Классный час на тему : « Настоящий друг» .
Цели:
углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность , взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Ход разговора с обучающимися 6 класса
Эпиграф « Дружба- бескорыстная стойкая приязнь». В. И. Даль.
1. Вступительное слово. Еще раз «Здравствуйте, ребята и наши гости». У нас впереди необычное мероприятие – разговор. Надеюсь, он принесет нам радость общения друг с другом.
Ребята, вы помните последний слайд на нашем с вами уроке? ….
Давайте вспомним… ( слайд 1) Как вы думаете, какая тема у нашего с вами разговора?
……….
( слайд 2) Сегодня мы будем говорить о дружбе. «Хороший друг – это настоящий клад». (китайская пословица) Дружба - великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Дружба делает нас лучше, добрее, сильнее.
2. Проблемная ситуация « Как выбрать друга?». Я бы хотела назвать тему сегодняшнего разговора «Настоящий Друг».
Слово «друг» …. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?......
Ответы учащихся
И начать наш разговор мне хотелось бы с такого рассказа.
«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их « три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за
« Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом? С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда брал с собой Мишку, щедро платил за двоих и даже угощал мороженым в кафе. И это было прикольно. Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый прикид. Одним словом, Олег был крутым парнем, и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на тренировки и говорил теперь о только нормативах, да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».
Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
Примерные ответы детей:
1. Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.
2. У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
3. Олег плохой друг, он думает только о себе, Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра.
3. Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.
4. Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
5. Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки.
6. Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.
Что ж мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос:
« А можно ли назвать этих мальчиков друзьями?
Каковы признаки настоящей дружбы?»
Ответы детей.
3. Незаконченные предложения по теме «
Старый друг лучше новых двух.
Был бы друг, найдется и недруг.
Доброе братство дороже любого богатства.
Не забывай друга ни в радости, ни в горе.
Друга ищи, а найдешь береги.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друга иметь - себя не жалеть.
Друга за деньги не купить.
Друг познается в беде.
4. Словарная работа « Знакомый, приятель, товарищ, друг»
А теперь давайте проверим, все ли правильно понимают смысл слова « друг».
И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова « товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете можно ли назвать эти слова синонимами? И как бы вы их расположили по степени возрастания?
Я прочитаю вам начало предложения, а вы угадайте последнее слово и громко его произнесите.
1. О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе вы можете сказать…( знакомый).
2. О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…(приятель).
3. Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажите...(товарищ).
4. О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажите…(друг).
5. Интервью « Расскажи о своем друге»
Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что вас в нем привлекает?
Примерные ответы детей: рассказы детей ( дом. задание).
6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Ситуация № 1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг. И просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь- себя не жалеть».)
С- я № 2 Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.( Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: « Друг познается в беде».)
С- я № 3 Ваш друг поступил с вами не честно, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
7. Игра « Знаю ли я своего друга?».
Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями. Я приглашаю вас к доске. Сейчас мы поиграем в игру.
Правила игры: Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответы на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
1.Какой урок любимый?
2. На чем любит кататься?
3. Какое время года любимое?
4.Какой вид спорта любимый?
5.Кем хочет стать, когда вырастет?
Ну что ж, ребята хорошо знают друг друга. Какие интересы, мечты.
Или к сожалению не совсем знают какими интересами живут, мне кажется ребята больше должны интересоваться жизнью друг друга.
8. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы»?
«Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В.Даль в своем знаменитом Толковом словаре.
И не случайно на первом месте знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга не по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив.
Дружбу нужно заслужить.
Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все эти проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Ну и на последок посмотрим отрывок мультфильма.
9. Подведение итогов (рефлексия)
Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
Что запомнилось больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.