Классный час на тему: «Моя Родина – Казахстан»
Оценка 4.7

Классный час на тему: «Моя Родина – Казахстан»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
5 кл—9 кл
21.12.2020
Классный час на тему: «Моя Родина – Казахстан»
Классный час на тему: «Моя Родина – Казахстан»
мой каз-н.docx

Классный час на тему: «Моя Родина – Казахстан»


 Цели классного часа
воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана; закрепление знаний по истории Казахстана; развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса


 Оформление: плакат с изображением герба и флага Республики Казахстан, портрет Нурсултана Абишевича Назарбаева. 


Предварительная подготовка: 
1 Анкета «Гражданственность и патриотизм» 
1)Как Вы считаете, должны ли быть развиты чувства патриотизма и гражданственности у современного молодого человека? 
1 Да, конечно 2 Скорее ДА чем НЕТ 3 Нет, конечно 
2) С какими чувствами у Вас ассоциируется слово «Патриотизм»? 
1 Чувство гордости за свою страну, спортсменов, деятелей; 
2 Чувство ответственности и долга перед Родиной и своим народом; 
3 Другое(впишите) 
3) С какими чувствами у Вас ассоциируется слово «Гражданственность»? 
1 Чувство гордости за свою страну, спортсменов, деятелей 
2 Чувство ответственности и долга перед Родиной и своим народом 
3 Другое(впишите) 
4) С чем ассоциируется у Вас слово «Родина»? 
1 Казахстан 
2 Родной город, село 
3 Другое (впишите) 
5) Считаете ли Вы себя патриотом РК? 
1 Да, считаю 2 Нет, не считаю 
6)Как Вы считаете , какими качествами должен обладать истинный патриот своего народа,страны? 
1 Патриот должен гордиться своим народом, страной 
2 Патриот должен делать все меры , чтобы возвысить свой народ, страну 
3 Другое(впишите) 
7) Что по Вашему мнению , Вы делаете для развития патриотизма и гражданственности для своей страны? 
1 Изучаю государственный язык 
2 Изучаю традиции и обычаи казахского народа 
3 Изучаю историю Казахстана 
4 Изучаю Конституцию РК 
5 Другое(впишите) 
8) Назовите авторов гимна , герба ,флага 
2 Обработка данных 
Ход классного часа: 
Мы дети свободной и мирной страны. 
Народ наш великий не хочет войны. 
И матери наши, и наши отцы 
За мир, за свободу, за счастье борцы. 
Учитель: 16 декабря1991 года была образована независимая Республика Казахстан. В этот день Верховный Совет принял Закон «О независимости Республики Казахстан». В этом году празднование Дня Независимости совпало со знаменательным событием в жизни страны – выборами Президента. Прошли они в условиях подъёма политической активности общества. Граждане Казахстана имели возможность выбрать наиболее достойного из пяти кандидатов. Предвыборная кампания и выборы показали всему миру, что Казахстан уверенно идёт по демократическому пути. Наш народ высоко оценил успехи нашей страны, достигнутые совместными усилиями за годы независимости. Актом практически единодушного признания заслуг действующего президента, Н.А, Назарбаева, стало его избрание главой государства на третий срок. Назарбаев Нурсултан Абишевич родился 6 июля 1940 года в селе Чемолган Каскеленского района Алма-атинской области. В 1960 году окончил Днепродзержинское техническое училище В 1967 году получил квалификацию инженера-металлурга, закончив Высшее техническое учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате. Наш Президент - единственный гражданин Казахстана, которого знает весь мир. А всего нашей стране проживает около 17 млн. человек! По численности населения мы занимаем 50-ое место в мире. Это достаточно солидное положение в мировом содружестве государств. 
На суше протяжённость границ Казахстана составляет 15 тысяч километров. Граничит с Россией, Китаем, Узбекистаном, Киргизией. Протяжённость водных границ ( по Каспийскому морю) равна 1, 5 тысячам километров. Среди 2000 наций и народностей мира казахи по общей численности занимают 70-е место, насчитывая более 11 миллионов человек. Кроме того, в Казахстане проживают представители почти 100 национальностей. Как каждое независимое государство , наша страна имеет свои символы независимости. 30 августа 1995 года была принята Конституция РК, в которой говорится: «Мы, народ Казахстана, объединённый общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом содружестве, сознавая высокую ответственность перед нынешнем и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».В статье 9-ой провозглашается: «Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом».В новой государственной символике сочетаются высшие человеческие ценности. Сине-голубой цвет флага – это идея единения И напоминание о безоблачном мирном небе, олицетворение спокойствия и благополучия. Синий цвет и его оттенки соответствуют честности, верности, надёжности. Золотое солнце, купающееся в своих лучах – покой и богатство, а степной орёл – Щедрость и зоркость, высота помыслов казахстанцев. Современный Казахстан – стремительно развивающееся государство. Наша промышленность, наука являются конкурентоспособными на фоне других стран. Но наши успехи появились не на пустом месте. Они базируются на долгом и нелёгком историческом пути, пройденном казахским народом. Предлагаю проследить этот путь и ответить на вопросы исторической викторины. 
Предлагаю проверить насколько хорошо вы знаете свою Родину, приняв участие в викторине. 
• С какими странами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан). 
• Какие горы на территории Казахстана самые высокие? (Тянь – Шань). 
• В каком озере вода наполовину солёная, наполовину пресная? (озеро Балхаш). 
• Сколько раз можно встретить Новый год на территории Казахстана? (1 января, 22 марта, а ещё 14 января – по старому стилю и 12 февраля – по восточному календарю). 
• Назовите все известные столицы Казахстана. (Верный, Кызыл – Орда, Алма-Ата, Астана). 
• Когда Казахстан приобрёл независимость? (16 декабря 1991 года). 
• Какой объект в 1961 году прославил Казахстан на весь мир? (Байконур). 
• Подведение итогов. 
Учитель: 
Игра, в которую мы сейчас будем играть, называется Что здесь лишнее?». Каждый участник получает перечень слов, из которых нужно исключить то, что не имеет отношения к теме нашей беседе. 
• Пельмени, манты, казы, лагман. 
• Джезказган, Петропавловск, Ташкент, Уренгой. 
• М.Ауэзов, Г.Мустафин, Ч.Айтматов, М.Джалиль. 
Учитель: 
1. Назовите племена, населявшие в древности территорию Казахстана. 
2. Знаете ли вы имя древней царицы, победившей персидского царя? 
3. Перечислите основных противников предков современных казахов. 
4. Какие государства существовали на территории нашей страны в 6-12 веках? 
5. Расскажите о древнейших городах Казахстана. 
6. Имена каких выдающихся учёных и просветителей прославили казахский народ? 
7. Что представлял собой Великий Шёлковый путь? 
8. Каковы были последствия монгольского нашествия? 
Сегодня мы совершили экскурсию в славное прошлое нашей Родины, в её настоящее. Нам есть, чем гордиться. Будущее её в ваших руках. 
Тебя не обойду, мой Казахстан! 
И воспою тебя достойной песней, 
И никакой на свете ураган 
Не разлучит нас – вечно будем вместе! 
На этом заканчивается наш классный час, посвящённый Дню Независимости Казахстана. Невозможно в пределах одного академического часа охватить панораму прошлого, настоящего и будущего Казахстана. У нас ещё будет возможность неоднократно прикоснуться к живым истокам родной земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

