Классный час посвященный Дню «Благодарения»
Оценка 4.9

Классный час посвященный Дню «Благодарения»

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +1
docx
Междисциплинарный 3
25.04.2020
Классный час посвященный Дню «Благодарения»
Цель: ознакомление с историческими событиями в жизни народа Казахстана Задачи - донести до понимания учащихся значение «Депортация»; - воспитывать уважение к собственному народу, помнить трагические дни в истории; - формировать чувство благодарности к людям, перенесшим тяжелые времена и оказавших помощь нуждающимся.
текст.docx

Не так давно происходили события, о которых сегодня пойдет речь.

Муз


Все рушится, все падает во тьму,
Под черным ураганом выселения.
О, дай Аллах народу моему,
В годину эту страшное терпение!
Я много видел, много повидал,
Клеймил насилье, славил свет свободы.
А он померк, и черный день настал,
И огласил предгорья стон народный!


В февральские дни 1944 года, пока Советская армия развивала наступление по всем фронтам, 100 тысяч солдат и офицеров НКВД, вместо того чтобы воевать с врагом на передовой, начали одну из самых мерзких и преступных операций в истории нашей страны.  
ДЕПОРТАЦИЯ - или выдворе́ние — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.
          23 февраля родителям, братьям и сестрам, женам и детям тех, кто ушел на фронт, объявят, что они враги народа и у них два часа на сборы.В тот же день в степи Казахстана и Киргизии начнут уходить эшелоны товарных вагонов с чеченцами и ингушами. Никто не знал, куда их везут и что с ними будет. Только в дороге погибли тысячи людей. Десятки тысяч погибнут в первые месяцы от голода, холода и различных болезней
            На фотографии Алироев Ибрагим со своей сестрой Фатимой. Фотография сделана за несколько лет до выселения. Фатима погибнет в депортации от голода и холода. Как и тысячи других детей.Фатима и Ибрагим были племянниками того самого Мовлида Висаитова, который освобождал Европу от нацистов. Пока он сражался, его семью депортировали. Мовлида и других чеченцев и ингушей, даже Героев Советского Союза, будут снимать с фронтов и отправлять в Казахстан.  А Алироев Ибрагим  станет одним из 5-6 чеченцев, который сможет поступить в вуз в годы депортации. Своим усердием и талантом он станет героем для своих земляков, еще будучи молодым человеком.

В 2016 году исполняется 80 лет депортации поляков в Казахстан. 28 апреля 1936 года было принято постановление СНК СССР «О переселенцах с Украины» № 776 - 120, согласно которому поляки, проживавшие на Украине, были переселены в Казахстан. Социальный статус определялся как «политически неблагонадежные элементы» пограничных зон. Контингент переселяемых составил 15 тысяч польских и немецких хозяйств, в основном жители Житомировской области, Винницкой области, Киевской и Кировоградской областей Украины, где преимущественно проживали поляки. Общая численность высланных только с Украины составила около 70 тысяч человек. Основной причиной выселения, как объяснялось в официальных источниках, было стремление ослабить этническую напряженность в этом регионе и избежать возможности пособничества фашистам в выступлении против Советской власти.  

    Одними из первых, подверглись  депортации корейцы.  Известно, что переселение корейцев началось на основе секретного постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1937 г. «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного В.Молотовым и И.Сталиным.
              В постановлении было предписано: переселить все корейское население пограничных районов Дальневосточного края в Южно-Казахстанскую область, районы Аральского моря, Балхаша и Узбекской ССР; закончить переселение к 1 январю 1938 г.; обязать Совнаркомы Казахской и Узбекской ССР определить районы и пункты вселения и наметить мероприятия, обеспечивающие освоение на новых местах переселяемых.
           Потянулись эшелоны с депортированными в Казахстан и Узбекистан. Эшелон состоял, в среднем, из 50 людских вагонов, одного «классного» (пассажирского), одного санитарного, одного вагона-кухни, 5-6 крытых грузовых и 2 открытых платформ.Товарные вагоны для перевозки груза и скота наспех оборудовались двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой. В одном вагоне перевозилось по 5-6 семей (25-30 человек). Время следования в пути до станций разгрузки в Казахстане и Узбекистане занимало 30-40 дней. 25 октября 1937 г.
             Нарком внутренних дел СССР Ежов победоносно докладывал в Кремль, что «выселение корейцев из Дальневосточного края закончено» и 36 442 семьи, насчитывающие 171 781 человека в рекордные сроки вывезены в Казахстан и Узбекистан.      

Воспоминание о депортации
Ахмет Яндиев


Стук вагонных колес в моем сердце живет
Он забыть мне о прошлом никак не даёт
И опять предо мною вагоны стоят
Что увозят людей в неизвестную даль
И вагон тот холодный, людей не щадил
Навсегда он от родины их увозил
И гремели колёса, по сердцу стуча
И лишь стоны людей заглушали тогда
И не знали, за что и куда их везут
Лишь в холодных степях их закончился путь
И вагоны назад потянулись стуча
И лишь в след им смотрели, печально глаза

И на сердце навечно остался тот стук
И многих оттуда уже не вернуть
И снова по сердцу колеса стучат
Оставших в живых, возвращая назад.


В казахских степях вынужденных переселенцев принимали  простые люди, чабаны, землепашцы. В те трудные времена всем жилось тяжело, трудно было найти дом, в котором нашлась бы лишняя ложка супа и кусок хлеба. Но несмотря ни на что, казахский народ как братьев, принял несчастных людей и разделил с ними свой кров и хлеб. В этом году, отдавая дань памяти всем тем, кто погиб во время депортации, кто выжил в неимоверно трудных условиях, и выражая искреннюю благодарность тем, кто принял, разделил их боль и страдания, дал хлеб и кров:  посвящается  день благодарения – 1 марта.

Пусть в день Благодарения станет мир добрей,
Пускай все люди благодарны станут,
Пусть соберется полный дом друзей
И все друг другу улыбаться будут!

Просмотр видеофильма о депортации чеченцев и ингушей.

 

Самоанализ проведенного мероприятия, посвященного Дню благодарения 1 марта

   Занятие проходило в форме урока – классный час 26 февраля 2016 года в 6 классе Б

присутствовало 13 учащихся, двое отсутствуют по болезни.

         Занятие проходило в формате беседы, с музыкальным и видео сопровождением, презентацией. В заключении просмотрели короткометражный художественный фильм «Вера» и документальный фильм  «преступление против человечности».

         Учащиеся познакомились с историческим фактом депортации народов, прониклись чувством сострадания и уважения к мужеству и стойкости вынужденных переселенцев. Перед ними еще раз раскрылось понятие о великодушии казахского народа. Как в трудную годину все казахи оказали помощь несчастным людям, что в итоге сплотило их и до сих пор они считают друг друга братьями.

         Ребята с интересом просмотрели предложенные видеоматериалы, в обсуждении высказали свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце февраля 1944 года войска Северо-Западного фронта начали развивать наступление под Ленинградом, прорвав самую страшную блокаду в истории мировых войн.

Грозой нацистов в рядах того фронта был чеченец Абухаджи Идрисов – больше 350 зарубок на его винтовке. Но самое важное, что подавляющее большинство успешных выстрелов приходилось на немецких офицеров.

Об Идрисове писали газеты, генералы просили перевести его на самые сложные участки фронта, а на его ликвидацию отправляли лучших снайперов вермахта. Он был героем Советского Союза.

эти же дни, в феврале 1944-го, был сформирован 2-й Белорусский фронт, который будет впоследствии освобождать Минск и брать Берлин.

В состав фронта войдет и 28-й гвардейский кавалерийский полк (бывший отдельный 255-й Чечено-Ингушский кавалерийский полк) под командованием чеченца Мовлади Висаитова, который до этого развивал контрнаступление под Сталинградом, с шашками наголо атакуя нацистов.

Именно полк Висаитова выйдет первым к Эльбе и начнет братание с американцами. Он был Героем Советского Союза и кавалером ордена «Легион Почета» – одной из высших военных наград США.

И в эти же самые февральские дни 1944 года, пока Советская армия начинала наступление по всем фронтам, 100 тысяч солдат и офицеров НКВД, вместо того чтобы воевать с врагом на передовой, начали одну из самых мерзких и преступных операций в истории нашей страны.

