Классный час на тему:
«Что мне мешает учиться? Мотивация к обучению».
На подготовительном этапе были разработаны задания для 5 групп ребят. Накануне ребята получили цветные листики (пяти цветов, по количеству групп). На классном часе дети поделились по группам в соответствии с цветом. Ребятам было предложено выбрать «хозяина стола».
На первом этапе классный руководитель рассказал ребятам об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Так же инструкция была дана «хозяину стола» по работе с группой. Каждая группа получила лист с названием обсуждаемого вопроса и стикеры для записи ответов. Задание для первой группы: «Что мне мешает учиться?», вторая группа должна найти ответ на вопрос: «Что мне помогает учиться?», третья группа: «Как мне могут помочь родители»; четвертая: «Как мне могут помочь учителя и классный руководитель?» и пятая группа искала ответ на вопрос: «Как мне могут помочь в учебе друзья и одноклассники?»
На втором этапе ребята живо включились в обсуждение, на которое им было дано 15 минут, спорили, фиксировали наиболее популярные ответы. К удивлению вариантов того, что мешает ребятам учиться, было достаточно, начиная от звонков, которые «звонят не вовремя» и заканчивая большой загруженностью домашними делами. А вот помогает учиться ребятам, по их же суждениям режим дня, хороший сон, интернет, консультации учителей и т.д. Третья группа живо обсуждала, чем же им могут помочь родители. Делались разные предположения: купить новый телефон, провести высокоскоростной интернет, нанять репетитора, но классный руководитель пояснила, что надо искать способы помощи, а не облегчения процесса учения. Ребята призадумались и… поняли, что помощь родителей может заключаться в проверке домашнего задания, постоянному содействию с классным руководителем и учителями-предметниками, и даже в совместном выполнении домашних заданий. Оказалось, что многие родители высококлассные специалисты в решении задач по геометрии или в вышивании. Четвертая группа искала ответ на вопрос «Как мне могут помочь учителя и классный руководитель?». Ребята активно включились в обсуждение и выступили с конструктивными предложениями: проводить интересные уроки, чаще использовать на уроках мультимедийное оборудование, а вот по поводу домашнего задания мнения разделились, одни ребята считают, что задавать надо меньше, а другие настаивают что больше. Пятой группе, как им сначала казалось, предстояло ответить на вопрос «Как мне могут помочь в учебе друзья и одноклассники?» и вдруг в процессе обсуждения поняли, что зачастую именно друзья и одноклассники мешают учиться. Приятели зовут гулять и ребята, забывая о домашних заданиях, мчатся на зов, одноклассники, «скучающие» на уроках (по причине своей лени) пытаются развеселиться сами, и отвлечь от уроков своих товарищей … Наводящими вопросами и фразой из знаменитого фильма: «Кто нам мешает, тот нам и поможет!» классный руководителя подтолкнула ребят к правильному решению проблемы.
На третьем этапе ребята поменялись столами и лишь «хозяин стола» остался на своем месте и принимал новых гостей. Он рассказал наработки прежней группы и новые ребята продолжили обсуждение и дополнили список предложений. Время на обсуждение для каждой новой группы сокращалось на 1-2 минуты. Участники побывали за каждым из столов, тем самым приняли участие в обсуждении всех задач, поставленных перед ними.
На четвертом этапе все вернулись за свои столы, подвели итоги обсуждения, сформулировали четкие предложения по решению поставленных задач.
На пятом этапе «хозяин» каждого стола презентовал результаты всему классу, используя магнитную доску. И вот каковы итоги.
Первая группа по вопросу: «Что мне мешает учиться?» сделала следующие выводы:
- нарушение режима сна, влекущего за собой вялость и низкую трудоспособность на уроках;
- отсутствие дисциплины у некоторых учащихся, которые своим поведением отвлекают от урока и учителя и ребят;
- телефон, который зазывно вибрирует в кармане и так хочется глянуть, что же там…
Вторая группа решала задачу: «Что мне помогает учиться?», и вот каковы её решения:
- консультации учителей;
- еженедельный анализ текущих оценок классного руководителя, помогающий вовремя увидеть проблему и приложить усилия для её разрешения;
- полезные учебные платформы и обучающие сайты (ссылками на которые, ребята поделились работая в группах).
Третья группа презентовала итоги работы по решению задачи: «Как мне могут помочь родители»:
- не стесняться просить помощи у родителей по выполнению домашних заданий;
- привлекать родителей к классной и школьной жизни, зная проблемы детей, родители быстрее помогут их решить.
Четвертая группа подвела следующие итоги по своему вопросу «Как мне могут помочь учителя и классный руководитель?»:
- задавать интересные, дозированные домашние задания;
- классному руководителю почаще организовывать поездки и экскурсии, тем самым мотивируя ребят к учебе, ведь кто хорошо работает, то хорошо отдыхает.
Пятая группа и ее итоги:
- четко распределять время на учебу и отдых и ознакомить своих друзей со своим расписанием, ведь «делу время – потехе час», настоящие друзья поймут, и будут уважать ваши решения;
- помогать неуспевающим ребятам с заданиями;
- сохранять дисциплину на уроках.
Ребятам очень понравился метод «Мировое кафе».
Будем и дальше использовать в работе эти и другие технологии модерации и командообразования!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.