Классный час по теме «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»

  • Работа в классе
  • docx
  • 22.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Иконка файла материала Классный час по теме Уголовная, административная ответственность..docx

Классный час по теме «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»

 

Цель урока: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

 

Задачи урока:

Образовательные:

·         познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности;

·         углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних;

·         создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие:

·         научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);

·         формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся;

·         проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;

·         формулировать собственную позицию.

Воспитательные:

·         продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

·         воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

·         способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;

·         акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате преступного поведения.

 

Ход урока

 

«Незнание закона не освобождает от ответственности»

 

Слайд №1. В современном мире  у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток  не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что  проводит его  и во вред самому себе. 

Ребята, часто можно  услышать, что подростковый возраст (14-16 лет) сложный. Почему? Помогите ответить на этот  вопрос? (Ответы детей: подростковый возраст – чуть ли не самый активный период  жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.)

В нашем государстве в последнее время большое внимание уделяется правонарушениям, совершённым несовершеннолетними. Нынешние несовершеннолетние – это наше будущее, и от того, какая роль будет уделена этой проблеме в государстве, напрямую зависит качество нашей будущей жизни. На законодательном уровне предусмотрена административная ответственность за правонарушения, совершённые несовершеннолетними и уголовная ответственность – за преступления.

Давайте рассмотрим,  какие виды ответственности и наказание для несовершеннолетних.

 

(Выступления детей. Слайд № 2)

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом ЛНР. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за: ГЛ. 14

·         убийство (статья   );

·          причинение смерти по неосторожности (статья   );

·         умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья   );

·         умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья   );

·         изнасилование (статья   );

·         насильственные действия сексуального характера (статья   );

·         похищение человека (статья   );

·          кражу (статья   );

·          грабеж (статья   );

·          разбой (статья    );

·         вымогательство (статья    );

·         угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья   )

·         ; умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи  );

·          захват заложника (статья  );

·          хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья   );

·         умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья    );

·         хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья    );

·          хулиганство (статья   ); заведомо ложное сообщение об опасности (статья  );

·         осквернение сооружений и порчу имущества (статья    );

·          побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

Наказание: ст 93 УК. ЛНР   общественные работы; штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничение свободы; лишение свободы.

 

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности за:

·         умышленное причинение телесного повреждения (статья   );

·          мелкое хищение (статья    );

·          умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья   );

·         нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья    );

·          жестокое обращение с животными (ст.    );

·          разжигание костров в запрещенных местах (статья  );

·          мелкое хулиганство (статья   );

·         за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая - третья, пятая статьи   );

·         нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. );

·          нарушение правил пользования транспортным средством (статья   );

·         нарушение правил пользования метрополитеном (ст );

·         нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст.  );

·         уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст   );

·         порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст   );

·         незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. );

·          незаконные действия в отношении холодного оружия (ст.  ).

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.  

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

 

Работа с классом фронтально.

Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в  различных нарушениях (слайд № 3):

1.    Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

2.    Избиение одноклассника. (У)

3.    Совершение кражи мобильного телефона. (У)

4.    Переход дороги в неположенном месте.  (А)

5.    Подрисовка усов на памятнике В.И. Ленину.  (А)

6.    Нецензурное выражение в автобусе.  (А)

7.    Вымогательство у первоклашки карманных денег. (У)

8.    Сообщение о том, что здание школы заминировано. (У)

 

Работа с раздаточным материалом в группах (слайд № 4).

У вас на столе лежат примеры из жизни.  Вы должны определить наказание исходя из классификации и характера правонарушения.

1 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать?(административное, предупреждение, исправительные работы)

2 Подросток Коля, 13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?(изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей (ненадлежащее воспитание ребёнка))

 №3 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)

 №4 Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению? (распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)

 № 5 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены  к административной ответственности? (да, порча имущества, штраф)

№ 6 Вася не подготовился к контрольной работе по математике, поэтому позвонил в школу и заявил, что здание заминировано. Какие правовые последствия ожидают Васю? (штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)

 

Ребята, давайте вместе разберёмся, какие же причины приводят к правонарушениям?

Дети называют причины, которые приводят к правонарушениям, и обосновывают их. (Примерные ответы: пренебрежительное отношение к учебе, резкое падение уровня жизни большей части населения, жадность, социальная незащищенность, низкий материальный уровень жизни населения, низкий уровень правовой культуры граждан, алкоголизм и наркомания, неуверенность в завтрашнем дне)

 

Работа с классом фронтально. Слайд № 5 .

Наши поступки следуют за нами. Поль Бурже

Как вы понимаете смысл этой цитаты? (Слушаются ответы учащихся. Учитель подводит учащихся к последствиям за совершенные деяния). Ребята, давайте подумаем, какие последствия совершения преступления несовершеннолетним влекут за собой? (Примерный ответ: сложности в последующем устройстве на; сложности в поступлении в определённые учебные заведения; лишение возможности построения карьеры; сложности в получении работы и построении карьеры родителями, так как они несут ответственность за действия их несовершеннолетних детей)

Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время.  И поэтому возникает вопрос: как же не допустить правонарушение? На доске учащиеся совместно с классным руководителем заполняют памятку «Как не допустить правонарушение?» своими высказываниями.

 

Примерная памятка 

1.    Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

2.    Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)

3.    Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)

4.    Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым

5.    Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность

 

Наш классный час  подходит к завершению. Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Вы видите «древо мнений». На этом древе каждый  из вас   поместит либо красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит  - я задумаюсь, либо голубой цветок - я останусь при своем мнении.

 

Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому.  К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. 

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам.