Классный час по теме «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»
Цель урока: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Задачи урока:
Образовательные:
· познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности;
· углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних;
· создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Развивающие:
· научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);
· формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся;
· проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;
· формулировать собственную позицию.
Воспитательные:
· продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;
· воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;
· способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;
· акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате преступного поведения.
Ход урока
«Незнание закона не освобождает от ответственности»
Слайд №1. В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.
Ребята, часто можно услышать, что подростковый возраст (14-16 лет) сложный. Почему? Помогите ответить на этот вопрос? (Ответы детей: подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.)
В нашем государстве в последнее время большое внимание уделяется правонарушениям, совершённым несовершеннолетними. Нынешние несовершеннолетние – это наше будущее, и от того, какая роль будет уделена этой проблеме в государстве, напрямую зависит качество нашей будущей жизни. На законодательном уровне предусмотрена административная ответственность за правонарушения, совершённые несовершеннолетними и уголовная ответственность – за преступления.
Давайте рассмотрим, какие виды ответственности и наказание для несовершеннолетних.
(Выступления детей. Слайд № 2)
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом ЛНР. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за: ГЛ. 14
· убийство (статья );
· причинение смерти по неосторожности (статья );
· умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья );
· умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья );
· изнасилование (статья );
· насильственные действия сексуального характера (статья );
· похищение человека (статья );
· кражу (статья );
· грабеж (статья );
· разбой (статья );
· вымогательство (статья );
· угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья )
· ; умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи );
· захват заложника (статья );
· хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья );
· умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья );
· хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья );
· хулиганство (статья ); заведомо ложное сообщение об опасности (статья );
· осквернение сооружений и порчу имущества (статья );
· побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
Наказание: ст 93 УК. ЛНР общественные работы; штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничение свободы; лишение свободы.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности за:
· умышленное причинение телесного повреждения (статья );
· мелкое хищение (статья );
· умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья );
· нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья );
· жестокое обращение с животными (ст. );
· разжигание костров в запрещенных местах (статья );
· мелкое хулиганство (статья );
· за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая - третья, пятая статьи );
· нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. );
· нарушение правил пользования транспортным средством (статья );
· нарушение правил пользования метрополитеном (ст );
· нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. );
· уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст );
· порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст );
· незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. );
· незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. ).
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.
Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Работа с классом фронтально.
Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях (слайд № 3):
1. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)
2. Избиение одноклассника. (У)
3. Совершение кражи мобильного телефона. (У)
4. Переход дороги в неположенном месте. (А)
5. Подрисовка усов на памятнике В.И. Ленину. (А)
6. Нецензурное выражение в автобусе. (А)
7. Вымогательство у первоклашки карманных денег. (У)
8. Сообщение о том, что здание школы заминировано. (У)
Работа с раздаточным материалом в группах (слайд № 4).
У вас на столе лежат примеры из жизни. Вы должны определить наказание исходя из классификации и характера правонарушения.
№1 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать?(административное, предупреждение, исправительные работы)
№2 Подросток Коля, 13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?(изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей (ненадлежащее воспитание ребёнка))
№3 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)
№4 Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению? (распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)
№ 5 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности? (да, порча имущества, штраф)
№ 6 Вася не подготовился к контрольной работе по математике, поэтому позвонил в школу и заявил, что здание заминировано. Какие правовые последствия ожидают Васю? (штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)
Ребята, давайте вместе разберёмся, какие же причины приводят к правонарушениям?
Дети называют причины, которые приводят к правонарушениям, и обосновывают их. (Примерные ответы: пренебрежительное отношение к учебе, резкое падение уровня жизни большей части населения, жадность, социальная незащищенность, низкий материальный уровень жизни населения, низкий уровень правовой культуры граждан, алкоголизм и наркомания, неуверенность в завтрашнем дне)
Работа с классом фронтально. Слайд № 5 .
Наши поступки следуют за нами. Поль Бурже
Как вы понимаете смысл этой цитаты? (Слушаются ответы учащихся. Учитель подводит учащихся к последствиям за совершенные деяния). Ребята, давайте подумаем, какие последствия совершения преступления несовершеннолетним влекут за собой? (Примерный ответ: сложности в последующем устройстве на; сложности в поступлении в определённые учебные заведения; лишение возможности построения карьеры; сложности в получении работы и построении карьеры родителями, так как они несут ответственность за действия их несовершеннолетних детей)
Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время. И поэтому возникает вопрос: как же не допустить правонарушение? На доске учащиеся совместно с классным руководителем заполняют памятку «Как не допустить правонарушение?» своими высказываниями.
Примерная памятка
1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Наш классный час подходит к завершению. Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Вы видите «древо мнений». На этом древе каждый из вас поместит либо красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит - я задумаюсь, либо голубой цветок - я останусь при своем мнении.
Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.