·                     активизировать познавательный интерес у ребят к истории своего государства, развивать общий кругозор.

·                     способствовать формированию у детей понятий «Независимость», «Шанырак», чувства гордости за свою страну, причастность к судьбе своей страны.

·                     воспитывать уважительное отношение к прошлому Казахстана и толерантное отношение друг к другу.

Форма: Беседа. Театрализация.

Стратегии: Мозговой штурм, творческие эссе учащихся.

Оформление: Государственная символика, эпиграф урока, «Астана — сердце Евразии» — иллюстрационный материал с изображением достопримечательностей столицы РК, выставка книг об Астане, творческие рисунки учащихся на тему: «Казахстан — моя Родина!», пословицы и поговорки о Родине.

Оборудование: Гимн. Физическая карта РК. Государственный гимн РК (аудиозапись), слайды о столице, музыкальные заставки.

Подготовительная работа. С активом класса готовятся праздничные календари с основными датами государства. «Хронолетики» — самолетики из бумаги, сделанные детьми для игровых моментов.

Ожидаемый результат:

1.                 Учащиеся узнают, какие преобразования произошли в государстве на пути к независимости.

2.                 Результаты мероприятия дадут возможность выявить творческие навыки учащихся, умение выражать точку зрения и по необходимости отстаивать ее.

3.                 Учащиеся осознают о своей причастности к истории своего народа.

Вступительное слово учителя. Объявляется тема урока, перед учащимися ставятся цели. Звучит Гимн Республики Казахстан.

Учитель: Казахстан 16 декабря 1986 году стал независимым государством. До этого счастливого дня казахский народ в своей истории пережил немало трудностей и страданий. Триста лет он был лишен независимости. Около 200 лет он был под гнетом царской России. А 75 лет, будучи в составе Советского Союза, был полностью лишен самостоятельности.

Ребята, мы живем в государстве, где единой семьей живут 15 миллионов человек, представители более ста национальностей и народностей. И все мы живем в общем доме, под единым шаныраком.

Отсюда и тема нашего урока «Под единым шаныраком». Шанырак — это верхняя часть юрты, от которой в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Появление образа шанырака уходит в далекое прошлое. Шанырак символизирует отчий дом, а в более широком смысле, всю вселенную. Образ шанырака — это образ общего дома, всех людей, проживающих в Казахстане. Если шанырак — это дом, а уыки — это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все — народ Казахстана. Исходя из этого, эпиграфом стали строки из стихов:

Казахи мы и русские, карелы и корейцы,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В Казахстане — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Под фоновую музыку чтецы читают стихи о Казахстане.

I чтец:

Эта школа — наш дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны —
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.

II чтец:

В Казахстане — сердце настежь,
Двери настежь для друзей.
Если друг приходит в дом,
В доме веселей.
Ходит с песней по дворам
Дружбы караван.
Ты всегда в душе моей,
Мирный Казахстан!

III чтец:

Мы дружной семьею живем в Казахстане
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов.

IV чтец:

Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.

V чтец:

Дружба народов — бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного.

Учитель:

Родина…Это слово знакомо и дорого каждому человеку. И для каждого она имеет свой смысл, свое значение. Вот как об этом говорит в своем стихотворении костанайский поэт Петр Черныш:

Что такое Родина?
Все, что сердцем пройдено:
Отчая сторонка, братья и сестренка,
Зорек полыхание, первое свиданье,
Памяти следы, счастья и беды,
Вечный зов полей, стаи журавлей,
Неба голубень, от березок пень,
Долы и леса, на траве роса…

Да, конечно, Родина — место, где мы родились, где живем, это дома, леса, поля, которые окружают нас. Очень точно такое место называют малой родиной. У каждого человека своя маленькая Родина. Для многих — это наш город Аркалык. А Республика Казахстан — это общая Родина для всех, кто живет на этой земле. Человек не может жить без родины. Очень хорошо говорят об этом народные пословицы. «Человек без родины, словно соловей без песни». Ребята продолжают и приводят свои пословицы.

Вопросы учащимся:

·                     Как называется ваша малая Родина?

·                     Что вы можете о ней рассказать?

Учитель проводит игру «Хронолет». Суть игры: на бумажных самолетиках написана основная дата. Запускает его учитель. До кого самолетик долетит, тот учащийся и называет событие, которое произошло в том или ином году.

