Классный час по профилактике пожарной безопасности во 2 классе
Тема: «Огонь – друг или враг?»
Цели:
1. показать детям значение огня в жизни человека;
2. дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем;
3. развивать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: безопасный подсвечник со свечой, таз с водой, лист бумаги, султанчики (красного, оранжевого, желтого цветов) по количеству детей. Ватманский лист (2), гуашь, тарелки для разведения красок, шпатели, влажные салфетки по количеству детей.
Фонограмма: чередующиеся отрывки мелодий спокойного, торжественного характера (огонь — друг) и грозного, тревожного (огонь — враг).
Ход занятия
(Дети сидят полукругом )
Учитель загадывает загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Учитель: Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об огне.)
Учитель ставит в центр круга безопасный подсвечник и зажигает свечу.
Учитель: На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.
Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование: на огне варили пишу, он отпугивал хищников, спасал от холода. Огню поклонялись, как божеству, о нем рассказывали легенды. И в наше время писатели не забыли про огонь. Послушайте присказку из волшебной истории «О принце в голубой короне» (Сказ про газ), которую написал Евгений Пермяк.
Присказка
Когда-то на земле не существовало ни городов, ни сел, не было даже землянок, и Человек жил не многим лучше зверя. Все окружающее было недружелюбно к Человеку.
Негостеприимные леса старались не пропустить в глубь своего зеленого царства. Вода преграждала Человеку дорогу, угрожая поглотить его. Дожди и град секли Человека, скудно прикрытого шкурой зверя.
Все было против Человека - даже ночь. Окутывая мраком землю, она помогала зверям нападать на людей. Но самый непонятный враг был Огонь.
Это желтое чудо, возникая неизвестно откуда, страшило Человека своим колдовским умением превращать леса в золу и пепел. Человек в ужасе убегал от Огня. Огонь для Человека был тайной. Человек знал, что дождь проливается тотчас, как небо заволакивается темной пеленой туч. Он видел, что реки - дочери дождя - пополнялись после ливней. А вот Огонь...
Огонь очень долго оставался загадкой. Но пришло время, и Человек распознал, как можно укротить давнего врага.
Человек подошел к горящему дереву и сказал Огню:
- Я тебя больше не боюсь... Ты будешь служить мне. Я приручу тебя!
- Остерегись! - предупредил Огонь.- Я никому не служил.
Все боятся
меня. Со мной шутки плохи. Я могу тебя сжечь, Человек, и
превратить в пепел.
- Не хвались! - крикнул Огню Человек. - У меня есть друг, который живо утихомирит тебя.
- Кто? - спросил Огонь.- Кто это?
- Вода, - сказал Человек.
Всего одно лишь упоминание этого страшного для Огня слова сразу убавило его пыл, и он присмирел.
-
Вот так-то лучше, - сказал Человек. - Иди ко мне. Ты будешь
гореть
у меня с пользой.
Сказав так, Человек взял пылающую ветвь дерева и принес ее в свою пещеру. От этого в пещере стало светлее, теплее и радостнее.
Много, очень много раз дни сменяли ночи, а лето - зиму. И с каждым годом прирученный Огонь служил Человеку все лучше и усерднее.
Огонь не только обогревал Человека, но и варил для него пищу, обжигал горшки.
А потом пришла пора, и Человек заставил Огонь выплавлять железо. У Человека появились надежные инструменты. Хорошие топоры. Острые пилы. Ножи и копья. Молоты и плуги. Человек не боялся теперь леса. Он мог проникнуть в любую чащу, прорубая тропы. Земля, покоряясь Человеку, превратилась в пашню. А Вода и Ветер стали молоть зерна, выращенные Землей.
А через много, очень много лет Человек подружил с Огнем и его злейшего врага - Воду. Но это уже другая история.
Учитель обращает внимание детей на пламя свечи, оно напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Детям предлагается поднести руку к свече и почувствовать тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.
Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
Вывод: нельзя близко подходить к огню - можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню — они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Учитель: Дети, давайте поиграем. Каждый из вас возьмет султанчики, превратится в маленькое пламя со своим характером и настроением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.
Пластический этюд
Дети под музыку, используя султанчики (красного, оранжевого и желтого цветов), имитируют пламя костра. Последний акцент педагог должен сделать на положительной оценке значимости огня для человека.
Учитель: Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути. Вот что однажды случилось с древними людьми.
Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,
Шутки с огнем — опасные шутки!
Возьмем, к примеру, пещерных людей.
У них было много пещерных детей.
Пещерные люди с охоты пришли
И вкусного мяса с собой принесли.
Сели погреться они у костра,
И сразу вокруг собралась детвора.
Уставшие взрослые спать прилегли,
А дети тихонько к огню подошли.
Вот факел в руках у детеныша старшего,
Не видят ребята в игрушке ужасного.
Пылающий факел несут они в лес,
Огонь затрещал и по веткам полез.
Пылают березки, пылают осинки!
Несчастные дети бегут по тропинке.
«Тушите, тушите, тушите быстрей!
— Кричат они взрослым. — Огонь у дверей!».
Но быстро огонь пожирает живое.
Взрослые вышли — от леса уголья.
Одно пепелище их взорам открылось,
Вот что из глупой игры получилось.
Е. Максименкова
Учитель: Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница».)
Огонь — помощник или огонь — враг? Как ответить на этот вопрос? (Высказывания детей.)
Нужно помнить всегда:
· Огонь требует бережного обращения.
· Баловство с огнем может привести к беде.
Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайте сегодня попробуем создать портреты огня. Огня — доброго и огня — злого. (Дети по желанию делятся на две группы. Работа выполняется на листе ватмана коллективно. Техника — печать ладонью. Цветовая гамма подбирается самостоятельно каждой группой.)
- Давайте еще раз закрепим правила обращения с огнем:
· Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.
· Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
· Баловство с огнем может привести к беде.
· Огонь требует бережного обращения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.