчестным путем, а затем – преступным путем.
Таким образом, даже самого безвредного из наркозависимых людей можно назвать добровольным паразитом на теле общества - человеком считающимся нежелательным и опасным в любой, даже в самой демократичной стране мира.
В 1994 г. США и Россия договорились о совместной борьбе с организованной преступностью, включая незаконный оборот наркотиков.
Учитель. Мы привели примеры только некоторых мифов, но, надеюсь, сумели убедить вас в том, что все они ведут к гибели человека, как нравственной так и физической. И хотя наша молодежь с проблемой наркомании сталкивается все чаще и чаще, хочется сказать, что у нас подрастает хорошее поколение. Об этом говорит опрос, проведенный среди учащихся 9 - 11 классов.
В анкете были перечислены главные жизненные ценности.
Ребята выбрали 5 первоочередных
Ученик 1 Хорошие друзья - 76%
Ученик 2 Семья - 71%
Ученик 1 Любовь - 76%
Ученик 2 Свобода - 51%
Ученик 1 Интересная профессия - 51%.
Учитель. Вот ребята, наше время и закончилось. Я надеюсь, вы не смотрели на часы, вспоминая сказку о потерянном времени? Я думаю, что время не потеряно. А понравилась вам наша беседа или нет, мы узнаем, когда вы выразите свое мнение вот на этом дереве. (Светлая и темная сторона; учащиеся прикрепляют листочки на светлую сторону дерева, если понравилась, и на темную, если не понравилась.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.