Родные напевы

Вольный ветер степи и запах полыни
В детстве моем оставили след.
Тюльпаны прекрасны в девичьем имени
И на полях изумительный плед.
Зелень травы, душистые росы,
Пение птиц, посвист сурка.
Шумны и прекрасны весенние грозы,
Родные напевы слышны в них слегка.
Быстрый орел распустил свои крылья,
Символом гордым страны нашей стал.
Сильный, бесстрашный, на солнце сверкая,
Мощью представил весь Казахстан.

Учитель:

После обретения статуса независимости в государстве произошли большие преобразования. Одним из них является новая столица. Астана — это символ обновления Казахстана. Это символ надежды и уверенности нации, обретшей свободу, в своем процветающем будущем и в будущем своих потомков.

В книге «Сердце Евразии» Нурсултан Назарбаев отметил: «Отныне и на века здесь, в центре страны, будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины! Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия». Астана — сердце Казахстана. Как и всякое сердце, новая столица сумела вдохнуть жизнь во все регионы Казахстана и поднять национальный дух и самосознание.

В Астане уже можно прокладывать туристические маршруты. Новая столица гармонично сочетает в себе богатое наследие прошлого и лучшие достижения современности: здесь есть, что посмотреть как любителю старины, так и современности. Монумент «Астана-Байтерек», президентский центр культуры, пирамида мира и согласия и многие другие культурные достопримечательности. Астана удивляет своими чудесами даже самых искушенных знатоков прекрасного. А сегодня у нас есть возможность заочно посетить достопримечательности города. И в этом мне помогут мои экскурсоводы.

I экскурсовод:

В монументе Астана-Байтерек символично все — и золотое солнце в кроне, и высота в 97 метров, и внутренняя архитектура, разделенная на три зоны и олицетворяющая три основы мироздания, известен далеко за пределами Казахстана. Этот «тополь» (по-казахски — байтерек) из металла, стекла и бетона уникален по архитектурной мысли.

Впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом в 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, «взял» рекордную высоту. Монумент «Астана-Байтерек» — символ нового этапа в жизни казахстанцев. Идея создания уникального сооружения, которому в мире нет аналогов, принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. «Астана-Байтерек», возвышающийся над молодой столицей, является символом, визитной карточкой Астаны.

II экскурсовод:

На пересечении двух крупных магистралей Астаны — проспекта Республики и улицы Бараева — можно увидеть величественный белоснежный ансамбль Президентского центра культуры Республики Казахстан. В архитектуре столицы это одно из самых красивейших зданий. С высоты птичьего полета оно представляет собой круг с расходящимися лучами на четыре стороны света, что символично для традиционной культуры казахского народа. Дань тюркской традиции — голубой купол, возвышающийся над землей, дарит городу аромат Востока.

Образованный путем слияния Государственного музея Республики Казахстан и Республиканской публичной библиотеки им. С. Сейфуллина, комплекс стал неким «аккумулятором» духовного наследия и культурной традиции казахстанского народа. В центральном зале музея представлена коллекция подарков Президенту Республики Казахстан. Она состоит из даров, преподнесенных Н.А. Назарбаеву от глав государств и правительств разных стран. Библиотека Президентского центра культуры располагает богатейшим фондом, который насчитывает более 700 тысяч книг — на этих страницах вся история Казахстана.

Ш экскурсовод:

«Все в мире боится времени, только время боится пирамид», — так говорили древние египтяне и строили свои загадочные пирамиды, увековечивая имена фараонов во времени и пространстве. Архитектурных построек, подобных дворцу мира и согласия в Астане, в мире не существует, здесь уже состоялся съезд представителей различных мировых и национальных религий. Внутри него разместился музей культуры, университет цивилизаций, оперный театр на 1500 мест. А поддерживают все это великолепие четыре мощные опоры — символические руки мира. Это своего рода демонстрация религиозной толерантности, доброй воли Казахстана. Автор уникального проекта — прославленный британский архитектор Норман Фостер. Пирамида связала левый и правый берега Ишима.

Учитель:

Для будущего процветания нашей страны необходимы стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими её. Конечно, основой вашей жизненной позиции в будущем должны явиться все ваши знания, приобретаемые в школе, в жизни… И мне хотелось бы закончить наше мероприятие строками из стихотворения о Казахстане:

На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почет.
Мир — солнышке и детям,
Мир — природе, мир — весне!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час "Государственная символика"

 

Цель: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан

 

Задачи:

- обобщить знания детей о государственной символике Республики Казахстан

- создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики.

- развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.

- воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны.

- воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

 

Наглядность: символы республики Казахстан, книги и статьи о Казахстане, рисунки «Моя Родина – Казахстан»

 

Ход занятия

 

Звучит Государственный гимн Республики Казахстан.

 

Ведущий.

Республика Казахстан – наш родной край, наша Родина. На этой земле с древних времён жил казахский народ. Казахи пасли скот, занимались земледелием, защищали свою Родину от врагов. Они смогли сохранить свою землю для своих потомков, а значит и для нас.

Очень долгим был путь казахстанского народа к своей свободе. История уходит корнями вглубь тысячелетий. Но, преодолев трудности, Казахстан в 1990 году обрёл Независимость.

В 1991 году весь мир облетела весть о рождении независимого государства, имя которому – Республика Казахстан. Теперь

У казахов своя земля,

Свои земли на все времена.

Исполняется песня «Цвети мой Казахстан»

 

1 слайд

Ученик:

К государственным символам любой страны относятся, прежде все-го, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Ведь одним из первых шагов возникшего государства является обретение им своего флага, герба и гимна. Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны.

 

На Знамени – орел несет светило,

И в сердцевине герба – шанырак

Так в суверенном мире наша сила

И в давней дружбе – благодарный знак.

 

Через немалые испытания прошел казахский народ, прежде чем завоевать право на свою государственную символику – Гимн, Герб и Флаг.

