ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.»
Классный час
на тему: «Читай! Умей! Живи ярко!»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Чекунаева Е.Г.
Цель: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, стимулировать самообразование школьников, воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование: выставка книг разных форматов и разных жанров; портреты писателей, пакеты с набором разрезных картинок по прочитанным произведениям.
Ход мероприятия.
І Организация класса
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Сядете ровно, спинки выпрямите, улыбнитесь друг другу, начинаем урок.
ІІ. Сообщение темы и постановка целей урока.
Постановка целей (на доске начало фраз)
- Чему будете учиться, поставьте цель?
1. Я познакомлюсь…
2. Узнаю, определю…
3. Буду тренироваться …
4. Выскажу … (своё отношение)
5. Учиться… (сотрудничать, активно работать)
ІІІ. Работа по теме урока
1. Вступительная беседа
Педагог: Наш сегодняшний разговор мы посвяти книгам. Зачем нужны книги людям? Какие бывают книги? Какое место занимают книги в современное время, время компьютеров и аудио-видио аппаратуры?
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой
интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет
-С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Книга вошла в вашу жизнь. Сначала мама читала вам сказки, потом вы открыли свой первый букварь. Вы так привыкли к книге, что перестали замечать это чудо. Книга может заставить смеяться, плакать, принимать правильное решение в жизни. А зачем нам нужны книги? Разве без них нельзя жить? Можем. Но без книг умирает способность мыслить, понимать, помнить. Книга – это наша память. А как вы относитесь к книге? (учащиеся высказывают свое мнение.)
Педагог: Как вы хорошо сказали. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, не было такой аппаратуры, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который освещал мир. Сейчас все немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно почерпнуть в другом месте. Но книгу ничем нельзя заменить. Ведь книга – она, как друг. Ее читаешь и, кажется, что разговариваешь с тем, кто ее написал. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите сходство с собой и своими поступками. Книга позволяет побывать в любых частях света, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга всегда верно служит нам. Ребята, а вы перечитывали какую-нибудь книгу? (ученики называют книги, которые они перечитали.)
2.Конкурс. «Кто соберет из отдельных слов пословицы о книгах». Пословицы:
1. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
2.Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.
3. Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
3.Педагог: Ребята, а ведь книги тоже живут в
своем доме. Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте загадку.
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
А как зовется этот дом?
Попробуй, угадай! (Библиотека)
Педагог: Правильно. Библиотека. Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, а бывают общественными. Но каждая – это целый дом книг. А теперь назовите свои любимые книги.
Педагог: Вы назвали много книг. Но их огромное множество. Перечитать все – жизни не хватит. Но есть книги, которые живут много веков и которые читают во многих странах мира. Книги могут жить веками. Но чтобы сохранить, нужно относиться к ним бережно. А вот как нужно обращаться с книгами, вам расскажет книга, которая пришла в гости.
4.Книга: Я книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен,
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь! (садится на пол)
Ой, уронил меня ты на пол! (закрывает руками голову)
Ай,
супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы!
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянул на беду?
Запомни, я – твой лучший друг.
Но только не для грязных рук.
Вед: Ребята, так какие же правила мы должны выполнять при работе с книгой?
Учащиеся дают ответы. Действительно, ребята, к книге нужно относиться бережно. Для того, чтобы книги долго служили, существуют правила, которые необходимо соблюдать при работе с книгой.
Поэтому, давайте будем беречь наши книги.
5. КНИГА – ТВОЙ ДРУГ, БЕРЕГИ ЕЁ!
- А сейчас давайте познакомимся с правилами
бережного обращения с книгой.
Правила обращения с книгой
1. Не бери книгу грязными руками.
2. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
3. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
4. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
5. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
6. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
7. Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
8. Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
9. На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
10. Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.
Ребята, а вы соблюдаете эти правила?
6.Сейчас послушайте удивительные факты из истории
книг:
-В индии существовали книги из пальмовых
листьев, на которых писали иглой.
- В Древней государстве под названием Ассирия
жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных
книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были
полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!
Удивительно, не правда ли? А знаете, в мире есть
еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга,
написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка.
Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!
- Но также книги различаются, как по содержанию,
так и по форме. Поговорим о размерах книги.
В Англии в прошлом веке была сделана самая
большая в мире книга: ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А
размер букв в этой книге – 15 сантиметров.
Существует и самая маленькая книга, которая была
отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную
пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого
увеличительного стекла...
Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из
воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.
Среди самых удивительных можно назвать книгу из
кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе длинную-длинную
ленту - шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так
вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна
Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна
японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких
листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку
– и съел! В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире
книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных
духов.
- Сегодня вы узнали, какой долгий путь прошла
книга от древности до наших дней. Сколько труда и времени потребовалось людям,
чтобы книга стала такой, какой мы с вами привыкли её видеть
«Да!» Значит, вы и читать любите? «Да!» А любите ли вы читать сказки? «Да!» Сейчас мы это и выясним, а для этого отправимся по дороге сказок.
ІV Закрепление и осмысление знаний
1. Конкурс: «Автор произведения».
1) Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2) Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит. (К. Чуковский. «Айболит».)
3) Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая. (С. Аксаков. «Аленький цветочек».)
4) Ты один не умывался
И грязнулею остался.
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки. (К. Чуковский. «Мойдодыр».)
5) Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. (Шарль Перо «Золушка») Подсказка: Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.
6) Тили-тили-тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом - широкий двор,
С четырех сторон забор.(Самуил Маршак «Кошкин дом»)
2. Рассказы детей по теме «Мои любимые книги»
«Моя любимая книга» ( план выступления учащихся)
1) Выбери книгу, которая тебе больше всего запомнилась, которую ты любишь больше всего. Расскажи историю знакомства с книгой.
2) Укажи название книги, ее автора, тему (обобщенно — о чем она), жанр.
3) Очень коротко передай сюжет произведения, расскажи о его героях, времени и месте, где происходят события.
4) Зачитать понравившийся эпизод (стихотворение прочитать полностью)
5) Выясни главную мысль произведения, чему книга учит.
6) Выражение своего суждения о том, почему именно эту книгу ты считаешь своей любимой, близкой тебе.
3.Жалобы книг.
- Многие дети думают, что книга – это просто сшитые в один переплет листы бумаги. Но это далеко не так, они тоже умеют разговаривать и плакать, но лишь тогда, когда мы, люди, этого не слышим.
Послушайте книжные жалобы. Они боятся рассыпаться на листочки.
Я думаю, с вами никогда не случится история, которая произошла с одним мальчиком.
Стихотворение С.Я. Маршака «Книжка про книжку».
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые.
Без конца и без начала.
Переплеты – как мочала,
На листах каракули.
Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две.
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щеголь,
А теперь на склоне лет,
Он растрепан и раздет.
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: «сия
География моя.
Кто возьмет без спросу,
Тот останется без носу!»
- Как нам быть?- спросили книжки.
- Как избавиться от Гришки?
- Какими были книжки у Скворцова Гришки? (Грязные, лохматые, рваные, горбатые).
- А вот еще похожая история.
4.Инсценировка басни М. Ильина «Две книжки».
(Входят две книжки: одна растрепанная, измазанная чернилами, опирается на палочку; другая – чистая, аккуратная).
Однажды встретились две книжки. Разговорились меж собой.
1. – Ну, как твои делишки? – одна спросила у другой.
(Тяжело опускается на стул).
2. – Ох, милая, мне стыдно перед классом…
Хозяин мой обложку вырвал «с мясом»!
Да что обложка! Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1. – Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы умолчу,-
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!
2. – Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…
Ох, милая, мне стыдно перед классом!..
(2-ая книга уходит, опираясь на палочку, 1-ая книга провожает ее)
- Итак, послушав басню о двух книжках, нам стоит задуматься о правилах обращения с книгой.
- Посмотрим, чего еще боятся книги, от чего они болеют?
- Можно так относиться к книгам?
- Нам стоит задуматься о правилах обращения с книгой.
5.Если книжка заболела.