23 февраля родителям, братьям и сестрам, женам и детям тех, кто ушел на фронт, объявят, что они враги народа и у них два часа на сборы.

В тот же день в степи Казахстана и Киргизии начнут уходить эшелоны товарных вагонов с чеченцами и ингушами. Никто не знал, куда их везут и что с ними будет. Только в дороге погибли тысячи людей.

Десятки тысяч погибнут в первые месяцы от голода, холода и различных болезней. Если это не преступление против человечества, то что тогда?

Но удивляться здесь нечему. Депортация чеченцев и ингушей была осуществлена теми, кто пришел к власти на крови и удерживал ее террором и страхом. Задолго до чеченцев они утопили в крови русских, травили газом тамбовских крестьян, расстреливали тех, кто умнее и благороднее.

Они будут держать миллионы людей в лагерях, строить на костях людей электростанции и фабрики, забирать у крестьян последний хлеб, считая, что лучше смогут его распределить и обрекая сотни тысяч на голодную смерть.

Это была преступная, аморальная и человеконенавистническая власть, олицетворением которой стал Иосиф Сталин.

Тогда наших дедов назвали врагами народа. Вчера наших родителей называли бандитами. Сегодня нас называют угрозой безопасности России. В этом тоже нет ничего удивительного.

Неудивительно и то, что главный «оппозиционер» и «либерал» страны, ссылаясь на архивы НКВД, который осуществил депортацию, доказывает что чеченцы, оказывается были дезертирами и предателями.

Упуская, к сожалению, что нога нациста не ступила на землю Чечено-Ингушетии, и что в миллионной армии Власова не было ни одного отдельного чеченского подразделения. Не говоря уж о том, что там, где были отдельные подразделения из Чечено-Ингушетии, нацисты встречали лишь яростное сопротивление, а не хлеб и соль. И лучший пример здесь Брестская крепость, куда были направлены те призывники, чьих родителей через 3 года отправят в степи Казахстана.

Это все нормально. Люди либо специально играют с историей в угоду своим интересами, либо просто глупые. В любом случае, на все это не нужно обращать внимание, ибо какой-либо спор будет позорить память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с нацизмом.

Важно знать и помнить о другом. Чеченцы и ингуши не вспоминают о той трагедии каждый год в конце февраля. Мы помним и знаем об этом каждый день, потому что это наши дедушки и бабушки были детьми, которые пережили тот ужас. И это их родители, братья и сестры, кто не пережил. Тем не менее про дату 23 февраля 1944 года надо знать всем в России.

Чтобы помнить, к чему приводит бесконтрольная власть, основанная на терроре, страхе и идеологии.

Сталину можно ставить памятники, петь песни, носить его изображение на груди – но все это не изменит того факта, что именно по его вине были погублены миллионы безвинных людей.

И выбирая, кому вы ставите памятники, вы просто сами для себя решаете – на чьей вы стороне. Опять же, ничего удивительного, если вы встанете на сторону вурдалака, только помните, что такая власть сожрет всех. И как бы лояльны вы ни были, за вами тоже придут. Только оплакивать вас уже будет некому.

И мы не имеем права забывать, что главными врагами у вайнахов всегда будут невежество, жадность, лень, коррупция, трусость и отступление от всего того, что было сохранено нашими предками.

А они не жили так, как некоторые позволяют себе сегодня, бросая тень не только на весь народ, но и на предыдущие поколения.

На фотографии мой дед, Алироев Ибрагим со своей сестрой Фатимой. Фотография сделана за несколько лет до выселения. Фатима погибнет в депортации от голода и холода. Как и тысячи других детей.

Фатима и Ибрагим были племянниками того самого Мовлида Висаитова, который освобождал Европу от нацистов. Пока он сражался, его семью депортировали. Мовлида и других чеченцев и ингушей, даже Героев Советского Союза, будут снимать с фронтов и отправлять в Казахстан.

А мой дед станет одним из 5-6 чеченцев, который сможет поступить в вуз в годы депортации. Своим усердием и талантом он станет героем для своих земляков, еще будучи молодым человеком.

