Классный час на тему " Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова"
Оценка 4.6

Классный час на тему " Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
классное руководство
6 кл—11 кл +1
14.06.2020
Классный час на тему " Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова"
Государственное казенное общеобразовательная школа.docx

Государственное казенное общеобразовательная школа

 «Щедринская СОШ  Тляратинского района»

 

 

 

Устный журнал.

«Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова»

 

 

 

 

Магомедова Муъминат Гаджиевна .

  ЦОДОУ ЗОЖ   Государственное казенное общеобразовательное учреждение

  «Щедринская СОШ Тляратинского района».

(89064498624-телефон, magomedova23@yandex.ru).

п\о Туршунай,   индекс-368062.

 Классный час -Устный журнал.

«Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Классный руководитель 7 класса:

 Магомедова Муъминат Гаджиевна

 учитель биологии и химии 

ГКОУ «Щедринская СОШ Тляратинского района»

Методическая разработка устного журнала «Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова»

  Форма проведения классного часа: беседа с элементами дискуссии.

Цель познавательная:

- Изучить жизненный   и творческий  путь А.Д. Сахарова,

- Определить роль А.Д. Сахарова в истории развития науки нашей страны

- Выяснить, почему Сахарова А.Д можно считать личностью и гражданином России.

- Определить, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать личностью и

достойным гражданином своей страны.

Цель развивающая и воспитательная:

- развитие творческих способностей

-развитие активной жизненной позиции

- воспитание любви к ближнему.

- развитие мышления, внимания, воображения.

 

Оборудование  для проведения классного часа: толковый словарь С.И Ожегова, компьютер, мультипроектор, презентация устного журнала.

Ход классного часа:

Классный руководитель: Добрый день, ребята, гости нашего классного часа. Сегодня классный час посвящен крупнейшему ученому современности, общественному деятелю, человеку высоких нравственных принципов Андрею Дмитриевичу Сахарову.

Итак, тема классного часа « Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова»

Цель классного часа:

 - Изучить жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова,

- Определить роль А.Д. Сахарова в истории развития науки нашей страны

- Выяснить,  почему Сахарова А.Д  можно считать  личностью и гражданином России.

- Определить, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать личностью и достойным гражданином своей страны.

 

 

1.Актуализация опорных знаний.

Тема классного часа «Жизненный и творческий путь  А.Д. Сахарова», прежде чем начать разговор о А.Д. Сахарове, давайте выясним, дадим определения личности и гражданина, пользуясь толковым словарем С.И Ожегова , интернетом.

(Учащиеся , используя толковый словарь, интернет- сайт « Википедия», дают определения)

ЛИЧНОСТЬ, и, ж.

1. Человек как носитель какихн. свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая л. Роль личности в истории. Установить чьюн. л. (узнать, что за человек, его имя; офиц.).

2. мн. Обидные замечания, намёки (устар.). Прошу без личностей. Перейти на личности.

| прил. личностный, ая, ое (к 1 знач.; книжн.). Личностные качества.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.[2]

Классный руководитель: Итак, мы получили определение  личности и гражданина, в конце классного часа Вам необходимо будет ответить, почему  же А.Д. Сахарова мы считаем личностью и гражданином своей страны, но прежде мы познакомимся с основными этапами жизни и деятельности этого человека, основные вопросы  устного журнала: 

1.      Детство  и отрочество  А.Д. Сахарова.

2.      Первые шаги А.Д. Сахарова  как ученого.

3.      Лидер правозащитнического движения.

4.      Горьковская  ссылка.

5.      Достижение в науке и политике А.Д Сахарова.

6.      Народ помнит своих героев.

Классный руководитель: Первая страница нашего  устного  журнала.

1.      Детство  и отрочество  А.Д. Сахарова.

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Большое влияние на формирование человека, его взглядов, отношения к другим людям, выбор профессии, да и на его позицию в жизни всегда оказывает семья. Так было и у А.Д.Сахарова, семья которого сосредоточила в себе род характерных признаков и особенностей нашего народа, была как бы малым отражением исторического развития отечественной интеллигенции.

Мама А.Д.Сахарова, Екатерина Алексеевна (до замужества Софиано) родилась в декабре 1893 года в Белгороде, Дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. Среди его предков были обрусевшие греки - отсюда греческая фамилия – Софиано. Мама получила образование в Дворянском институте в Москве.