 

Есть слово гордое “Казах”,

В нем воплотилось государство

С Гербом и Гимном, есть свой Флаг,

Язык, в котором мудрость нации.

 

2 слайд

Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы Республики Казахстан”.

 

Ученик

4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.

 

Ведущий.

Государственные символы — одна из незыблемых основ государства. И сегодня мы ещё раз пролистаем страницы нашей «книги символов»

Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Он способствует проникновению этой идеи в мысли и чувства людей. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века

Голубой флаг с золотистым солнцем и парящим силуэтом орла и герб, в центре которого находится образ шанырака, как символ общего дома для всех казахстанцев, явили миру образ нового независимого Государства под названием Республика Казахстан.

Первая страничка нашей книги.

 

3 слайд

Государственный флаг Республики Казахстан.

 

Ведущий.

Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена ко-рабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей. С каких же пор пошел обычай поднимать и чтить флаг?

 

Ученик:

Впервые знамена появились, пожалуй, у древних кочевых племен – скифов, только знамена были надувные. Это был длинный мешок, который формой напоминал дракона – с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.

 

Ведущий

Как мы с вами видим происхождение флага военное. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала ... треугольные.

 

4 слайд

Ученик:

“Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32 лучами, под которым парящий степной орел”.

 

5 слайд

Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент, олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.

Солнце — источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна — основа изобилия и благополучия.

Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.

Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.

 

6 слайд

Ученик:

Смотрю на небо голубое:

Там высоко парит орел,

Восходит солнце золотое

Над птицей, будто ореол.

До боли мне знакомо это

Видение сквозь пики гор,

Осталось лишь добавить сбоку

Национальный наш узор.

Флаг, независимый и гордый,

Народом государству дан,

Пусть же всегда хранит свободу

Наш суверенный Казахстан!

 

Ученик:

Желбірейді шалықтап,

Қазақстан жалауы.

Көкте қыран қалықтап,

Қанат қағып барады.

Көк аспанда нұрлы Күн,

Күлімдейді далама.

Бақыт тілеп тұр бүгін,

Ол барлық жан балаға.

Ұлттық өрнек мұрамыз,

Адастырмас мұраттай.

Нық көтеріп тұрамыз,

Жалауды біз құлатпай.

Исполняется песня

 

7 слайд

Вторая страничка нашей книги.

Государственный герб Республики Казахстан.

 

Ведущий

По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова..

 

8 слайд

Ученик:

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности.

 

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты.

Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык — зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба.

Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Авторам удалось решить проблему изображения кереге — раздвижных решетчатых основ юрты.

Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны — тулпары.

 

Ученик:

Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха.

Издавна говорят: “Казак жылкы мiнездi”, этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией

 

Ученик:

В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму герба составляют два основных цвета — золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты

 

Ведущий

У казахов принято такое благородное приветствие: “Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым”.

 

Таким образом, языком геральдики авторы выражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома — Казахстан.

 

9 слайд

Бейнелеп сан ғасырды

Елтаңбасы елшмің,

Таратады хас үлгі

Киесіндей жерімнің.

Бабам тұлпар жаратты,

Құлынынан танып өақ.

Тұлпар барда қанатты,

Шалқалмайды шаңырак.

Тәуелсіздік көркі ол да,

Өркениет өрінде.

Нұр төгеді Елтаңба

Ақ Орданың төрінде.

 

Исполняется казахский танец

 

10 слайд

Третья страничка нашей книги.

Государственный гимн Республики Казахстан.

 

“Гимн – это флаг, сотканный из слов”.

А.Тажибаев

Алтын күн аспаны,

Алтын дән даласы,

Ерліктің дастаны,

Еліме қарашы!

Ежелден ер деген,

Даңқымыз шықты ғой.

Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің — Қазақстаным!

 

Ұрпаққа жол ашқан,

Кең байтақ жерім бар.

Бірлігі жарасқан,

Тәуелсіз елім бар.

Қарсы алған уақытты,

Мәңгілік досыңдай.

Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

 

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің — Қазақстаным

 

Ведущий:

Итак, в начале нашей встречи для вас прозвучал гимн Республики Казахстан.

 

- Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

 

Ведущий

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин Республики Казахстан. Исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием.

В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.

 

Ученик:

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”) с внесёнными изменениями, приводящими песню в статус государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.

 

Ученик:

По словам поэта Тажибаева А.: “Гимн – это флаг государства, сотканный из слов”.

Безусловно, слова гимна должны быть священны и близки для народа. Для сотворения слова-символа, слова-клятвы требуются не только чувство исторической реальности, но также мудрость и прозорливость, а самое главное – пророческое озарение настоящего творца искусства.

Именной такой песней-символом стала песня “Мой Казахстан”, написанная во время поднятия целины. Эта песня у всех на устах и близка всем по своему духу.

Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.

 

11 слайд

 

Әнұран

Барша халық таныған,

Біздің үміт, тілекті.

Шырқалғанда әнұран

Шаттық кернер жүректі.

Жеңіс туын көтерген,

Жарыстарда сан қилы.

Жетіп бізге шет елден,

Көкке Әнұран шалқиды.

Шәмші атаның сазды үні,

Жігер беріп қайратты.

Бәрімізді мәз қылып,

Жаңғыртады аймақты.

 

Ведущий:

Итак, подводя итоги, мы можем с гордостью сказать: Казахстан-государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей.

Приятно сознавать, что флаг Республики Казахстан все чаще можно увидеть на международных выставках, соревнованиях и встречах. Все больше представителей Казахстана занимают посты в разных международных организациях. Иностранцы, приезжая сюда, поражаются темпам развития Республики Казахстан.

Казахстан – государство перспективное, развивающееся. Я считаю, что в будущем он станет еще лучше, еще крепче. Миролюбивая политика государства, развитие интеллектуального и экономического потенциалов являются залогом будущего процветания.