Уже после возвращения он станет одним из самых молодых докторов наук среди вайнахов, а затем одним из всего лишь нескольких академиков РАН.

Поэтому мне легко ответить на тот вопрос, который я опубликовал ранее, из стихотворения Мэри Оливер: «Что же ты будешь делать со своей единственной, неповторимой и бесценной жизнью?». Я просто проживу ее так, чтобы ни моему деду, ни моему народу никогда не было стыдно за меня.

Республиканский конкурс к 80-летию депортации поляков в Казахстан объявили в Астане

http://www.inform.kz/fotoarticles/20160207151838.jpg

 АСТАНА. КАЗИНФОРМ  - В Астане ОО «Polska Jedność» («Польское единство»)  запустило республиканский творческий конкурс, посвященный 80-летию депортации поляков в Казахстан.

К участию в конкурсе приглашаются авторы (от 12 лет и старше), которые могут предоставить свои работы в нескольких жанрах (стихотворение, очерк, эссе, зарисовка) на казахском, русском  и польском языках. Жюри определит победителей в трех возрастных категориях: от 12 до 18 лет, от 19 до 29 лет и старше 29 лет. Подведение итогов и церемония награждения запланированы на конец мая, ко Дню жертв политических репрессий, пояснили в оргкомитете.

«Для нас, равно как и для всей казахстанской полонии, крайне важно сохранить память о наших предках, о тех, кто незаслуженно пострадал от сталинского режима! Уверены, этот конкурс будет способствовать сохранению исторического наследия казахстанских поляков и укреплению межэтнического согласия в обществе», - сказал президент ОО «Polska Jedność» Александр Добровольский.

Стоит отметить, в прошлом году организация проводила этот конкурс, правда, регионального масштаба. Тогда в нем приняли участие молодые авторы из Акмолинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей и г. Астаны. Награждение победителей прошло в  столичном Дворце мира и согласия.

В 2016 году исполняется 80 лет депортации поляков в Казахстан. 28 апреля 1936 года было принято постановление СНК СССР «О переселенцах с Украины» № 776 - 120, согласно которому поляки, проживавшие на Украине, были переселены в Казахстан. Социальный статус определялся как «политически неблагонадежные элементы» пограничных зон. Контингент переселяемых составил 15 тысяч польских и немецких хозяйств, в основном жители Житомировской области, Винницкой области, Киевской и Кировоградской областей Украины, где преимущественно проживали поляки. Общая численность высланных только с Украины составила около 70 тысяч человек. Основной причиной выселения, как объяснялось в официальных источниках, было стремление ослабить этническую напряженность в этом регионе и избежать возможности пособничества фашистам в выступлении против Советской власти.  

Одними из первых, подверглись  депортации корейцы.  Известно, что переселение корейцев началось на основе секретного постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1937 г. «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного В.Молотовым и И.Сталиным. В постановлении было предписано: переселить все корейское население пограничных районов Дальневосточного края в Южно-Казахстанскую область, районы Аральского моря, Балхаша и Узбекской ССР; закончить переселение к 1 январю 1938 г.; обязать Совнаркомы Казахской и Узбекской ССР определить районы и пункты вселения и наметить мероприятия, обеспечивающие освоение на новых местах переселяемых.
Потянулись эшелоны с депортированными в Казахстан и Узбекистан. Эшелон состоял, в среднем, из 50 людских вагонов, одного «классного» (пассажирского), одного санитарного, одного вагона-кухни, 5-6 крытых грузовых и 2 открытых платформ.
Товарные вагоны для перевозки груза и скота наспех оборудовались двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой. В одном вагоне перевозилось по 5-6 семей (25-30 человек). Время следования в пути до станций разгрузки в Казахстане и Узбекистане занимало 30-40 дней. 25 октября 1937 г. Нарком внутренних дел СССР Ежов победоносно докладывал в Кремль, что «выселение корейцев из Дальневосточного края закончено» и 36 442 семьи, насчитывающие 171 781 человека в рекордные сроки вывезены в Казахстан и Узбекистан.
В целях оправдания незаконной акции депортации корейцев в Дальневосточном крае незадолго до ее начала на полную мощь заработала пропагандистская машина, нагнетавшая атмосферу шпиономании. Старт ей дали две статьи, опубликованные в самом главном печатном органе страны – газете «Правде» от 16 и 23 апреля 1937 г., о японском шпионаже на советском Дальнем Востоке, где подчеркивалось, что японские шпионы орудуют в Корее, Китае, Маньчжурии и Советском Союзе» и «что для шпионажа используются китайцы и корейцы, маскирующиеся под местных жителей».

