ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Супружество без брака?»
![]() |
Автор: Макарова Екатерина Владимировна,
социальный педагог
2025г.
Аннотация: В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребёнок рождается вне брака. Каждый седьмой ребёнок воспитывается в неполной семье. Ежегодно увеличивается число семей, состоящих на учете в органах внутренних дел, рассматривается более 500000 заявлений в год о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который скорее всего живет в гражданском браке. Эти данные - наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.
И в тоже время государство уделяет большое внимание продвижению демографической политики, что является одним из приоритетных направлений государственной политики, а народосбережение - одной из базовых составляющих демографической безопасности РФ. В рамках реализации ФП «Поддержка семьи» национального проекта «Семья» реализуются мероприятия, направленные на создание инфраструктуры для студенческих и молодых семей с детьми в образовательных организациях, а также популяризацию традиционных семейных ценностей среди студенческой молодёжи. Ряд исследований ценностей обучающихся в возрасте 16-18 лет показал, что молодые люди на первое место поставили счастливую семейную жизнь и взаимопонимание в семье. И эти ценности подростки определили как самые недостижимые. При реализации семейной политики в СПО особое внимание следует уделять просветительской работе, включая интерактивы, семинары по вопросам семейной психологии, здоровым отношениям, коммуникации, конфликтологии, вопросам родительства, правовым аспектам семейной жизни, организации дискуссионных площадок и клубов для обмена опытом и поддержки студентов, создающим и планирующим создать семью.
Предлагаемое внеклассное мероприятие — это час общения на актуальную тему, раскрывающие ключевые понятия «семья», «брак», «Супружество». В ходе обсуждения даётся нравственная и правовая оценка такого явления как гражданский брак.
Цель: расширить представление студентов о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость; воспитать культуру семейных отношений.
Задачи:
1. определить установки и ценностные ориентации у студентов связанные с созданием семьи;
2. раскрыть некоторые причины сложностей в семейных отношениях;
3. уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага;
4. ознакомить с дисгармоничными типами семей и провести практикум.
Подготовительная работа: подборка литературы по теме, презентация, подготовка заданий по группам, изготовление плакатов по теме «Семья», «Материнство».
Участники: студенты 1-2 курса, педагог-психолог.
Форма проведения: беседа - практикум.
«Семья — это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости»
(В.А. Сухомлинский).
Ход мероприятия.
Вступительное слово ведущего.
- Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о самом важном в жизни человека – семье!
Как Вы думаете. Какие ценности у современных молодых людей на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера, активная жизнь, семья?
( Обучающиеся высказывают своё мнение).
- Несколько лет назад этот вопрос задавали российским подросткам учёные в ходе большого социологического исследования. И, к удивлению ученых самой большой ценностью оказалось счастливая семейная жизнь. Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению, а как вы объяснили это вы?
( Обучающиеся высказывают своё мнение).
Основной этап.
Вед:. Семья действительно похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь - чувство, которое считается стержнем супружества, началом всех начал семейной жизни? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.
Семья - мир сложный, неповторимый,
Где ждет любимая, где есть любимый.
Мы рядом, вместе, есть ты и я.
Пока вдвоем мы, мы семья.
Вед: Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. Ведь именно любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого: «Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью». Человек не может жить только одним этим чувством. И природный, и духовный мир человека столь разнообразен (человеку необходимы интеллект, приобретение новых знаний, впечатлений, развитие своего профессионализма и т. д.), что оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, в том числе и на любовь. Поэтому в этой вселенной под названием «любовь» и возникает масса загадок и проблем.
Вед: «Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. И это действительно так, потому что тот поток общения, в котором находится постоянно человек, приводит его ко многим драмам, в том числе и семейным. Люди разные, две неповторимые индивидуальности на основе чувства любви объединяются в семейный союз. Мы часто слышим такую фразу: «Хоть бы в семье отдохнуть от проблем». Так чего же ищут люди в семейной жизни, на что надеются?
- Думаю, что каждый, вступая в брак (за редким исключением), верит в любовь, надеется на обогащение своей жизни, наполнение ее новым смыслом.
Вед: Говоря о семье мы употребляем такие слова: «Брак», «Семья», «Супружество». Ребята, предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы.
Первая группа.
Какое определение семьи Вам кажется наиболее точным и почему?
1. Семья — это социальная группа людей, любищих и заботищихся друг о друге.
2. Семья — это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства. Которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей,З а также содержания (поддержания существования) членов семьи».
Вторая группа.
Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что мы берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обязательства берут на себя в таком браке?