Символом Казахстана также можно считать город Астану. Астана, в считанные недели ставшая современным городом, символизирует мощь и силу Казахстана.

 

Казахстан прошлого – историческая родина отважных тюркских племен, мощное среднеазиатское государство; Казахстан настоящего – независимое государство с высокими темпами развития, прочно завоевывающее себе место среди ведущих азиатских государств; Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав.

Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое. Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом смысле государства.

 

12 слайд

Учитель:

Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный символике Республики Казахстан. Думаю, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о Государственных символах нашей Республики. Надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины, ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”.

А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Любите свою Родину и будьте достойными гражданами Республики Казахстан!

 

 

 

 

 

 

 

Викторина на тему: «Знаешь ли ты государственные символы?»

Дорогие ребята, вы знаете, что 16 декабря 2009 года исполнилось 18 лет независимости нашей Родины - Республики Казахстан.

У нас сегодня встреча-викторина «Знаешь ли ты государственные символы?». За каждый правильный и полный ответ будет выдаваться жетон. Разыгрывается три призовых места. У кого будет больше всех жетонов, тот будет «Главным знатоком». Но не забывайте, что главное – это участие.

Каждый гражданин должен знать историю своего государства. Поговорим о нашей родине. Ребята, слушайте внимательно вопросы и не стесняйтесь показать свои знания и поднимать руку. Ольга Александровна будет мне помогать.

Территория Казахстана обширна, ее площадь занимает 9 место среди других государств земного шара. Ребята, кто знает, сколько квадратных метров занимает территория Казахстана?(2724900 кв.м.). Наша республика граничит на севере с Россией, на юге с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, на востоке – с Китаем и Монголией, а на западе с Каспийским морем. На такой огромной территории проживает около 15 миллионов человек. Сколько национальностей проживает на территории Казахстана? (132 национальности). 160 районов, 16 административных центров включают в себя 85 городов, 176 поселков и 2237 населенных пунктов. Потрясающие цифры, не правда ли?

Ребята, кто из вас знает столицу нашей республики? Какие города в ХХ веке являлись столицами Казахстана? (Оренбург, Кызыл-Орда, Алма-Ата и Астана).

У каждого государства, даже у самого маленького, есть своя символика. Когда были приняты государственные символы в Казахстане после признания его независимым государством? (4 июня 1992 года).

1. Ребята, кто назовет государственные символы любой страны? 
2. В каких учреждениях устанавливаются государственные символы?
3. В каком порядке располагаются государственные символы?
4. Какова история возникновения флага?
5. Ребята, скажите, а на магазинах может висеть флаг?
6. Что собой представляет флаг Республики Казахстан? 
7. Что означает орел на флаге?
8. Что означает голубой цвет флага? 
9. Что означает солнце с лучами?
10. Кто является автором Государственного флага? (Шакен Онласынович Ниязбеков).
11. Какие цвета использованы в гербе? 
12. Как выглядит герб Республики Казахстан? 
13. Кто является авторами герба? (Жандарбек Малибекович Малибеков и Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан).
14. Что означает шаңырақ?                         
15. Что означают мифические кони?
16. Что такое гимн?                              
17. В каких случаях звучит гимн?
18. Какова история создания гимна? 
19. Кто знает текст гимна?

Подошло время подвести итоги нашей встречи-викторины. Ребятами показаны хорошие знания государственных символов Республики Казахстан - нашей Родины. 
Казахстан прошлого – историческая родина отважных тюркских племен, мощное среднеазиатское государство; Казахстан настоящего – независимое государство с высокими темпами развития, прочно завоевывающее себе место среди ведущих азиатских государств; Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав.

Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое. Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом смысле государства.

 

Старший архивист среднего уровня квалификации
высшей категории ГУ «Государственный архив
города Риддер ВКО» Г.А. Давыдова

Беседа на тему: «Знаешь ли ты государственные символы?»

Воспитательная цель: 
Прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине, познакомив с историей государственных символов Казахстана, уважение к государственным символам, гордости к историческому прошлому и  традициям народов нашей страны.

Наглядное пособие: Символы республики Казахстан: флаг, герб, гимн, Конституция Республики Казахстан.

Эпиграф:   Есть слово гордое “Казах”,
В нем воплотилось государство
С Гербом и Гимном, есть свой Флаг,
Язык, в котором мудрость нации.

Чувство любви к Родине есть в каждом человеке. Нельзя заставить любить Ро-дину. Любовь надо пробудить. Бернард Шоу писал: «…патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился». В «Толковом словаре русского языка» Ожегова есть такое определение патриотизма «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”. И сегодня мы побеседуем о государственной символике нашей Родины.

Герб, флаг и гимн являются символами политической независимости и суверенитета страны. В 1991 году весь мир облетела весть о рождении независимого государства, имя которому – Республика Казахстан.

На Знамени – орел несет светило,
И в сердцевине герба – шаңырақ.
Так в суверенном мире наша сила
И в давней дружбе – благодарный знак.

Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан.

в статье 9. Статья 34 гласит, что «каждый обязан уважать государственные символы Республики Казахстан».

Из истории государственных символов: триада символов возникла не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. В нашей молодой республике хорошей традицией стала практика начинать учебный год с уроков, посвященных воспитанию уважительного отношения к государственным символам. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.

«Государственный флаг Республики Казахстан»

Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг - это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей. С каких же пор пошел обычай поднимать и чтить флаг?

Впервые знамена появились, пожалуй, у древних кочевых племен – скифов, они были надувные. Это был длинный мешок, который формой напоминал дракона – с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и  устрашал врагов. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала треугольный стяг.

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнце с лучами, под которым парящий орел.

Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. Образ орла в изображении флага связан с пожеланием, чтобы независимый Казахстан парил высоко, жил вечно. У древка имеется вертикальная полоса с национальным орнаментом Казахстана. Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.