И это не единственный пример массовой депортации. Депортация народов превратилась в плановую акцию.

 

 

Воспоминание о депортации
Ахмет Яндиев

Стук вагонных колес в моем сердце живет
Он забыть мне о прошлом никак не даёт
И опять предо мною вагоны стоят
Что увозят людей в неизвестную даль

И вагон тот холодный, людей не щадил
Навсегда он от родины их увозил
И гремели колёса, по сердцу стуча
И лишь стоны людей заглушали тогда

И не знали, за что и куда их везут
Лишь в холодных степях их закончился путь
И вагоны назад потянулись стуча
И лишь в след им смотрели, печально глаза

И на сердце навечно остался тот стук
И многих оттуда уже не вернуть
И снова по сердцу колеса стучат
Оставших в живых, возвращая назад.

 

В казахских степях вынужденных переселенцев принимали  простые люди, чабаны, землепашцы. В те трудные времена всем жилось тяжело, трудно было найти дом, в котором нашлась бы лишняя ложка супа и кусок хлеба. Но несмотря ни на что, казахский народ как братьев, принял несчастных людей и разделил с ними свой кров и хлеб. В этом году, отдавая дань памяти всем тем, кто погиб во время депортации, кто выжил в неимоверно трудных условиях, и выражая искреннюю благодарность тем, кто принял, разделил их боль и страдания, дал хлеб и кров:  посвящается  день благодарения – 1 марта.

Пусть в день Благодарения станет мир добрей,
Пускай все люди благодарны станут,
Пусть соберется полный дом друзей
И все друг другу улыбаться будут!

Просмотр видеофильма о депортации чеченцев и ингушей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯЗИМ МЕЧИЕВ

ВЫДЕРЖАТЬ!
Все рушится, все падает во тьму,
Под черным ураганом выселения.
О, дай Аллах народу моему,
В годину эту страшное терпение!

Я много видел, много повидал,
Клеймил насилье, славил свет свободы.
А он померк, и черный день настал,
И огласил предгорья стон народный!

Я ни мало пожил и ни мало видел бед,
Но что они в сравнении с той, что ныне!?
Изгнанник я и вот под старость лет,
С родным народом маюсь на чужбине!

Уже тускнеет свет в моих глазах,
Но через все страдания и сомнения.
Об одном молю тебя, Аллах,
Народу моему пошли терпение!

Слух пропадет и голос у меня,
Завоет пес мой, чувствуя тревогу.
И люди деревянного коня
Мне снарядят в последнюю дорогу.

Но жив пока, пока могу дышать,
Под тяжким гнетом горестных событий.
Братья, я не устану повторять,
Вы ненависти в сердце не копите.

На скачках проверяют скакуна,
Пройдем же сквозь хулу и сквозь проклятья.
От горя, как от безумного вина,
Не обезумьте, к вам взываю, братья!

Наш народ не был баловнем судьбы,
И голод донимал нас, и набеги!
Но не свернули с праведной тропы,
И дай Аллах нам не свернуть во веки!

И головы летели наши в прах,
Когда мы с неприятелем сшибались!
И пламя гасло в наших очагах,
Но мы всегда народом оставались!

Знавали и нашествия чумы,
Знавали наводнения и лавины!
Но горской чести не роняли мы,
Свидетели и горы, и равнины!

О, наш край, как ты далеко!
И хлеб изгнания в нашем горле комом.
Да выдержать такое нелегко,
Не выдержать – покрыть себя позором!

Возьми слова Кязима, брат, возьми!
И выстой в жизни под безумным гнетом.
Пока нам хватит силы быть людьми,
Мы на Земле останемся народам!