Семья отца отличалась от маминой. Дед отца Николай Сахаров был священником в пригороде Арзамаса в селе Выездное, и священниками же были его предки на протяжении нескольких поколений. И мама, и большинство других родственников А.Д.Сахарова были глубоко верующими людьми. Это, безусловно, оказывало влияние на Андрея Дмитриевича, сам он в детстве также посещал Церковь, однако, как он сам вспоминал, "лет в 13 я решил, что я неверующий - под воздействием общей атмосферы жизни и не без папиного воздействия, хотя и неявного... Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством и отличаются, главным образом обрядовостью или фанатизмом и нетерпимостью). В тоже время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.

Следовательно, А.Д.Сахаров постепенно пришел к своему, качественно новому восприятию мира и места религии в нем.

Дед А.Д.Сахарова Иван Николаевич Сахаров был десятым ребенком в семье и единственным, получившим высшее (юридическое) образование. Дед уехал учиться в Нижний Новгород в ста километрах от Арзамаса. Иван Николаевич стал популярным адвокатом, присяжным поверенным перебрался в Москву и в начале века снял ту квартиру, где позже прошло детство А.Д.Сахарова. И.Н.Сахаров был человеком либеральных (по тем временам и меркам) взглядов. Среди знакомых семьи были такие люди, как В.Г.Короленко, известный адвокат Ф.Н.Плевако, писатель П.Д.Боборыкин.

Интересным представляется тот факт, что И.Н.Сахаров в 1906 г. был редактором большого коллективного издания "Против смертной казни" (Сборник статей под редакцией М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова, М. ,1906г.). Сам Андрей Дмитриевич указывал, что "эта книга, которую я читал ещё в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге (восходящие к Гюго, Толстому, Короленко и другим выдающимся людям прошлого), кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас.

Я думаю, что для моего деда участие в работе над этой книгой явилось исполнением внутреннего долга и в какой-то мере актом гражданской смелости".

Классный руководитель : Ребята, вы познакомились с детством и отрочеством  А.Д. Сахарова. Скажите, какое событие из его жизни произвело на Вас  впечатление. Что Вас поразило, наиболее запомнилось?

 

 

Классный руководитель: Вторая страница нашего устного журнала.

2.      Первые шаги А.Д. Сахарова  как ученого.

В школу пошел сразу в седьмой класс, окончив ее с отличием в 1938 году, и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 году, в эвакуации, в Ашхабаде. Летом и осенью 1942 года несколько недель жил в Коврове, куда первоначально был направлен на работу по окончании университета, затем работал на лесозаготовках в глухой сельской местности под Мелекессом. С этими днями связаны его первые, самые острые впечатления о жизни рабочих и крестьян в то трудное время. В сентябре 1942 года направлен на большой военный завод на Волге, где работал инженером-изобретателем до 1945 года. На заводе стал автором ряда изобретений в области контроля продукции (в университете Сахаров, к сожалению, не сумел включиться в активную научную работу). В 1944 году, работая на заводе, он написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв. Эти первые работы никогда не были опубликованы, но «они дали мне то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому научному работнику», писал в последствии сам ученый.

     С 1945 года А. Д. Сахаров – аспирант Физического института АН СССР им. Лебедева. Его руководителем, имевшим на него большое влияние, становится  крупнейший физик-теоретик Игорь Евгеньевич Тамм, впоследствии академик и лауреат Нобелевской премии по физике. В 1948 году Сахарова включают в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. Руководителем группы становится все тот же  И. Е. Тамм.  Последующие двадцать лет - непрерывная работа в условиях сверхсекретности и сверхнапряжения сначала в Москве, затем в специальном научно-исследовательском секретном центре (Арзамас-16) под Горьким. Как пишет сам Сахаров: «Все мы тогда были убеждены в жизненной важности этой работы для равновесия сил во всем мире и увлечены ее грандиозностью».  Участие  Сахарова в этих работах является решающим для их успеха. Андрей Дмитриевич начал исследования по ядерной проблеме против своего желания. Позднее, уже войдя в работу, он пришел к мнению, что этой проблемой нужно было заниматься. В США уже во всю велись аналогичные исследования, и А. Д. Сахаров считал, что нельзя допускать положения, при котором США стали бы монопольным обладателем термоядерного оружия. В этом случае стабильность мира была бы поставлена под угрозу.