В создании флага автор использовал небесно-голубой цвет, почитаемый многими народами с древних времен. У тюрков в У1 веке были широко распространены голубые шатры, а их предводители носили одежду голубого цвета. Народы Каганата назывались «голубыми тюрками». Это, видимо, означало также определение «небес-ные тюрки», «божественные тюрки». В связи с этим святое знамя предков называли «Поднебесным». Под этим знаменем они храбро сражались со своими врагами, отстаивали свои земли от набегов, показывая чудеса храбрости и самоотверженности. Вместе с тем, они развили свою культуру, вошедшую в историю человечества, как культуру кочевников. Родиной пратюркского народа, его колыбелью является наша казахская земля. По утверждениям ученых, казахский народ сохранил многие качества, присущие тюркам. Эта особенность замечается и в языке казахов. В казахском языке есть слова и словосочетания: «көгеру» – «голубеть», в переводе «процветать», «көктеу» – покрывать голубизной,  значит «обогащаться, обрастать».

В голубом Государственном флаге Республики Казахстан соединились все понятия о процветании, счастье народа Казахстана, получившим свою независимость.

Смотрю на небо голубое:                                           Осталось лишь добавить сбоку 
Там высоко парит орел,                                              Национальный наш узор. 
Восходит солнце золотое                                           Флаг, независимый и гордый, 
Над птицей, будто ореол.                                           Народом государству дан, 
До боли мне знакомо это                                            Пусть же всегда хранит свободу 
Видение сквозь пики гор,                                           Наш суверенный Казахстан!

«Государственный герб Республики Казахстан»

По словарю Ожегова герб – «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах».

Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шаңырақа на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба – надпись «Казакстан».  Использованы золотой и голубой цвета.

Авторы Государственного герба Республики Казахстан Жандарбек Малибекович Малибеков и Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан. Ими не случайно выбрана в качестве основы составная часть юрты, как особый дар степной цивилизации, признанной во всем мире, как самый уникальный тип жилищной архитектуры – шаңы-рақ. Он не только имеет природное происхождение и напоминает небесный купол, но и по отражению в сознании людей является одним из важных элементов жизнеустройства.У казахов принято такое благородное приветствие: «Да будет у вас шаңырақ высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым». Применяя слово «шаңырақ» можно выразить все основные понятия, связанные с жизнью человека от рождения до смерти. С понятием “қара шаңырақ ” связаны многие традиционные ритуалы, дошедшие до наших дней. Например, отправляясь в дальний путь или приступая к важному делу, надо получить благословение в этом доме. Этому дому причитается особая доля подарков в связи с разными традициями и обрядами.

Образ шаңырақа в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шаңырақа зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

В Государственном гербе использованы образы крылатых коней, пегасов. Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха. Издавна говорят: «Қазақ жылкы мiнездi», этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией.

«Государственный гимн Республики Казахстан»

«Гимн – это флаг, сотканный из слов» (А.Тажибаев).

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин Республики Казахстан, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважение к её представителям.

Из истории гимна нашей Родины: с 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная в 1956 году “Мой Казахстан” (“Ме-нiң Қазақстаным”), музыка композитора Шамши Калдаякова, слова Жумекена Нажимеденова. В текст песни Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым были внесены изменения, придавшими песне статус государственного гимна. Нурсултан Абишевич является соавтором текста.

По словам поэта Тажибаева: «Гимн – это флаг государства, сотканный из слов». Безусловно, слова гимна должны быть священны и близки для народа. Для сотворения слова-символа, слова-клятвы требуются не только чувство исторической реальности, но также мудрость и прозорливость, а самое главное – пророческое озарение настоящего творца искусства. Именной такой песней-символом стала песня «Мой Казахстан», написанная во время поднятия целины. Эта песня у всех на устах и близка всем по своему духу.

Государственный гимн – это духовное знамя. Древние считали, что дух человека соответствует голубому цвету, ум – желтому, тело – красному. В этом плане голубой цвет нашего флага тоже символичен. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по истории Казахстана

"Знатоки родной истории"

Цель: Развитие интеллектуальных способностей учеников, обобщить, систематизировать знания учеников по пройденному материалу развивать мышление, смекалку умений на материале, дополняющем школьную программу.

Задачи: Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях. Повышение эрудиции. Развитие навыков работы со справочной литературой. Развитие культуры речи. Развитие логической культуры. Выработка аналитических навыков. Развитие творческих способностей. Приобретение навыков саморазвития. Привить интерес к познавательной деятельности.

Игра проводится в 4 тура. Ведущий задает вопросы игрокам трех команд одновременно, на экране вопросы дублируются. Та команда, которая первой сможет дать правильный ответ, предварительно подняв свою отличительную карточку, получает одно очко. Если команда отвечает неверно, то она лишается права отвечать на этот же вопрос второй раз.

Первый тур: ведущий читает вопрос и четыре варианта ответов. Участники игры должны выбрать один правильный ответ.

Второй тур: В данном туре, команды выбирают карточки, по очереди нужно ответить на вопрос карточки, на обсуждение каждой команде дается полминуты.

В третьем туре –  Ведущий задает вопросы, каждый из которых начинается словами: «Верите ли Вы, что…?» каждому участнику команды по очереди в быстром темпе, а игроки отвечают либо «ДА», либо «НЕТ».

Четвертый тур - Команды выбирают область знаний. Каждая команда отвечает на вопросы своей темы.

Затем подсчитываются очки. И объявляется победитель.

 

Вопросы 1 тура

1. Этот казахский хан встал у власти в 80-летнем возрасте и был во главе ханства практически 2 года.

