Классный час на тему ''Человек и нравственность''
Оценка 5

Классный час на тему ''Человек и нравственность''

Оценка 5
doc
Междисциплинарный 3
27.02.2021
Классный час на тему ''Человек и нравственность''
Классный час на тему ''Человек и нравственность''.doc

 

Классный час на тему

«Человек и нравственность».

Рассчитан на 8 класс

 

 

Цель: усвоить основные нравственные требования в поведе­нии и общении с людьми, овладеть навыками культурного по­ведения.

 

Задачи: 1) развитие кругозора учащихся (даются правила и со­веты поведения в школьном коллективе, семье, в обществе);

2) на­учить формировать и правильно высказывать свою точку зрения, свое отношение к событиям;

3) развить эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям;

4) дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке.

 

Оформление класса: в классе развешены листы ватмана с цитатами: «Все, что прекрас­но — нравственно.» (Г.Флобер), «Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробу­дить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности.» (В. А. Сухомлинский), «Твоя совесть — это мери­ло искренности твоего желания быть самим собой. Прислушай­ся к ней внимательно.» (Р.Бах),  «Наша моральная проблема — это безразличие человека к себе.» (Э.Фромм),  «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.» (Цицерон), «Самое простое и самое короткое нравственное правило ее в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, решает все затруднения.» (Л. Н. Толстой). Оформлена выставка реп­родукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И.Е. Репина; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова и др.).

 

 

Предварительная подготовка: необходимо с помощью детей найти  высказывания знаменитых людей о нравственности, подго­товиться к практическим занятиям, заготовить жетоны и все не­обходимые карточки.


 

 

Ход классного часа

 

С помощью жетонов весь класс разбивается на группы

Учитель: Люди разные бывают:

Хорошие, плохие.

Бывают очень сильные

И подвластные стихии,

 Способные и так себе,

 Горькие и сладкие,

Бывают очень добрые,

Бывают очень гадкие.

Серые, дождливые,

Гнусные, искусные,

 Приятные, счастливые,

Веселые и грустные...

 

Я приветствую каждого из вас — таких разных, непохожих друг на друга. Интерес к человеку, как к явлению природы во­обще, и к самому себе в частности возник издревле. Люди давно поняли: нет ничего интереснее, сложнее, прекраснее человека. Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспи­таешь, потому что это утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу — школу воспитания добрых чувств.»

 

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нор­мы и правила, определяющие обязанности человека по отноше­нию к обществу вы могли бы назвать?

(Проис­ходит обсуждение в группах, от каждой группы выступает представитель)

 

Учитель: Мораль и нравственность — понятия-синонимы. Мораль — система норм и правил, включает в себя общечело­веческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, уважение к стар­шим и многое другое. В отличие от норм права, где за соблюдением закона над­зирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий пе­редавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в легендах, сказках, песнях, пословицах. Контроль за выполнением моральных норм осущест­вляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого. Все вы, конечно, помните такие строчки:

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

Что такое хорошо и что такое плохо?

Как бы вы объяснили это мальчику?

(Проис­ходит обсуждение в группах, затем  каждая группа высказывает свое мнение.)

Затем группам раздаются цветные листы бумаги — черные и крас­ные. На листах ватмана на доске написан список различных поступков, например: помогать товарищу, лгать, чтить память об умерших и т.д. За отведенное время группы на обороте чер­ного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного — нравственные поступки.

 

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравствен­ности? Сейчас я дам каждому из вас карточку с вопросом, вы подумаете и ответите на свой вопрос.

(Примерные вопросы: подумайте, способны ли вы, если никто не увидит

 украсть пучок редиски у соседа на даче;

—  съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;

—  сделать благотворительный взнос.)

 

 

Учитель: На основании своих ответов сделайте выводы отно­сительно своего морального облика. Далее я хочу поговорить с вами о том, что необходи­мо уметь видеть в каждом человеке прекрасное. В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, при­ятный голос облегчают жизненный путь, — писал известный польский педагог Януш Корчак. — Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами». Внешне неприметный человек может восхищать нас сво­им мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, чест­ностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи. Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скры­вающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом помо­жет нам искусство.

 

 

 

Выходит ученик и читает отрывок из рассказа К. Паустовского «Старый повар».

«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Авст­рии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик -бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все уб­ранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, гру­бый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, нако­нец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с по-ВВрам его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и мо­нахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы испове­дать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул голо­вой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кро­вати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шёпотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач пропи­сал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужо­го стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» - «То, что вы соверши­ли, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец,- а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг ради любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-ни­будь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встре­тил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацве­тет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавеси­ну и сел перед ним на табурет. — Хорошо, - повторил он, - слушайте и смотрите». И он заиграл.

(Звучит музыка.)

«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не дви­гаясь, как - будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»

Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.

 

 

Задание №1.

 Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской ца­рицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рем­брандта, П.Д. Корина, A.M. Шилова и др.

В чем непохожесть портретов?

На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях?

Что объединяет все портреты?

В чем красота изображаемых художником лиц?

Пояснение учителя: красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женс­твенность, грациозность, гармонию форм у женщины. Порт­реты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искус­ства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

 

 

Задание №2.

Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы ху­дожников-портретистов.)

Какие черты характера в портретиру­емых вас привлекли?

Какое качество личности желает подчерк­нуть художник?

Как сам художник относится к портретируемому?

Какими художественными средствами он подчеркивает пре­красные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя: научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проник­новение в глубину творческого процесса художника, постиже­ние языка изобразительного искусства.

 

 

Задание №3.

Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н.Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской акт­рисы П. А.Огрепетовой, написанные И. Е.Репиным и Н.Я. Ярошенко.

В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых?

Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа?

Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом?

Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения учителя: художник, работая над портретом, стара­ется не только передать внешнее сходство с моделью, но и рас­крыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем са­мое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. Льва Николаевича Толстого писали многие художники. Наше внимание на мудрости, проницательности великого писа­теля, мыслителя, психолога акцентирует И.Н. Крамской. Талантливо передал художник особенно выра­зительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

 

Учитель: У каждого человека своя, неповторимая, непохожая ни на что жизнь. В ней уживаются рядом свет и тень, добро и зло, любовь и ненависть. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которой даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Конечно, нам понятно эмоциональное восклицание Шек­спира; «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного чело­века?!» Однако здесь, видимо, надо проявить известную тер­пимость. Очень метко заметил римский философ Сенека: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?» Действительно, когда мы встре­чаем обязанного человека, то нередко вспоминаем, как он дол­жен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, и об этом забываем. Осознание сделанного добра это и есть высшая награда для человека. Очень часто конкретная ситуация, внутреннее со­стояние человека сказываются на проявлении его истинного лица. Каждой группе я предлагаю создать ситуацию, в которой человек окажется перед выбором. В основе каждой си­туации пусть будет одно из проявлений человеческих отноше­ний: для одних —любовь, для других — агрессия, для треть­их — равнодушие.

(Раздают карточки каждой группе.)

Учитель: В вашу ситуацию войдет незнакомый вам человек, который, не зная ситуации в целом, будет действовать в ответ на ваши слова и действия, исходя из своих внутренних побуж­дений. Для нас важным будет уловить ваши ощущения, чувства, которые охватят каждого во время проигрывания сцены.

(Группам дается время на подготовку, затем они выступают, после этого учитель вывешивает на доске изображение контура человека.)

 

Учитель: Человек несет в себе тысячелетний опыт, кото­рый накопили в себе поколения предков. На сколько знания, интеллект, уровень культуры будут богатыми, зависит толь­ко от нас самих. Наш человек, нарисованный на бумаге, пока безлик. А ведь каждый из нас уникален, единственен на этой земле каждый — индивидуальность. Давайте сейчас создадим человека, который будет идеален по нашим представлениям.

(Каждая группа придумывает пять качеств, которыми они хо­тят наградить человека и три запасных. Затем представитель первой группы выходит к доске и вписывает фломастером это качество в контур человека. Потом представитель второй груп­пы и т. д. если то качество, которое придумала группа уже есть, то они вписывают запасное.)

Учитель: Вот мы и создали с вами человека, который по на­шим представлениям является идеальным.

Клад огромный — внутреннее «Я»

Неизвестных миру вдохновений.

Может быть, что исповедь моя —

Повторенья; чьих-то размышлений.

В это так поверить трудно мне,

Но ведь я — один из миллионов,

А мои раздумья в тишине —

Вновь проверка общего закона?

Как же так: выходит, я — не я?

Я ничто в огромной массе жизни?

Я уйду, и, может, лишь друзья

Пожалеют: «Был такой нелишний!..»

В совершенстве все великое... А я?

Необузданные мысли вскачь несутся.

Жизнь — из повторений колея

Всех, что человечеством зовутся.

Может, я мыслитель, я — титан?

Трудно в невозможное поверить..!

Может, в тайне жизни, где-то там

Только для меня открыты двери?..


Классный час на тему «Человек и нравственность»

Классный час на тему «Человек и нравственность»

Ход классного часа С помощью жетонов весь класс разбивается на группы

Ход классного часа С помощью жетонов весь класс разбивается на группы

Проис­ходит обсуждение в группах, затем каждая группа высказывает свое мнение

Проис­ходит обсуждение в группах, затем каждая группа высказывает свое мнение

Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души»

Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души»

Задание №2. Перед вами портреты

Задание №2. Перед вами портреты

Очень часто конкретная ситуация, внутреннее со­стояние человека сказываются на проявлении его истинного лица

Очень часто конкретная ситуация, внутреннее со­стояние человека сказываются на проявлении его истинного лица
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021