Третья группа.
«Супруги» - звучит «вместе спряженные», т.е. 2 человека. Которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приведет к счастливой семейной жизни»? А при каких условиях будет «буксовать»?
(Группы высказывают своё мнение).
Вед: Семья, брак, супружество — это не просто совместное проживание, это необходимые составляющие формулы семейного счастья, которым мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.
Любовь, ты истинна тогда,
Когда нас путами не вяжешь,
«Я - не оковы для тебя», -
Когда такое ты мне скажешь.
Любовь всегда сильна, когда
Она - волнующее море,
Меж берегами наших душ
Манит и плещет на просторе.
Многие женщины мечтают о мужчине, который будет любить только их, никогда ни на кого не глянет, будет уважать и ценить только ее, единственную и т. д. Надо заметить, что и мужчины в большинстве своем мечтают о женщине, которая будет благодарна ему за заботу, будет считать его самым мудрым, нужным, полезным, любимым и уважаемым. Каждый мужчина надеется стать королем в своем семейном царстве, а женщина - королевой.
Вед:. Да, но как насчет подданных, тех, кто будет обустраивать семейный быт? Думаю, что эти две роли в семье необходимо совмещать, притом разумно. Иначе - то, о чем мы говорили с вами в начале, - загадки и проблемы. Чтобы сохранить мир и согласие в «королевстве», необходимо решать многие жизненно важные проблемы. И в первую очередь не следует забывать о том, что современная женщина, добившись равноправия, должна всегда помнить о тех различиях, которые в мужчине и женщине предусмотрела сама природа.
- О женщине как о слабом и неверном существе говорили очень долго. Уделом женщины были забота о семье и ублажение мужчины. Говоря о женской неверности, древнеиндийская мудрость гласит: «Пусть достанется ей сам бог любви, она пожелает другого мужчину». Расул Гамзатов так пошутил в одном из своих стихотворений: «Если муж хороший, плохо все равно». Но, возможно, это с точки зрения мужчин? А если посмотреть на жизнь женщины и все ее заботы другими глазами?
Далеко не легка семейная ноша женщины. Древние индийцы говорили, что «хорошая жена - это шесть лиц в одном». А учитывая современные нагрузки женщины, сколько еще ролей мы можем ей добавить?! Уж точно не одну. Да, современная женщина может многое. Видимо, именно поэтому многие мужчины, восхваляя женское равноправие, стараются переложить на ее плечи как можно больше ответственности за семью (быт, занятость на работе, воспитание детей и т. д.). К большим физическим перегрузкам добавляются и психологические. А все уже вместе взятое переносить женскому организму часто бывает не под силу.
К тому же женщина, осознавая высокие результаты своих усилий и высоко оценивая себя, рано или поздно приходит к заниженной оценке роли мужчины в семье. Начинаются упреки и недовольство. Часто это приводит к тому, что завышенная женская самооценка и ее высокое служебное положение унижают мужчину, лишают его возможности проявить свои способности, ум и талант.
Большинство из нас за равноправие в семье. Что вы считаете таким равноправием?
(Обучающиеся высказывают своё мнение).
- Подводя итог нашего обсуждения, можно сказать, что в доме должна быть женщина и должен быть мужчина.
Но почему же все-таки это происходит? Есть семьи, которые хорошо осознают роль мужчины и женщины в семье и прекрасно справляются с этими ролями. А драмы не обходят и их. Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?
А сейчас мы с Вами прежде, чем перейдём к практической части нашего занятия. Я попрошу педагога психолога провести с вами тест.
(Педагог -психолого проводит небольшое тестирование обучающихся)
Тест. Оцените перечисленные факторы по пяти балльной системе:
1. Семейный уют.
2. Общность взглядов.
3. Материальное благополучие.
4. Сексуальная близость.
5. Привычка супругов друг к другу.
6. Супружеский долг.
7. Любовь к детям.
8. Взаимная забота супругов.
9. Общая жилплощадь.
10. Культурный уровень супругов.
Педагог-психолог: Ребята, обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений. Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.
Вед: предлагаю выполнить практические задания в группах.
Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.
(Студенты высказывают свое мнение.)
Задание 2. Предлагаем ответить на вопросы анкеты (анкета раздается студентам заранее):
1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?
а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.
2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?
а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.
3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?
а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.
4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:
а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.
5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?
а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.
Вед: По результатам анкетирования явно просматривается, что некоторые из вас, требуя от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.