Я слову своему не изменял.
И завещаю верность правде строгой!
И на том стою, пока меня,
Не понесут кладбищенской дорогой!
                                                       Казахстан, 1944



АЗАМАТ СУЮНЧЕВ

ГОВОРЯТ «ЗАБУДЬ»
Мне твердят: колыбельную песню забудь,
Горных рек по ущельям проложенный путь,
Свет высот, наполняющий радостью грудь,
Позабудь горской жизни извечную суть.

Позабудь родников освежающий вкус
И росу, что сверкает несметностью бус,
И трудов, нам завещанных, сладостный груз,
И царящий над миром двуглавый Эльбрус.

Мне твердят: позабудь дорогие края,
Где зарыта в земле пуповина твоя,
И очаг, пред которым сидела семья,
Где варилась насущная пища твоя.

Позабудь свой аул, что в предгорьях возник
В дни, что памятны лишь знатокам древних книг,
Дом, к которому ты с малолетства привык,
Позабудь своих предков, забудь свой язык.

Мне твердят: позабудь про орлиный полет,
Про свободу, что в сердце у горца живет,
И привыкни к местам, где бесправье и гнет
Ожидает и впредь твой несчастный народ...

Мне внушают: забудь...Но забыть не могу
Наших гор высоту в серебристом снегу,
И цветов пестроту на весеннем лугу,
И вечерние танцы в шумливом кругу.

О, мечта моя! Солнце надеждой встречай,
Словно всадник, скачи в обездоленный край,
Где гнездовья орлиных бестрепетных стай,
Где в горах и долинах пролег Карачай.

Пусть мне ноги и руки сковала беда, –
Не смирится с изгнаньем душа никогда,
Мне опорою – гор величавых гряда,
Мой Эльбрус, чья вершина, как мудрость, седа.

Крылья чистой души, крылья светлой мечты
Унесут за пределы запретной черты
В те края, где синеют в тумане хребты,
Где потоки шумят и алеют цветы.

В те края, где срывается с гор водопад,
Где надгробия предков по внукам грустят,
Где нас ждет Карачай, как орлица орлят,
И куда наши песни еще долетят...
                                                                 Казахстан, 1945
 



ИСМАИЛ СЕМЕНОВ

ПЕСНЯ ГОРЕЧИ
(В день объявления карачаевцам о вечном поселении в Средней Азии и в Казахстане без права возвращения на родину, 1948 г.)

Черноусый Карачаю кровь попил,
Светлый день наш в ночь он быстро превратил…     
Горе и напасти навались через  край,
Головы не поднимает Карачай.
 
Из домов нас выгнали,
Нет домов теперь.         
Из селений выгнали,     
Нет и сёл теперь.             
 
Жизнь не жизнь у нас – пылающий огонь,             
День не день у нас – под пулей вечный гон.
Ты улыбок здесь не встретишь невзначай,
Головы не поднимает Карачай.                         
                                    
Веру отобрали,            
Веры нет теперь.         
Родину отняли,            
Нет её теперь.              
 
Если луч надежды вдруг не вспыхнет  нам,  
Если не вернуться нам к своим горам,
Если не вернется правда, – почитай –
Не поднимет головы мой Карачай.
                                                                                             
В целом этом мире           
Нам защиты нет,  
И народа с именем      
Карачая нет.   



КЕРИМ ОТАРОВ

МОЛЬБА С УПРЕКОМ ПОПОЛАМ...
Ответствуй, мир бескрайний: почему
Одним ты, словно солнце в небе, светишь,
Других же судьбы ввергнуты во тьму?
Я не пойму! Быть может, ты ответишь?

Лишаешь ты и хлеба, и воды
Людей несчастных, в бездну их ввергая.
Ласкает взор твой вид чужой беды?!
Какая же причина здесь другая?

Неужто, мир, большим народам ты
Служить поставил малые народы,
И нет меж ними братской доброты,
Что заглушила б ненависти всходы?

Плохих народов ввек не видел свет –
Об этом знали и во время оно.
Коль на народ закон возвел навет,
То нет бесчеловечнее закона.

Зачем ты, мир, придумал паспорта –
По ним ли различают добродетель?
Не в них вина, не в них и правота,
Не им сказать, кто темен, а кто светел.