А) Шигай

В) Турсун

С) Касым

Д)Тауке

2. Самая знаменитая царица саков

А) Тамара

В) Томирис

С) Зарина

Д) Бопай

3. В каком году была принята первая конституция независимого Казахстана

А) 1991

В) 1992

С) 1993

Д) 1994

4. Какой из ниже перечисленных городов не был столицей Казахстана (либо КазССР или КазАССР)

А) Астана

В) Оренбург

С) Кызыл-Орда

Д) Омск

5. Как называется большой отрывок эпического цикла записанный Ш. Уалихановым

А) «Алпамыс»

В) «Кобланды»

С) «Кыз Жибек»

Д) «Манас»

6. В 1975 году Олжас Сулейменов опубликовал свою книгу:

А) «Аз и Я»

В) «Кочевники»

С) «Саки»

Д) «Кровь и пот»

7. Как называется первый казахский художественный фильм, снятый студией «Ленфильм»?

А) «Алпамыс»

В) «Амангельды»

С) «Турксиб»

Д) «Караш-Караш»

8. 1778 году Екатерина II утвердила Абылая ханом:

А) Трёх жузов

В) Старшего жуза

С) Среднего жуза

Д) Младшего жуза

9. В 1995 году под эгидой ЮНЕСКО праздновалось 150-летие

А) Ж. Жабаева

В) М. Ауэзова

С) А. Кунанбаева

Д) Ш. Уалиханова

10. Национальная валюта Казахстана была введена в

А) 1993 году

В) 1994 году

С) 1995 году

Д) 1996 году

Вопросы ко 2 туру:

1. Анахарсис был первым выдающимся философом саков. Платон ставил его рядом с Гомером и Фалесом, а в другом труде называет его одним из семи мудрецов мира. До нас дошли его афоризмы. Закончите предложение: «Все беды человека от …». (Языка).        

2. Как вы знаете, что в 1822 году был принят «Устав о сибирских киргизах». Параграф 15 этого устава гласил: «Аулом руководит аульный старшина, волостью – султан, а округом - …». (Старший султан).

3. Казахский фольклор – это народное творчество, имеет большую ценность, отличается глубоким содержанием, имеет огромное воспитательное значение для молодежи. Закончите лаконичное и меткое утверждение: «Если отдашь врагу жизнь, не отдавай …». (Секретов).

4.  Устное творчество казахского народа передается с древнейших времен из поколения в поколение. В пословицах, поговорках и загадках заключены глубокая мысль, поучения, тонкий подтекст. Отгадайте загадку: «Открылся белый сундук и оттуда вывалились шелка». (Восход Солнца).

5.  В этом стихотворение Олжаса Сулейменова пропущена первая строчка. Назовите её.

……………………………………

Ты временем как глина обожжен,

в тебе – удар меча и посвист плети,

мужская гордость и горячность жен,

в тебе звучат забытые наречья

шумеров, гуннов, хрип монгольских слов,

где ты рожден?

         В пожарах Семиречья?

Тебя по жилам к нам перенесло.

И ты звучишь, переполняя тело,

ударом сердца, колоколом дум,

и как судьбою б не вертело,

клянусь тобою – я к тебе приду.

Так из далеких и счастливых странствий

приходит сын к забытому отцу,

приходит в ярком, дорогом убранстве,

в начале жизни или же к концу.

(Язык отцов, язык тысячелетий).

6. О чем говорится в этом стихотворение Бо Цзю-и:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин её (юрту) ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Её (юрту) вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней  ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло …

(О юрте).

 

Вопросы к 3 туру «Верите ли Вы что?»

1.     «Казахский соловей» так называли Майру Шамсутдинову? Да

2.     Прозвище «Салкам» было у хана Таукеля? Нет.

3.     Эссен был автором Устава «О Сибирских киргизах»? Нет.

4.     «Промелькнувший метеор» так называют Ш. Уалиханова? Да

5.     2 марта 1992 года Казахстан вступил в ОБСЕ?  Нет.

6.     В Старший жуз входят племена – найман, керей, кыпчак? Нет

7.     Автором труда «Диуан-и-Хикмет» бал М. Кашгари? Нет

8.     Правителем гуннов в период их первого переселения на территорию Казахстана был Чжи-Чжи? Да

9.     Автором сборника «1000 песен казахского народа» был А. Затаевич? Да

10.                        При караханидах город Тараз называли «городом купцов»? Да

 

Вопросы к 4 туру

Правители:

1.     Этот правитель Могулистана в 1365 году 22 июня в Батпактинской битве («Грязевая битва») победил эмира Тимура.  Ильяс-Ходжа.

2.     Он знаменит не только своими разрушительными и завоевательными походами, но и тем, что по его приказу был построен мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Эмир Тимур.

3.     В 1643 году этот хан с 600 сарбазами противостоял 50-тысячной армии джунгар и одержал победу в сражении. Хан Жангир.

4.     Прозвищем этого правителя было «Сабалак», он был знаменит тем, что принял участие в Анракайском сражение в качестве воина, где противостоял джунгарскому  воину Шарышу и победил его. Абылай хан.

5.     Этого кагана арабы называли «бодающимся» или «рогатым». Каган Сулу.

Города:

1.     Наместник этого города уничтожил монгольский караван, что в последствие стало формальным предлогом для завоевания данной территории войском Чингисхана.  Отрар.

2.     В 1854 году отрядом Перемышльского было основано Верненское укрепление, которое впоследствии было названо. Алматы.

3.      В этом городе был «раскрыт заговор» строителей «красной столицы» и проведен процесс над группой архитекторов и инженеров (П.Т. Буддаси, С.Б. Голдгор, М. Тынышпаев и др.).   Кзыл-Орда.

4.     Воины, оборонявшие этот город, сопротивлялись несколько месяцев, не давая врагу возможности преодолеть крепостные стены, и один месяц оборонялись в цитадели против войска Чингисхана. Последним был захвачен Кайыр-хан, правитель этого города.

Отрар.

5.     Название этого города в прошлом столетие менялось несколько раз,  одним из его названий было Целиноград. Астана

Битвы:

1.     Победа арабов в этой битве послужило концом в экспансии китайцев на запад, огромную роль в этом противостоянии арабов и китайцев сыграли тюргеши и карлуки. Атлахская битва.

