Классный час "Нет прав без обязанностей"
Оценка 4.6

Классный час "Нет прав без обязанностей"

Оценка 4.6
docx
21.11.2021
Классный час "Нет прав без обязанностей"
Нет прав без обязанностей.docx

 

 

Технологическая карта классного часа «Нет прав без обязанностей»

Паспорт мероприятия

Цель

Обобщить и закрепить знания основных прав и обязанностей гражданина России

Задачи

- повышать социально-правовую компетентность старшеклассников, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков;

- воспитывать уважение к правам и свободам личности; способствовать формированию у школьников правовой культуры, общечеловеческих ценностей

 - способствовать осознанному выбору жизненных позиций учащихся.        

Ведущая идея воспитательного мероприятия

 «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». (Марк Туллий Цицерон).

Из потребностей вытекают права человека, а из прав обязанности.

 

Основные понятия

Закон, Устав, нормативно-правовой акт, правило, права, обязанности, ответственность, наказание, нравственные качества личности, проступок, правонарушение.

Используемые средства

Мультимедийная презентация, доска

Метод

Беседа, дискуссия, убеждение, внушение, мотивация, упражнение, разъяснение, разбор ситуаций, анализ деятельности и общения

Форма

Классный час  

Предполагаемый результат в аспекте формируемых УУД

Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к Закону, другому человеку, ответственного отношения к собственным поступкам, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей гражданского общества.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цели урока, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; осуществлять самоконтроль, самооценку; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

Познавательные УУД: развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, и делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,работать индивидуально и в группе.

Направление духовно-нравственного развития кадет и воспитанниц

Гражданско-патриотическое воспитание

 

Подготовительный этап

Создание презентации, подготовка материалов

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ

 

Задачи этапа

Время

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УДД

Мотивационно-ориентирующий этап

1. Создать благоприятный

психологический

настрой на работу, вызвать интерес, положительные эмоции.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Совместное целеполагание

 

 

 

 

1.Приветствие.

2. Задание по группам (заполнить таблицу):

1)         Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

2)         Напишите список потребностей 14-летнего подростка (за 3 минуты).

3. Определение темы классного часа и целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

- Тема классного часа «Нет прав без обязанностей». Почему мы начали работу с потребностей человека? Как вы думаете?

- Правильно. Из потребностей вытекают права человека, а из прав обязанности.

- Сформулируйте цели предстоящей работы на классном часе.

1. Приветствуют классного руководителя, рассаживаются по местам. Настраиваются на работу.

2. Работают по группам – заполнят таблицу. Отвечают на вопросы, определяют тему, цели и задачи.

 

Личностные:

Формирование готовности воспринимать информацию.

Познавательные:

Целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

Научиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий.

Коммуникативные:

Умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Деятельностный этап

1.Организация деятельности учащихся, активизация познавательной деятельности

2.Выявление качества и уровня усвоенных на уроках знаний и способов действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Интерактивная беседа «Ваши права и обязанности».

- Как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Потребности человека с возрастом меняются. И в 12 – 14 лет у человека могут быть и другие потребности, чем в 2 месяца. Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).

- Определим суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия. Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений...

Обсуждение понятий «право», права», «обязанности».

2. Составим кластер.

- А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто? Давайте выделим пять позиций:

1) хомосапиенс (человек разумный);

2) существо биосоциальное, т. е. человек связан с природой и обществом людей;

3) индивид;

4) личность;

5) гражданин (по факту рождения).

Следовательно, каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права. Итак, права человека-гражданина – это...

Вывод: Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

3. Физминутка.

4. Сообщение «Нормативно-правовые документы по защите прав детей».

5. Разбор проблемных ситуаций (по группам).

6. Правовая ответственность несовершеннолетних перед законом. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Отвечают на вопросы, вступают в беседу, определяют понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют кластер, выступают с составленным кластером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают физические упражнения.

Слушают, задают вопросы, дополняют.

Читают и анализируют предложенные ситуации. Проверяют правильность своих выводов.

Слушают учителя, дополняют.

Личностные:

Формирование готовности воспринимать информацию. Формирование ценности гражданско-правовой культуры.

Познавательные:

Получение  и закрепление теоретических и практических знаний о правах и обязанностях граждан РФ.

Регулятивные:

Умение слушать и понимать выступающего, устанавливать выделенные воспитателем целевые приоритеты.

Коммуникативные:

Умение соблюдать диалоговый этикет.

Умение работать в группах.

 

Рефлексия

Анализ проделанного, оценка деятельности, настрой на применение приобретенного знания и опыта.

 

 

 

 

 

1.Подведение итогов.

Совместно с обучающимися подводит итог работы, предлагает по группам составить синквейн со словами «права» и «обязанности».