Жестокий мир, сердца ты нам не рань,
Ведь безразличье – страшная беспечность.
Коль меж добром и злом проложишь грань,
Тогда восторжествует человечность.

В стране должны быть нации равны,
Удел ее детей быть должен общим.
Так почему же мы, ее сыны,
Как пасынки, сегодня горько ропщем?

Быть может, нет у нас своих вождей,
Которые всегда нас возглавляли?
Нет доблестных у нас богатырей,
Что Родину отважно защищали?

Да разве среди тех, чья доля зла,
Нет мастеров с руками золотыми?
А матери, лишенные тепла,
Зря тех клянут, кто сделал это с ними?

Осталась детвора без молока –
А мы ведь нашей живностью гордились!
Нехватку хлеба знали ль мы, пока
Своих прекрасных пашен не лишились?

 –
*Мать на еду меняет кебинлик
Кто ожидал подобного исхода?
К вещам подобным горец не привык –
Куда ж ушло добро его народа?

Переселенцы... Праведны они!
Перед любым отвечу я за это.
И ты, о мир, несчастных не черни –
Солдат страны, я требую ответа!

Постигнет кара тех, кто виноват!
Не отвергайте чаяний народных!
О, как в тот светлый день я буду рад,
Когда не станет сирых и голодных!

Мир, будь добрее к нашим матерям, –
Ведь знаешь сам: без них нет в жизни счастья.
Позор тому навеки, стыд и срам,
Кто к матерям не ведает участья!

Безмерно благодарен я Судьбе,
Что на войне в живых сумел остаться.
Упреки, что звучат в моей мольбе,
Отнюдь не могут этого касаться.

Куда сильней мной вынесенных ран
Жжет мука за страданья наших близких.
Пусть в небесах развеется туман,
Нет радости в селениях киргизских.

Не раз я видел, как киргизка-мать
Краюхою с балкаркою делалась.
Все матери – как сестры... Не сломать
Нас, сколько б это бедствие не длилось.
1944



КАЙСЫН  КУЛИЕВ

В ХУЛАМСКОМ УЩЕЛЬЕ
…Иду средь белых скал и средь развалин
Домов, старинных башен крепостных.
Вид очагов погасших так печален,
А ведь они пылали для живых.

Жестокость, что вела борьбу со светом,
Водою мертвой залила огонь…
Мой стих, когда не скажешь ты об этом.
Погибни, в бездну упади, как конь!

Гляди, не бойся. Эти камни стали
От горя черными на всем пути.
Молчат, как будто от беды устали
И слово трудно им произнести.

А ты не камень. Плачь же! На колени
Стань пред камнями! Зарыдай в золе!
Пусть никогда разрушенных селений
Ничьи глаза не видят на земле!

Разрушенные сакли – как могилы.
Судьба, как жестока ты к нам была,
Как била по зубам! О, день постылый,
Полуразвалин горькая зола!

Пойди узнай, под чьими небесами
Глаза навек закрыли мастера,
Что дерево и камень здесь тесали
Для каждого жилища и двора.

– Белеют нового аула зданья.
Что ж у развалин плачешь ты, поэт?
– Не возвратиться мертвым из изгнанья,
Не исцелиться ранам прежних лет!

Упал я на колени пред камнями
И горько плачу о недавнем зле.
Нет, не бывать жестокости над нами!
Пусть ей жилья не будет на земле!    



ДАВИД КУГУЛЬТИНОВ

                  * * *
Я помню прошлое. Я помню
Свой голод. Больше я не мог,
И русская старушка,
Помню,
Мне хлеба сунула кусок.

Затем тайком перекрестила
В моём кармане свой ломоть.
И быстро прочь засеменила,
Шепнув: «Спаси тебя господь!»

Хотелось мне, её не зная,
Воскликнуть: «Бабушка родная!»
Хотелось петь, кричать «ура!»,
Рукой в кармане ощущая
Существование добра.



ДЖЕМАЛДИН ЯНДИЕВ
                    
В иных краях, заброшенный судьбою,
Я странствовал от родины вдали.
Но я всегда носил тебя с собою,
О, горсть моей родной земли!
Как сердце матери, своим теплом ты грела,
И я искал настойчиво и смело
Дороги, что на родину вели.
Ты жизнь мою и честь в пути хранила,
В борьбе дала мне мужество и силу,
О, горсть моей родной земли!