Классный руководитель : Итак, в какой области работал  А.Д. Сахаров? Почему ученый стал бороться за запрещение и ограничение ядерного оружия? Как Вы думаете, актуально ли это  в настоящее время?

 

3.       Классный руководитель: Третья страница нашего устного журнала называется…..

 Лидер правозащитнического движения.

К 1966 – 1967 годам относятся первые обращения Сахарова в защиту репрессированных. В 1968 году возникла потребность в достаточно развернутом, открытом и откровенном выступлении. Так появилась статья "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Это выступление стало поворотным во всей дальнейшей судьбе Сахарова. Очень быстро оно стало широко известно во всем мире. В советской прессе "Размышления" долго замалчивались, потом о них стали упоминать весьма неодобрительно. Многие, даже сочувствующие, критики воспринимали мысли Сахарова в этой работе как очень наивные, прожектерские.

     С 1970 года защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для Андрея Дмитриевича на первый план. Участие вместе с Валерием Чалидзе и Андреем Твердохлебовым, а затем с Шафаревичем и Подъяпольским в Комитете прав человека являлось одним из выражений этой позиции. С июля 1968 года, после опубликования за рубежом его статьи, Сахаров отстранен от секретных работ и "отлучен" от привилегий советской "номенклатуры".  Начиная с 1972 года, на Сахарова и на его близких все более усиливается давление, кругом нарастают репрессии, и почти каждый день надо было выступать в защиту кого-то. Часто в эти годы Сахаров выступал и по проблемам мира и разоружения, свободы контактов, передвижения, информации и убеждений, против смертной казни, о сохранении среды обитания и о ядерной энергетике.

     В 1975 году А. Д. Сахаров написал книгу "О стране и мире" и в том же году  он  удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира. В нобелевской лекции  "Мир, прогресс, права человека",  излагая свои взгляды, он отметил, что "единственной гарантией мира на Земле может быть только соблюдение прав человека в каждой стране". Присуждение А. Д. Сахарову Нобелевской премии мира сопровождалось волной дезинформации и клеветы в его адрес. В ответ он пишет: «Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды – Нобелевской премии мира. Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР». А в январе 1980 года его лишают всех правительственных наград СССР  и высылают в город Горький. В ссылке он пробыл 7 лет без нескольких дней. Доступ к нему в эти годы был сведен к минимуму, он был изолирован от советской и мировой общественности. За время горьковской ссылки А. Д. Сахаров провел три голодовки, к нему применялись меры физического воздействия, во время голодовок он был изолирован даже от жены.

     Несмотря на колоссальные трудности, А. Д. Сахаров и в Горьком продолжал свои научные исследования и общественную деятельность. Он пишет заявления в защиту политических заключенных в СССР, статьи о проблемах разоружения, о международных отношениях.

 

 Классный руководитель: Ребята, Почему Андрей Дмитриевич Сахаров проявил такую гражданскую активность?

Что было внутренним двигателем его поступков? А вы смогли бы противостоять всему обществу в одиночку? Что значит гуманизация общественной деятельности?

  Давайте обратимся к Википедии, найдем определение гуманизации.

(Учащиеся  пользуются интернетом, находят определение)

Гуманизация — усиление человеколюбия, справедливости в экономической, общественной жизни; признание и уважение общечеловеческих ценностей, внимание к людям.

 

 

Классный руководитель: Четвертая страница нашего устного журнала называется….  4.Горьковская ссылка.

22 января 1980 года служебный автомобиль, в котором Сахаров направлялся на семинар в Физический институт Академии наук СССР, остановили сотрудники ГАИ. Академика пересадили в другую машину и транспортировали в столичную прокуратуру, где ознакомили с постановлением о лишении всех наград, в том числе - звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской и Ленинской премий, а также ордена Ленина. При этом, членство АН СССР ему любезно оставили. Напоследок Андрею Дмитриевичу разрешили сделать телефонный звонок Елене Боннэр, через два часа за ней прибыла машина КГБ и они дружно отправились в ссылку.

«Духовный отщепенец, провокатор Сахаров всеми своими подрывными действиями давно поставил себя в положение предателя своего народа и государства» – писала в те дни «Комсомольская правда».

