Классный час на тему
«Человек и нравственность».
Рассчитан на 8 класс
Цель: усвоить основные нравственные требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Задачи: 1) развитие кругозора учащихся (даются правила и советы поведения в школьном коллективе, семье, в обществе);
2) научить формировать и правильно высказывать свою точку зрения, свое отношение к событиям;
3) развить эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям;
4) дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке.
Оформление класса: в классе развешены листы ватмана с цитатами: «Все, что прекрасно — нравственно.» (Г.Флобер), «Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности.» (В. А. Сухомлинский), «Твоя совесть — это мерило искренности твоего желания быть самим собой. Прислушайся к ней внимательно.» (Р.Бах), «Наша моральная проблема — это безразличие человека к себе.» (Э.Фромм), «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.» (Цицерон), «Самое простое и самое короткое нравственное правило ее в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, решает все затруднения.» (Л. Н. Толстой). Оформлена выставка репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И.Е. Репина; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова и др.).
Предварительная подготовка: необходимо с помощью детей найти высказывания знаменитых людей о нравственности, подготовиться к практическим занятиям, заготовить жетоны и все необходимые карточки.
Ход классного часа
С помощью жетонов весь класс разбивается на группы
Учитель: Люди разные бывают:
Хорошие, плохие.
Бывают очень сильные
И подвластные стихии,
Способные и так себе,
Горькие и сладкие,
Бывают очень добрые,
Бывают очень гадкие.
Серые, дождливые,
Гнусные, искусные,
Приятные, счастливые,
Веселые и грустные...
Я приветствую каждого из вас — таких разных, непохожих друг на друга. Интерес к человеку, как к явлению природы вообще, и к самому себе в частности возник издревле. Люди давно поняли: нет ничего интереснее, сложнее, прекраснее человека. Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.»
Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу вы могли бы назвать?
(Происходит обсуждение в группах, от каждой группы выступает представитель)
Учитель: Мораль и нравственность — понятия-синонимы. Мораль — система норм и правил, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, уважение к старшим и многое другое. В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в легендах, сказках, песнях, пословицах. Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого. Все вы, конечно, помните такие строчки:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
Что такое хорошо и что такое плохо?
Как бы вы объяснили это мальчику?
(Происходит обсуждение в группах, затем каждая группа высказывает свое мнение.)
Затем группам раздаются цветные листы бумаги — черные и красные. На листах ватмана на доске написан список различных поступков, например: помогать товарищу, лгать, чтить память об умерших и т.д. За отведенное время группы на обороте черного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного — нравственные поступки.
Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Сейчас я дам каждому из вас карточку с вопросом, вы подумаете и ответите на свой вопрос.
(Примерные вопросы: подумайте, способны ли вы, если никто не увидит
— украсть пучок редиски у соседа на даче;
— съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
— сделать благотворительный взнос.)
Учитель: На основании своих ответов сделайте выводы относительно своего морального облика. Далее я хочу поговорить с вами о том, что необходимо уметь видеть в каждом человеке прекрасное. В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, — писал известный польский педагог Януш Корчак. — Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами». Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи. Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство.
Выходит ученик и читает отрывок из рассказа К. Паустовского «Старый повар».
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик -бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с по-ВВрам его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шёпотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» - «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец,- а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг ради любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, - повторил он, - слушайте и смотрите». И он заиграл.
(Звучит музыка.)
«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как - будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»
Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
Задание №1.
Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П.Д. Корина, A.M. Шилова и др.
В чем непохожесть портретов?
На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях?
Что объединяет все портреты?
В чем красота изображаемых художником лиц?
Пояснение учителя: красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.
Задание №2.
Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов.)
Какие черты характера в портретируемых вас привлекли?
Какое качество личности желает подчеркнуть художник?
Как сам художник относится к портретируемому?
Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?
Пояснения учителя: научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.
Задание №3.
Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н.Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А.Огрепетовой, написанные И. Е.Репиным и Н.Я. Ярошенко.
В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых?
Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа?
Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом?
Что хотел сказать художник своим произведением?
Пояснения учителя: художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. Льва Николаевича Толстого писали многие художники. Наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога акцентирует И.Н. Крамской. Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.
Учитель: У каждого человека своя, неповторимая, непохожая ни на что жизнь. В ней уживаются рядом свет и тень, добро и зло, любовь и ненависть. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которой даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Конечно, нам понятно эмоциональное восклицание Шекспира; «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?!» Однако здесь, видимо, надо проявить известную терпимость. Очень метко заметил римский философ Сенека: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?» Действительно, когда мы встречаем обязанного человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, и об этом забываем. Осознание сделанного добра это и есть высшая награда для человека. Очень часто конкретная ситуация, внутреннее состояние человека сказываются на проявлении его истинного лица. Каждой группе я предлагаю создать ситуацию, в которой человек окажется перед выбором. В основе каждой ситуации пусть будет одно из проявлений человеческих отношений: для одних —любовь, для других — агрессия, для третьих — равнодушие.
(Раздают карточки каждой группе.)
Учитель: В вашу ситуацию войдет незнакомый вам человек, который, не зная ситуации в целом, будет действовать в ответ на ваши слова и действия, исходя из своих внутренних побуждений. Для нас важным будет уловить ваши ощущения, чувства, которые охватят каждого во время проигрывания сцены.
(Группам дается время на подготовку, затем они выступают, после этого учитель вывешивает на доске изображение контура человека.)
Учитель: Человек несет в себе тысячелетний опыт, который накопили в себе поколения предков. На сколько знания, интеллект, уровень культуры будут богатыми, зависит только от нас самих. Наш человек, нарисованный на бумаге, пока безлик. А ведь каждый из нас уникален, единственен на этой земле каждый — индивидуальность. Давайте сейчас создадим человека, который будет идеален по нашим представлениям.
(Каждая группа придумывает пять качеств, которыми они хотят наградить человека и три запасных. Затем представитель первой группы выходит к доске и вписывает фломастером это качество в контур человека. Потом представитель второй группы и т. д. если то качество, которое придумала группа уже есть, то они вписывают запасное.)
Учитель: Вот мы и создали с вами человека, который по нашим представлениям является идеальным.
Клад огромный — внутреннее «Я»
Неизвестных миру вдохновений.
Может быть, что исповедь моя —
Повторенья; чьих-то размышлений.
В это так поверить трудно мне,
Но ведь я — один из миллионов,
А мои раздумья в тишине —
Вновь проверка общего закона?
Как же так: выходит, я — не я?
Я ничто в огромной массе жизни?
Я уйду, и, может, лишь друзья
Пожалеют: «Был такой нелишний!..»
В совершенстве все великое... А я?
Необузданные мысли вскачь несутся.
Жизнь — из повторений колея
Всех, что человечеством зовутся.
Может, я мыслитель, я — титан?
Трудно в невозможное поверить..!
Может, в тайне жизни, где-то там
Только для меня открыты двери?..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.