Классный час на тему: «День победы. 1941-1945гг.»
Цель урока:
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; формировать познавательный интерес учеников, привлекать детей к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации; стимулировать ведение поисково - исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого украинского народа.
Развивать личностное отношение ребёнка к истории своей семьи, своей страны, расширять словарный запас учеников.
Воспитывать чувство патриотизма и национального самосознания, формировать патриотическое чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны.
Оборудование:
1. Изображение картины войны.
2. Фрагменты картины мирной жизни.
3. Звукозапись песен о войне. «Бухенвальдский набат» сл. Соболева, муз. Мурацели.
«Пусть всегда будет солнце!» сл.Л Ошанина, муз.А. Островского
5. Толковый словарь Даля.
6. Рассказы В. Сухомлинского «Чтобы гнев в сердце не угас».
7. ДVД – плеер.
Ход урока.
1. Организационный момент
(Создание положительного эмоционального настроя)
Звучит спокойная мелодия- пение птиц, журчание ручейка, шелест листьев.
Минута фантазии
Учитель. Закройте глаза. Представьте себе, что вы выходите из леса на нескошенный, заросший высокой травой луг, и ваше сердце переполняется радостью: столько здесь всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. На зелёном лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. Вокруг этих цветов летают пчёлы, стрекозы, жуки, прыгают кузнечики, а в бескрайнем небе поют птицы. По всему полю стелется душистый аромат полевых цветов. …
Откройте глаза.
Исполнение песни «О той весне».
2. Подготовительная работа к постановке темы урока
Учитель. Это был обычный воскресный день- 22 июня. Ярко светило солнце, и небо было голубое- голубое. И вдруг - война…
(Звучит тихо фонограмма песни «Священная война»)
Всё поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим словом. В одночасье для миллионов людей рухнули все планы на будущее- каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Мирный день отдыха обернулся долгими годами страданий. Чёрной тенью фашистской напасти, дымом пожаров, смертью и руинами обернулся для всего народа этот день.
- Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой! Человек убивает человека, изощряется в пытках, изобретает оружие, уничтожает и уничтожается. Ради чего?
- 22 июня 1941года, в 4 часа утра, когда вся наша страна спокойно отдыхала от дневных забот, фашистская Германия, без объявления войны, совершила варварское, вероломное нападение на нашу Отчизну.
-Жестокая и бездушная война забрала жизни миллионов людей, принесла беду и горе в каждую семью. И от всех нас зависит, чтобы это осталось в памяти будущего поколения. Без памяти нет будущего. Поклонимся же тем, кто дал нам священное право жить на земле, благодаря кому вот уже 70 лет мы не знаем что такое война.
Чтец 1
Касаюсь мрамора могильных плит,
Как шрамы под рукой шершавы даты…
Здесь спят в боях погибшие солдаты,
Но наша память никогда не спит
Никто не заставлял, они шли сами,
Хотя имели жизнь всего одну,
Но покидали мать, детей, жену,
Чтоб мы под мирным небом жили с вами.
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, который пережил наш народ?
4. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Этой весной 9 Мая исполнится 78 лет Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Сегодня на уроке мы с вами постараемся воссоздать картины военных лет.
5. Первичное восприятие и осознание материала урока
Учитель. Составление ассоциативного куста к слову ВОЙНА (выберете из данных слов те, которые относятся к слову ВОЙНА) слова отпечатаны. Ученик выбирает из данных слов нужное и крепит его на доске магнитом.
ВОЙНА
(Горе, боль, смерть, разочарование, крик, шум, сирена, героизм, подвиг и т. д.)
-Работа с толковым словарём Ожегова.
(Значение слов – мужество, героизм, подвиг…)
Фонограмма- тихое звучание песни «Бухенвальдский набат» сл. Соболева, муз. Мурацели
Учитель. Фашизм принёс с собой зверства, разруху, голод, смерть, слёзы. Миллионы мужчин ушли на фронт. Их места заняли женщины и дети. Слишком рано повзрослели они!
Учитель. Дети войны…Война забрала у них отчий дом, материнскую ласку, отцовскую заботу, безоблачное детство и юность, а самое главное - лишила права жить. Нельзя забыть наполненные тоской их глаза, опухшие от голода их животики, опущенные в немом отчаянии маленькие ручки, которые крепко держали свою единственную игрушку. А сколько останков детей, их игрушек было раскопано после войны! Гнев перехватывает дыхание, когда вспоминаешь эти страшные зверства фашистов.
Подготовленный ученик. Слушание рассказов В.Сухомлинского
Чтобы гнев в сердце не угас
Среди села зеленеет лужайка. С ранней весны до поздней осени на лужайке играют дети. Да и взрослым приятно посидеть на траве.
Но вот кому- то пришло в голову: зачем среди села лужайка?.. Ведь это слишком всё просто и старомодно, трава – и всё. Не лучше ли заасфальтировать здесь площадку? Чтобы ровненько, гладенько было. Стали уничтожать траву, расчищать место для того, чтобы песком и камнем засыпать, а потом асфальтом залить. Среди лужайки увидели два толстых пня. Попробовали выкорчевать- ничего не сделаешь, глубоко сидят в земле. Кто-то два столба закопал здесь…
Стали припоминать: что же это за столбы здесь были? Разве это хорошо, если среди заасфальтированной площадки два пня будет торчать? Старые люди вспомнили: во время фашистской оккупации здесь виселица стояла. На ней молодую партизанку повесили немцы. От виселицы пни в земле и остались.
Маленькие дети стали рыться в земле у пней и нашли крохотную ручку от куклы. Вспомнили старики: когда вешали партизанку, привели к виселице её шестилетнюю дочь. Вот здесь стояла она у столба и держала в руках куклу. Ходили тогда глухие слухи: ночью фашисты расстреляли девочку вот здесь, у столба. Многие не верили: да разве же они и на это пойдут? Но теперь, когда нашли эту крохотную ручку от куклы, вспомнили те страшные дни, и в каждом сердце с новой силой вспыхнуло пламя ненависти.
Сошлось на зелёной лужайке всё село – от стариков столетних до маленьких детей. Решили люди: пусть вечно будет здесь Зелёная Лужайка. Пусть вечно останутся в земле пеньки от виселицы. Не деревянные, а каменные - пусть на веки вечные окаменеют эти обрубки столбов.
Так и сделали. Зеленеет трава на лужайке, среди неё из-под земли обрубки столбов окаменевшие выглядывают. А между столбами – гранитный постамент. Взывает он к помощи, напоминает, что прощать нельзя.
-Анализ содержания рассказов
-Вот такова жестокая реальность военного времени.
-Беседа
Учитель. Откуда мы можем узнать о войне?
(Из произведений художественной литературы, учебников истории)
Но, конечно, сухие строки учебника не раскроют нам того, что было на самом деле. О реальных событиях тех лет мы можем узнать от очевидцев тех событий – наших ветеранов.
В вечном долгу наше поколение перед теми ветеранами войны. С каждым годом всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей войны. Даёт о себе знать и опалённая войной молодость, сырые окопы и блиндажи, голод и холод, болезни и раны. Их грудь укрыта медалями, а на висках седина. Но они помнят то страшное время, хотя часто им и не хочется его вспоминать.
Минута молчания
(Звучит «Реквием» Р.Рождественского)
Исполнение песни «День победы».
6.Обобщение и систематизация полученных знаний
-Составление предложений со словом МИР (ассоциативный куст)
Счастье, радость, смех, мирное небо, жизнь
Учитель. Спасибо, ребята за урок. Желаю всем здоровья и мирного неба над головой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.