Задание 3. Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совместимость. А супругам. Которые впряглись в семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль вышел на орбиту. Что значит «быть в одной упряжке»? Попробуем разобраться. Я вызваю по 1 паре из каждой команды (девушку и юношу) и за 5 минут им предстоит решить трудную семейную задачу. Сегодня им предстоит собрать фигуру из детского конструктора не произнося ни слова. Какая пара справиться лучше с поставленной задачей? Кто будет лидером? Способны ли наши участники взаимодействовать слаженно, идти на уступки?
(Выполнение задания и обсуждение)
Вед: А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь, и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты — это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви.
Вед: многое происходит потому, что люди, вступающие в брак, часто, по существу, не знают друг друга. Сексуальная совместимость, конечно, важна в супружеских отношениях, и именно этот мотив часто выбирают молодые люди для вступления в брак. Но сексуально привлекательными вы можете быть для многих. А вот совместить свои характеры, превратить ваше чувство любви еще и в настоящую дружбу, сделать взаимопонимание нормой семейной жизни - это дано не каждой паре.
Вед: Культура взаимоотношений предполагает в первую очередь внимание к любимому человеку, понимание его внутреннего мира, учет его вкусов, интересов, желаний. Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.
Быть друг с другом — это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.
Часто в жизни нам приходится слышать такую фразу: «Их лодка любви разбилась о быт».
Вед: к сожалению, этой фразой очень часто подводят печальный итог. Эту фразу можно было бы дополнить еще одним словом - неустроенный. Именно неустроенный быт - причина конфликтов, разногласий, разводов. И тон здесь чаще всего задают женщины, вопрошая: «Почему все заботы на мне? Я что вам - рабыня?» Но женщина, вступая в брак, не должна забывать, что семейное счастье добывается ежедневной и многолетней тратой времени и сил на обыденный домашний труд. Хотя современные новшества и облегчают домашний труд, работать все-таки приходится достаточно. После трудового дня это особенно тяжело. И тем не менее женщине лучше самой научиться пришивать пуговицы, а не ехать в ателье через весь город. Как говорят умные люди, не следует забывать о том, что любовь не может жить в неприбранной квартире, а тем более, с плохим питанием и невымытой посудой. Правда и то, что все, что сделано по дому, должно быть по достоинству оценено другим человеком.
От искусства ведения хозяйства зависит во многом экономика семьи. Это касается умения приготовить великолепный обед из сравнительно недорогих продуктов, сшить или связать, испечь самой, а не переплачивать и т. д. Немаловажным условием для правильного налаживания быта является разумное ведение семейного бюджета. Ведь не всегда есть возможность пополнить бюджет семьи за родительский счет. Так что многим молодым семьям просто необходимо считать и рассчитывать, планировать и уступать.
Планирование своих доходов и расходов, учет истраченных средств (питание, одежда и обувь, хозтовары, досуг и отдых), разумный контроль - это тоже необходимые составные семейного бюджета. Планируя и подсчитывая расходы, надо обращать внимание на то, что деньги из семейного бюджета чаще всего уходят неизвестно куда не крупными, а именно небольшими суммами. Умейте отказаться от того, что необязательно.
Вед: действительно, одной романтикой и чувствами не проживешь, от повседневности никуда не денешься. Поэтому семьи, соединив воедино свои чувства и серьезный повседневный труд, могут рассчитывать на долгую совместную жизнь. Каждая семья относится к распределению обязанностей по-своему. Если в семье царит атмосфера бытового творчества, то все семейные дела выполняются совместно. Каждый из супругов должен быть готов выполнить ту работу, которую другой не успел сделать ввиду своей занятости. И споров тогда не возникнет.
Есть семьи, в которых основные дела по дому выполняются вместе, а некоторые из них становятся обязанностью одного из супругов (например, закупка продуктов). Это тоже хороший вариант, способствующий налаживанию семейного быта.
Педагог-психолог: замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д.
- В психологии выделяют следующие типы семей:
1. «семья- санаторий». Явная дисгармония здесь заключается в том, что один из членов семьи ограничивает свои обязанности (из-за повышенной тревожности перед окружающим миром), заставляя других находиться в постоянной тревоге за него и проявлять особую заботу. Другие же члены семьи испытывают при этом недостаток в любви и внимании, а частое чувство тревоги создает большие нервные перегрузки.
2. «семьи-крепости», в которых четко усвоены представления об агрессивности, угрозах и жестокости внешнего мира. Члены таких семей выплескивают все негативные эмоции, возникающие в семье, как на окружающий мир в целом, так и на отдельных его представителей. Сыплются упреки и даже угрозы. Обычно эмоциональный мир внутри семьи нарушен, нет естественной теплоты, но есть жесткий регламент, пассивное подчинение. Здесь только видимость солидарности и содружества. В таких семьях чаще всего один из родителей деспот, а другой мелочно заботлив.