2.Заключительно слово классного руководителя.

Подводят итог работы, составляют синквейн. Слушают выступления групп, дополняют, высказывают свое мнение.

Слушают учителя.

 

Регулятивные:

Умение оценивать новые знания, делать выводы, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Познавательные: проявление творческой активности.

 


 

Конспект классного часа

«Нет прав без обязанностей»

Цель: обобщить и закрепить знания основных прав и обязанностей гражданина России.

Задачи:

- повышать социально-правовую компетентность старшеклассников, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков;

- воспитывать уважение к правам и свободам личности; способствовать формированию у школьников правовой культуры, общечеловеческих ценностей;

 - способствовать осознанному выбору жизненных позиций учащихся.        

 

Ход мероприятия

I.         Мотивационно-ориентирующий этап

1.         Актуализация знаний.

 Задание по группам:

1)         Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

2)         Напишите список потребностей 14-летнего подростка (за 3 минуты).

Заполнение таблицы на доске

Потребности 2-х месячного ребенка

Потребности 14-летнего подростка

Имя

Медицинский полис

Уход

Образование

Медицинский полис

Друзья, общение

Питание

Творчество

Любовь, ласка

Питание, жилище

Забота

Родители, семья

Защита

Свобода слова

 

Свобода мысли

 

Поддержка родителей

 

Собственность

 

2.         Определение темы классного часа и целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? (Ответы кадет).

- Тема классного часа «Нет прав без обязанностей». Почему мы начали работу с потребностей человека? Как вы думаете? (Ответы кадет).

- Правильно. Из потребностей вытекают права человека, а из прав обязанности.

- Сформулируйте цели предстоящей работы на классном часе. (Ответы кадет. Повторить и закрепить основные права и обязанности гражданина России; вспомнить, что такое закон, право, обязанности. Развить свои коммуникативные навыки, умение работать в группе, повысить правовую культуру).

II. Деятельностный этап

1.         Интерактивная беседа «Ваши права и обязанности»

- Как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Потребности человека с возрастом меняются. И в 12 – 14 лет у человека могут быть и другие потребности, чем в 2 месяца. Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).

- Определим суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия. Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право?

ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

ПРАВО– это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

- По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, мы также определяем суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие? (Ответы кадет: «Категорический императив права” определил немецкий философ Эммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.).

- Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”. Хотя их существует достаточно много в такой науке как “правоведение”. Какие виды права вы можете назвать?

- Виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.

- Действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей. На уроках обществознания вы более подробно знакомитесь с тем, какую важную роль играет право в жизни человека, общества и государства.. А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто? Давайте выделим пять позиций. Составим кластер

Составление кластера:

1) хомосапиенс (человек разумный);

2) существо биосоциальное, т. е. человек связан с природой и обществом людей;

3) индивид;

4) личность;

5) гражданин (по факту рождения).

- Если это так, следовательно, каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права. Итак, права человека-гражданина – это...

Ответы кадет:

Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей. Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право. Право определяется законами. Действительно правовое государство — это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

- В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в любой другой стране нашего многообразного мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации. Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.

2. Физминутка

3. Сообщение кадета «Нормативно-правовые документы по защите прав детей» (слайд):

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

- Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

- Конституция РБ (24 декабря 1993 года);

- Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;

- Президентская программа “Дети России”;

- Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О осударственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.

В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации. Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности. Наши права и обязанности определены в Уставе училища.

- Каковы ваши обязанности? (Ответы кадет).

Доп.материал. Некоторые обязанности несовершеннолетних:

         Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»);

         Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»);

         В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;

         После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;

         Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

         Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);

         Полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (Закон Российской Федерации «Об оружии»).

Вывод: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

4. Проигрывание проблемных ситуаций

Ситуация 1

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ: Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.          

Ситуация 4

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

5. Слово учителя.

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

II.        Рефлексия

1.         Подведение итогов. Составление синквейна со словами «права» и «обязанности» (групповая работа).

2.         Заключительно слово учителя.

Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.

 

 

 

                         Разработала классный руководитель 32 взвода                                                        Салчак Р.М.


 

Технологическая карта классного часа «Нет прав без обязанностей»

Технологическая карта классного часа «Нет прав без обязанностей»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ

Интерактивная беседа «Ваши права и обязанности»

Интерактивная беседа «Ваши права и обязанности»

Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении

Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении

Анализ проделанного, оценка деятельности, настрой на применение приобретенного знания и опыта

Анализ проделанного, оценка деятельности, настрой на применение приобретенного знания и опыта

Конспект классного часа «Нет прав без обязанностей»

Конспект классного часа «Нет прав без обязанностей»

Сформулируйте цели предстоящей работы на классном часе

Сформулируйте цели предстоящей работы на классном часе

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка

После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу

После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу

Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять

Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2021