2.     Ливший несколько дней дождь и образовавшаяся впоследствии грязь дали название этой битве. В этом сражение победу одержал правитель Могулистана. Батпактинская битва.

3.     Огромную роль в победе под этим городом сыграла Панфиловская дивизия, наиболее известен подвиг у разъезда Дубосеково. Битва под Москвой.

4.     В битве за этот город, противнику приходилось с боем брать каждый дом, наиболее известен «Дом Павлова» в обороне которого принял участие Толыбай Мурзаев. Сталинградская битва.

5.     За героизм, проявленный в этом сражении, казахский воин Майлыбайулы был награжден серебряной медалью, а старшина тептярского полка Карынбай Зындагулулы – медалью на голубой ленте.  Сражение у Бородино.

Герои ВОВ:

1.     Этот летчик выходец из Караганды 19 декабря 1942 года в воздушном бою в районе Боковская-Пономаревка направил свой самолет в гущу танков.Нуркен Абдиров.

2.     Он обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания всех людей многонациональной страны. Жамбыл Жабаев.

3.     Она  сражалась в рядах 54-й стрелковой бригады. Её подвига была посвящена песня, которую спела Роза Рымбаева. Алия Молдагулова.

4.     Ему принадлежат слова, облетевшие весь фронт: «Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва» В.Г. Клочков.

5.     Его подвиг остался в памяти бойцов, он ворвался в штаб немецкой части  в с. Бородино и уничтожил 5 немецких офицеров. Т.Тохтаров.

Племена и рода:

1.     В переводе название этого племени означает цифру «8». Найманы

2.     В 1870 году казахи этого рода поднялись на борьбу. Поводом этому послужило требование о выплате налога по новой норме сразу за 2 года

- 1869 и 1870 года. Адай.

3. 965 и 985 годах их военный с союз с киевскими князьями выступал поочередно против Хазарского каганата и Волжской Булгарии. Огузы.

4. Название этих племен связывают с названием реки в Монголии Керулен.Кереи.

5. Русское название тюркоязычных (в основном кыпчакских) племен, населявших с ΧI в. территории от Поволжья до побережий Черного моря.Половцы.

Звания, титулы  и др.:

1.     Почетное звание, присваиваемое особо отлившимся в военном деле, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам.Батыр.

2.     Судья в казахском обществе, знаток народной жизни, обычаев и норм, обычного права казахов. Бий.

3.     Титул верховного правителя каракитаев, жалаиров. Гурхан.

4.     Воспитатель, наставник детей ханов и султанов. Атабек.

5.     Титул верховного правителя огузов. Джабгу (Ябгу).

Подведение итогов.

Награждение команд.

 


 

Классный час на тему: «Моя Родина –

Классный час на тему: «Моя Родина –

Мы дети свободной и мирной страны

Мы дети свободной и мирной страны

Золотое солнце, купающееся в своих лучах – покой и богатство, а степной орёл –

Золотое солнце, купающееся в своих лучах – покой и богатство, а степной орёл –

Цели классного часа : воспитание чувства патриотизма, любви к

Цели классного часа : воспитание чувства патриотизма, любви к

Цель: · активизировать познавательный интерес у ребят к истории своего государства, развивать общий кругозор

Цель: · активизировать познавательный интерес у ребят к истории своего государства, развивать общий кругозор

Казахи мы и русские, карелы и корейцы,

Казахи мы и русские, карелы и корейцы,

Зорек полыхание, первое свиданье,

Зорек полыхание, первое свиданье,

Монумент «Астана-Байтерек», президентский центр культуры, пирамида мира и согласия и многие другие культурные достопримечательности

Монумент «Астана-Байтерек», президентский центр культуры, пирамида мира и согласия и многие другие культурные достопримечательности

А поддерживают все это великолепие четыре мощные опоры — символические руки мира

А поддерживают все это великолепие четыре мощные опоры — символические руки мира

Классный час "Государственная символика"

Классный час "Государственная символика"

Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны

Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны

Ведущий. Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”

Ведущий. Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”

Автором Государственного флага является

Автором Государственного флага является

Ученик: Герб имеет форму круга

Ученик: Герб имеет форму круга

У казахов принято такое благородное приветствие: “Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым”

У казахов принято такое благородное приветствие: “Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым”

Кең байтақ жерім бар. Бірлігі жарасқан,

Кең байтақ жерім бар. Бірлігі жарасқан,

Именной такой песней-символом стала песня “Мой

Именной такой песней-символом стала песня “Мой

Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав

Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав

Каспийским морем. На такой огромной территории проживает около 15 миллионов человек

Каспийским морем. На такой огромной территории проживает около 15 миллионов человек

Старший архивист среднего уровня квалификации высшей категории

Старший архивист среднего уровня квалификации высшей категории

Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”

Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”

До боли мне знакомо это

До боли мне знакомо это

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях

Внеклассное мероприятие по истории

Внеклассное мероприятие по истории

С) 1993 Д) 1994 4. Какой из ниже перечисленных городов не был столицей

С) 1993 Д) 1994 4. Какой из ниже перечисленных городов не был столицей

Как вы знаете, что в 1822 году был принят «Устав о сибирских киргизах»

Как вы знаете, что в 1822 году был принят «Устав о сибирских киргизах»

Вопросы к 3 туру «Верите ли Вы что?» 1

Вопросы к 3 туру «Верите ли Вы что?» 1

Битвы: 1. Победа арабов в этой битве послужило концом в экспансии китайцев на запад, огромную роль в этом противостоянии арабов и китайцев сыграли тюргеши и…

Битвы: 1. Победа арабов в этой битве послужило концом в экспансии китайцев на запад, огромную роль в этом противостоянии арабов и китайцев сыграли тюргеши и…

Почетное звание, присваиваемое особо отлившимся в военном деле, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам

Почетное звание, присваиваемое особо отлившимся в военном деле, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам
Скачать файл