- И если книжка заболела по разным причинам, ее срочно нужно лечить. Ни одна болезнь у книг сама собой не проходит.
Как только заметили в книге что-то неладное, сразу же окажите ей срочную помощь. Чем быстрее вы ей поможете книге, тем лучше. И сами будьте «книжными докторами» и действуйте «хирургическими инструментами» (ножницами, кисточками, клеем), «ставьте диагнозы»: «травмирована лицевая сторона обложки», «заболевание внутренних органов» (рассыпались страницы) и др.
Для книжек, которым пора лечиться,
Открылась «книжная больница».
Доктором может быть каждый из вас.
В свободный день и свободный час.
Почему нельзя плохо относиться к книгам?
- Потому что из книжки-калеки не всегда можно получить необходимые знания, т.к. вырваны нужные страницы, зачеркнут или запачкан текст.
Интересное стихотворение или фантастический рассказ нельзя будет прочитать, т.к. нет конца произведения, нельзя узнать название понравившейся книги из-за отсутствия обложки.
- Какой же вывод сделаем? (Книгу надо беречь, т.к. книга для нас является источником знаний).
Книга – источник знаний.
- Послушайте стихи о том, что можно найти, увидеть при помощи книг.
6.Книга – наш друг.
- Итак, книга верно служит людям в труде, в борьбе, повседневной жизни.
Она вошла в нашу жизнь.
Ученица:Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Книга все тебе расскажет.
Книга все тебе покажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о море бьется,
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берез,
Если книгу прочитаешь.
Знаний множество получишь,
Лучше родину узнаешь
И сильней ее полюбишь.
Все дети хором:Будем книги мы беречь
всегда и не пачкать некогда. Ведь они для нас друзья. А друзей мы не обижаем
некогда.
Замечательную жизнь!
Немного истории.
- Книги живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня. Печатные книги возникли не сразу. Писец переписывал каждую фразу. Глаза уставали, дрожала рука. И так продолжалось века и века. Книги в старину ценились. Они стоили дорого, т.к. создавались медленно: летописец от руки переписывал строку за строкой гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был тяжел.
Без людей. Без друзей в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг
И, глядишь, уже дряхлый старик.
И вот во всех европейских странах и в России стали изготавливать бумагу.
И вот наконец наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступна книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, и нынче
Доверили книгу великой машине.
Сейчас в нашей стране книги печатаются быстро. Над одной книгой поработало очень много л
Чтобы сделать бумагу, трудились лесорубы и сплавщики.
Писатели, ученые, художники пишут тексты, рисуют красивые иллюстрации.
Наборщики, печатники. Переплетчики и еще многие другие люди создавали книгу в типографии. Печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остается труд людей.
- Послушайте, какой путь прошла книга.
Покаместь книгой сделается книга,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
Пока бумагу сделают, ребята,
Положится большой, тяжелый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом ее в редакцию несут.
За книгой этой – сколько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых…
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.
Вот рукопись готова. И редактор
Прочтет ее. Потом отдаст в печать.
За каждое словечко в этой книге
Перед народом надо отвечать!
Проворная печатная машина
И день и ночь печатает листы…
Но ведь листы – они еще не книга,
Ее такой читать не станешь ты!
Ее подклеить нужно и обрезать,
В хороший переплет переплести,
Упаковать, на поезде отправить
И по всей стране развезти.
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Источник радости, источник жизни, знанья,
Люби ее! Читать давай другим!
Куддас Мухаммади
- Вот такой долгий и кропотливый труд требуется для создания книги.
Учитель: И в заключении нашего
классного часа хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Н. Пикулевой
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт
V Итог.
- Самое большое счастье для книги – быть нужной, востребованной, полезной людям. Я желаю, чтобы у каждого из вас был большой друг в жизни – книга, которую нужно беречь, любить. И она расскажет, какие вы добрые, отзывчивые, добросовестные.
И помните, народная мудрость гласит, что
«умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда
тот, кто много читает. И я уверена, что вы будете вежливыми читателями.
Что вы нового узнали о истории книги?
Как рождается книга?
Ваше отношение к Книге?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.