Сослали Андрея Дмитриевича без суда «за преступную деятельность». Деятельность состояла в резкой критике начала войны в Афганистане и призыве к международной общественности осудить действия СССР. Сахаров был доставлен в Горький самолетом под «конвоем» зампредседателя КГБ С.К.Цвигуна. Он провел в Горьком почти 7 лет. В Горьком Сахаров провел три довольно тяжёлых голодовки. В 1981 году он вместе с Боннэр выдержал первую семнадцатидневную - за право выезда к мужу за рубеж невестки Сахаровых Лизы Алексеевой. В мае 1984 года он голодал 26 дней, в апреле–октябре 1985 года — 178 дней. В результате власти пошли на уступки: Е. Г. Боннэр был разрешен выезд за рубеж, в конце 1985 года она улетела из Москвы и летом 1986 года, после проведения в США операции на сердце, вернулась в СССР. В течение этого времени Сахарова неоднократно госпитализировали и насильно кормили. 

 

Классный руководитель:  Пятая страница нашего устного журнала

5.         Достижение в науке и политике А.Д Сахарова.

Одновременно с работой над водородными бомбами академик Сахаров вместе с Таммом в 1950 году предложил идею, как осуществить магнитное удержание плазмы. Ученый сделал основополагающие расчеты по этому вопросу. Также ему принадлежат идея и расчеты по формированию сверхсильных магнитных полей путем обжатия магнитного потока цилиндрической проводящей оболочкой. Ученый занимался этими вопросами в 1952 году. В 1961 г. Андрей Дмитриевич предложил применять лазерное обжатие в целях получения термоядерной управляемой реакции. Идеи Сахарова заложили фундамент масштабным исследованиям, осуществленным в сфере термоядерной энергетики. Нобелевская премия мира заслуженно была присуждена академику в октябре 1975 г. Награду получила его супруга, которая лечилась за границей. Она огласила речь Сахарова, подготовленную им для церемонии вручения. В ней ученый призывал к "подлинному разоружению" и "истинной разрядке", к политической амнистии во всем мире, а также к повсеместному освобождению всех узников совести. На следующий день супруга Сахарова выступила с его Нобелевской лекцией "Мир, прогресс, права человека". В ней академик доказывал, что все три эти цели тесно связаны друг с другом.

  Классный руководитель:   И завершающая  шестая страница нашего устного журнала….  6.Народ помнит своих героев.

В марте 1989 г. Сахаров стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Ученый много думал о реформе политической структуры в Советском Союзе. В ноябре 1989 г. Сахаров представил проект конституции, которая основывалась на защите прав личности и права народов на государственность. Биография Андрея Сахарова завершается 14 декабря 1989 г., когда после очередного напряженного дня, проведенного на Съезде народных депутатов, он скончался. Как показало вскрытие, сердце академика было полностью изношено. В Москве, на Востряковском кладбище, покоится "отец" водородной бомбы, а также выдающийся борец за права человека. Память о великом ученом и общественном деятеле живет в сердцах многих. В 1989 году в нашей стране был образован Фонд Андрея Сахарова, цель которого – сохранение памяти об Андрее Дмитриевиче, продвижение его идей, а также защита прав человека. В 1990 году Фонд появился и в США. Елена Боннэр, жена академика, долгое время была председателем двух этих организаций. Она скончалась 18 июня 2011 г. от сердечного приступа.

В Москве есть проспект академика Сахарова, а также работает музей и общественный центр его имени. Музей Сахарова существует и в Нижнем Новгороде; это квартира на первом этаже 12‑этажного дома, в которой Сахаров жил в течение семи лет ссылки.

В Риге, Дубне, Челябинске, Казани, Львове, Хайфе, Одессе, Сарове, Сухуми есть улицы, названные его именем. В Санкт‑Петербурге именем Андрея Сахарова названы парк и площадь, на которой ему установлен памятник; такая же площадь есть Ереване, где также установлен памятник Сахарову, а его именем названа средняя школа номер 69. В центре Барнаула есть площадь Сахарова, где проводятся ежегодный День города и прочие городские массовые мероприятия. В Белоруссии именем Сахарова назван Международный государственный экологический университет. В Иерусалиме есть Сады Сахарова.