3. «семья-театр» обычно один из супругов остро испытывает необходимость в любовании и внимании. А контакт с детьми заменяется материальными благами. В такой семье многое напоказ, даже любовь и забота.
4.В дисгармоничном типе семей есть и такой - «семья с кумиром». Все свои нереализованные чувства родители переносят на ребенка, превращая его в кумира, преувеличивая его реальные и мнимые достоинства. Себе же оставляют самоотречение и жертвенность.
5. Отношения в семьях типа «семья-маскарад» построены на несогласованности действий родителей. Например, на слишком завышенной требовательности отца и всепрощении матери. Постоянные противоречия рождают чувство тревожности и растерянности.
Дисгармоничные отношения в семьях отрицательно влияют на воспитание детей. Страдают не только супруги, вся дисгармония их брака сказывается на здоровье и на становлении личности будущего взрослого человека и гражданина.
Не всегда супруги понимают и могут самостоятельно разобраться во внутренней сущности семейного неблагополучия. Им приходит на помощь психологическая служба.
Подведение итогов.
Вед: Мы затронули только некоторые вопросы азбуки семейных отношений. На таких качествах как способность к взаимопониманию, взаимоуважению и держится семья. Недаром лучшее пожелание молодожёнам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит благополучие и моральный климат в семье. У кого - то это получается лучше. У кого-то хуже, а кто - то учится этому всю жизнь.
В чем же, на ваш взгляд, секреты семейного благополучия?
(Обучающиеся высказывают своё мнение).
В чем видят секреты семейного благополучия семейные психологи:
- в гармонии взаимоотношений, которая зависит от обоих;
- в том, чтобы не сужать сферу знакомств; общение с друзьями сделает жизнь более насыщенной и интересной;
- надо почаще замечать и отмечать друг в друге положительное, постоянное подчеркивание недостатков не укрепит отношения;
- надо принимать человека таким, какой он есть, не «перекраивать» его на свой манер, любимый человек должен стать героем моей мечты, а не подобием и тенью;
- природа любви не терпит фальши, лжи и неверности;
- надо уважать мир другого, его мысли, стремления, чувства, уметь поддержать и в радостную, и в трудную минуту - вот основа прочных отношений;
- думайте сначала о том, кто с вами рядом, а потом уж о себе;
- не разрешайте себе то, что вы запрещаете другому, признавайте права и достоинства человека, идущего по жизни рядом с вами.
- Давайте с вами узнаем, какое впечатление у вас оставило наше мероприятие. Предлагаю группам нарисовать картину «Счастливая семья» в тех тонах, которыми, по их мнению, можно передать состояние счастья.
Список использованных источников:
1. Акерман Н. Психодиагностика семейной жизни. – М.: Владос, 2003. - 248с.
2. Борисова Е.Н., Кактерев К.Ф. О роли матери и отца в воспитании детей // Народное образование. – 1999. - № 10. С. 285 – 286.
3. Бютнер К. Воспитание воспитателей // Родители и дети / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. С. 748 – 776.
4. Варга А.Я. Типы родительского отношения. – Самара: СамГПУ,1997.– 88 с.
5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.:Прогресс,2008.- 123 с.
6. Гаврилова Т.П. Психология семьи. – М.: Академия, 2002. – 394 с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
8. Зоркая Н., Леонов А. Семья и воспитание детей: частные изменения или системный сдвиг? // Отечественные записки. – 2004. - № 3. С. 60 –
9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2007. – 360 с.– 370 с.
10. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1999. – 423 с
11. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с
12. Могилевская Г.Л. Семейный климат.–М.:Академический проект, 2002. – 710 с.
13. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.: Издательство Московского психолого-социального института,2006. – 495 с.
14. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
15. Психология и психоанализ беременности / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.
16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Селяевой. – М.: Академия, 2002. – 190 с.
17. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Академия, 1990. – 206 с.
18. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. – М.: МГУ, 2001. – 214 с.
19. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. – М.: Педагогическое общество России, 1993. – 326 с.
20. Чекалина А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка // Мир психологии. – 2004. - № 2. С. 106
21. Шапиро А.З. Тема семьи в психологии XXI века: пророчества и прогнозы // Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? – СПб: Питер, 2001. – 129 с.
22. Швейцар М. Воспитание ребенка // Родители и дети / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. С. 669 – 726.
23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо,2000. – 498с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.