Классный час по теме: «Конфликт и пути его решения».
Провела Байдуганова Лилия Ивановна в 10 классе
Цели:
1. Определить понятие «конфликт»
2. Рассмотреть функции конфликта в обществе
3. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
4. Анкетирование.
1.Приветствие.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Учитель. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликт», и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
3. Основная часть.
Учитель. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту.
Конфликты возникают в коллективе, а коллектив –это ….
Обсуждение вопросов:
1.Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
2.С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
3.Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
Разрешение конфликта.
- конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
- деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)
Учитель.
-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные.Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д.
Анализ ситуации.
Давайте рассмотрим ситуацию
Ребята вошли в класс. Петя сел на место Толи, проговорив:
- Теперь я буду здесь сидеть. Мне надоело постоянно сидеть на последней парте. Толя подошёл и потребовал освободить место.
-Я не уйду, сядь на моё, - ответил Петя.
- Нет, я буду сидеть там, куда меня посадили, - проговорил Толя.
Завязалась потасовка.
Как же быть в этом случае?
1. Стиль конкуренции:
Эта стратегия типична для большинства людей, при которой собеседник старается перетянуть одеяло на свою сторону. Ценятся только свои интересы, чужие потребности не учитываются, а мнения и доводы просто игнорируются. Конкурирующая сторона пытается заставить принять свою точку зрения всевозможными способами.
— человек идет к разрешению конфликта собственным путем;
— не заинтересован в сотрудничестве с другими;
- преобладают волевые решения.
(Ставки слишком высоки, чтобы поступать иначе; принимается быстрое решение, обеспеченное вашей властью или у вас просто нет другого выхода.)
2. Стиль уклонения:
Такой стиль поведения людей в конфликте характеризуется сознательным или бессознательным уклонением от выяснения отношений. Человек, избравший такую стратегию, старается не попадать в неприятные ситуации. Если же они возникают, то просто уклоняется от обсуждения решений, которые чреваты разногласиями. Чаще всего встречается бессознательное игнорирование, которое является защитным механизмом психики.
- человек не отстаивает свои права;
— не желает сотрудничать, решать проблему. (Проблема не важна для вас; у вас безвыходное положение; вы чувствуете, что другой человек прав.)
3. Стиль приспособления:
Эта стратегия характеризуется отказом от борьбы и изменением собственной позиции. Ситуация сглаживается уступчивостью оппонента, который считает, что лучше сохранить отношения, чем ссориться и добиваться правоты. При таком стиле поведения сторон конфликт забывается, но рано или поздно даст о себе знать. Отказываться от своих интересов совсем не обязательно. К обсуждению проблемы можно вернуться через некоторое время и в более благоприятной обстановке попытаться найти решение.
- человек не пытается отстаивать свои собственные интересы.
(Исход дела слишком важен для другого человека, у кого-то больше власти, чем у вас; вы смягчаете ситуацию, преобладает важность сохранения хороших отношений.)
4. Стиль сотрудничества:
Это самая трудная модель поведения, но вместе с тем наиболее эффективная из всех. Ее смысл в том, чтобы найти решение, которое удовлетворяло бы интересы и потребности всех участников конфликта. Для этого учитывается мнение каждого и выслушиваются все предложенные варианты. Обсуждение проходит спокойно, без негативных эмоций. В разговоре для достижения результата используются доказательства, аргументы и убеждения. Такой стиль поведения в разрешении конфликта строится на взаимном уважении и поэтому способствует сохранению прочных и длительных отношений.
— отстаиваете свою позицию, учитывая интересы другого человека;
— для вас очень важно решение проблемы;
- у вас есть возможность решать проблему на равных.
5. Стиль компромисса:
Это уже менее конструктивный стиль поведения в конфликте. Компромисс тем не менее имеет место, особенно когда необходимо быстро снять накопившееся напряжение и разрешить спор. Модель напоминает «сотрудничество», но выполняется на поверхностном уровне. Каждая сторона в чем-то уступает другой. Поэтому в результате компромисса интересы оппонентов удовлетворяются частично. Для достижения общего решения требуются навыки эффективного общения.
- частичное удовлетворение интересов конфликтующих сторон.
(Сохраняете хорошие взаимоотношения, быстро приходите к согласию, принятое решение устраивает вас на данном этапе.)
Стили поведения конфликтов. А теперь давайте определим к какому стилю относятся следующие ситуации.
5. Анкетирование.
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Давайте проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.
1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
1. не принимаю участия;
2. кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
3. активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.
2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?
1. нет;
2. только если имею для этого веские основания;
3. критикую всегда и по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
1. только в шутку и то если это люди не обидчивые;
2. лишь по принципиальным вопросам;
3. споры – моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
1. возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
2. делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
3. прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;
5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.
1. не буду поднимать бучу из-за пустяка;
2. молча возьму солонку;
3. не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
1. с возмущением посмотрю на обидчика;
2. сухо без эмоций сделаю замечание;
3. выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
1. промолчу;
2. ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
3. выскажу все, что я об этом думаю.
8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?
1. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;
2. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
3. проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.
Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.
Ведущий дает такую информацию.
22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.
12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Классный руководитель. А что бы вы отнесли к самым действенным мерам для устранения конфликтных отношений, для того чтобы не делать общение разрушительным?
Учащиеся. Важно каким тоном сказаны слова. Одно и тоже слово можно произнести по-разному. И в соответствии с этим оно будет восприниматься вашим собеседником. Например: подумаешь; еще чего придумал; только мне этого и не хватало; зачем мне это; глупо и т. д. Все это можно сказать беспечным тоном, с досадой, с пренебрежением, спокойно, зло и т. д.
Ребята приводят свои примеры, рассказывают случаи из жизни:
— Добрая улыбка открывает многие замки человеческой души. Она — условие хорошего общения и прощения, взаимопонимания и помощи. Начните улаживать конфликт с улыбки, которая бы выражала ваше сожаление по поводу сказанного вами.
— Очень важно говорить людям комплименты. Это улучшает настроение, потому что повышает самооценку человека. Он начинает чувствовать себя увереннее, становится менее уязвимым.
Классный руководитель. К каким же выводам мы можем прийти?
Учащиеся. Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.
Классный руководитель. Так давайте же будем, как говорил Булат Окуджава, «понимать друг друга с полуслова» и «говорить друг другу комплименты», не забывая о том, что человек живет на Земле не так долго, чтобы тратить это время на зло и съедающее здоровье выяснение отношений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.