Именем академика Сахарова названа горная вершина на Алтае. Пик находится на Северо-Чуйском хребте в районе ущелья Шавло. Его имя присвоено одной из горных вершин Кавказа, которую группа альпинистов из Москвы, Северной Осетии, Кабардино‑Балкарии, Повольжья, Урала покорила 31 июля 1996 года.

В 1979 году именем Андрея  Сахарова был назван астероид.

В 1988 году Европарламент учредил премию "За свободу мысли" имени Андрея Сахарова, которая присуждается ежегодно за "достижения в деле защиты прав человека и его основных свобод, а также за уважение международного законодательства и развитие демократии".

В 1991 году почта СССР выпустила марку, посвящённую Сахарову.

С 1992 года  проводится Международный фестиваль искусств имени Сахарова.

В 1993 году в Брендейском университете был основан архив Сахарова, который вскоре был переведен в Гарвардский университет. Документы архива относятся к периоду с 1968 по 1991 годы.

            2.Рефлексия:

Ребята, сегодня мы с Вами познакомились с судьбой Андрея Дмитриевича Сахарова, определили роль А.Д. Сахарова в истории развития науки нашей страны, выяснили,  почему Сахарова А.Д  можно считать  личностью и гражданином России, определили, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать личностью и достойным гражданином своей страны. Какие выводы Вы сделали из нашего классного часа? Какие принципы деятельности ученого хотели бы применить в своей жизни?

( Учащиеся отвечают, анализируют, делают выводы).

Классный руководитель : Жизнь А.Д.Сахарова - уникальный пример беззаветного служения человеку и человечеству. Я бы хотела пожелать всем, чтобы Вы были достойными гражданами своей страны, настоящими личностями, пропагандирующими гуманизацию во всем мире.

Спасибо за внимание!!!

 

 

Источники и литература:

1.                  Сахаров А. В борьбе за мир. М.,1973.

2.                  Сахаров А. Тревога и надежда. М., 1991.

3.                  Сахаров А. За и против. 1973 год: Документы, факты, события. М., 1991.

4.                  Андрей Дмитриевич Сахаров: Фрагменты биографии. М., 1991;

5.                  Гражданин мира (А.Д. Сахаров): Рекомендательный указатель литературы. М., 1993;

6.                  Сахаров А.Д. За день до кончины…// Новое время,1989, № 52

7.                  Сахаров А.Д. Из Нобелевской речи // Природа, 1990 №8.

8.                  Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Нобелевская лекция // Октябрь. 1990,  №1.

9.                  http://www.sakharov-center.ru

Магомедова Муъминат Гаджиевна .

  ЦОДОУ ЗОЖ   Государственное казенное общеобразовательное учреждение

  «Щедринская СОШ Тляратинского района».

(89064498624-телефон, magomedova23@yandex.ru).

п\о Туршунай,   индекс-368062.

 Классный час -Устный журнал.

«Жизненный и творческий путь А.Д. Сахарова»


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное казенное общеобразовательная школа «Щедринская

Государственное казенное общеобразовательная школа «Щедринская

Методическая разработка устного журнала «Жизненный и творческий путь

Методическая разработка устного журнала «Жизненный и творческий путь

Тема классного часа « Жизненный и творческий путь

Тема классного часа « Жизненный и творческий путь

Достижение в науке и политике

Достижение в науке и политике

А.Д.Сахарова. И.Н.Сахаров был человеком либеральных (по тем временам и меркам) взглядов

А.Д.Сахарова. И.Н.Сахаров был человеком либеральных (по тем временам и меркам) взглядов

С 1945 года А. Д. Сахаров – аспирант

С 1945 года А. Д. Сахаров – аспирант

Сахаров отстранен от секретных работ и "отлучен" от привилегий советской "номенклатуры"

Сахаров отстранен от секретных работ и "отлучен" от привилегий советской "номенклатуры"

Классный руководитель: Четвертая страница нашего устного журнала называется…

Классный руководитель: Четвертая страница нашего устного журнала называется…

Андрей Дмитриевич предложил применять лазерное обжатие в целях получения термоядерной управляемой реакции

Андрей Дмитриевич предложил применять лазерное обжатие в целях получения термоядерной управляемой реакции

В Белоруссии именем Сахарова назван

В Белоруссии именем Сахарова назван

Источники и литература: 1.

Источники и литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020