УЗАМ О ВЫСЕЛЕНИИ
(Чеченская народная песня)

Крепок, как сталь, кинжальный булат –
и всё ж его плавит синий огонь.
Из чего же ты сделано, сердце в груди?
Какое ж ты сильное, сердце моё!
По приговору Всесильного Делы
когда разлучили с отчизной тебя,
ты не сгорело и не разорвалось, сердце в груди.
Из чего же сделано ты?
Какое ж ты крепкое, сердце моё!
Когда студёные родники замораживая,
кроны деревьев инеем покрывая,
пришла в Чечню-Ингушетию леденящая весть, –
ты не сгорело и не разорвалось, сердце в груди.
Из чего же сделано ты?
Какое ж ты сильное, сердце моё!
Из дома отцов-матерей выволакивая,
ангелов от материнской груди отрывая,
в то утро, когда нас погнали с отчизны, –
ты не сгорело и не разорвалось, сердце в груди.
Из чего же сделано ты?
Какое ж ты крепкое, сердце моё!
Когда от аулов родных отрывали
и в город на Сунже, как скот, нас сгоняли,
ты не сгорело и не разорвалось, сердце в груди.
Из чего же сделано ты?
Какое ж ты сильное, сердце моё!..



ЛИЛЯ  БУДЖУРОВА

ОТЕЦ
Говори, отец, говори,
Говори, отец, до зари,
Говори о жестокой войне,
Говори о том страшном дне.
Не давай мне, отец, позабыть,
Кто я есть и какою мне быть,
Свой язык не дай потерять,
Голос крови верни мне опять.
В моих венах пусть бьется беда.
Как соленого моря вода,
Пусть мне бьются камнями в виски,
Черноморского пляжа пески.
Память крови нельзя задушить,
Боль народа нельзя приглушить,
Говори, отец, о том дне,
Это нужно и важно мне.
Не щади меня, не щади,
Вновь из дома родного иди,
Вновь теряй по вагонам родных,
Вновь считай, кто остался в живых.
Я хочу обо всем узнать,
Чтобы внукам твоим передать
Твою боль, что живет во мне,
Каждый миг наяву, во сне.
Пусть для них тоже станет родным
Слово – Родина, слово – Крым,
Говори, отец, говори,
Говори, отец, до зари.



КАЙСЫН  КУЛИЕВ

ТОСТ
Друзья мои!.. Пусть в нашем доме отчем
Очаг не гаснет больше никогда!
Пусть больше никогда – ни днем, ни ночью
Дороги не отыщет к нам беда!
И, если радость к нам свой путь наметит,
Пути ее да не прервет обвал!
Мы будем для друзей добры, как дети,
А для врагов мы будем тверже скал!
И да сольемся все мы воедино,
Как в хлебе – чистая мука с водой!
Пусть будет храбрость качеством мужчины,
А трусость нас обходит стороной!
Пусть колосится полновесно, шумно
Пшеница наша – лучший дар земли!
Пусть будут наши старцы столь разумны,
Чтоб их слова в пословицы вошли!
Пусть больших трудностей не знают люди,
Чем трудность встреч друзей издалека!
И пусть свобода наша вечной будет,
Как наши горы, что стоят века!
1958                         


 

Скачано с www.znanio.ru

Не так давно происходили события, о которых сегодня пойдет речь

Не так давно происходили события, о которых сегодня пойдет речь

Одними из первых, подверглись депортации корейцы

Одними из первых, подверглись депортации корейцы

Самоанализ проведенного мероприятия, посвященного

Самоанализ проведенного мероприятия, посвященного

В конце февраля 1944 года войска

В конце февраля 1944 года войска

Неудивительно и то, что главный «оппозиционер» и «либерал» страны, ссылаясь на архивы

Неудивительно и то, что главный «оппозиционер» и «либерал» страны, ссылаясь на архивы

Республиканский конкурс к 80-летию депортации поляков в

Республиканский конкурс к 80-летию депортации поляков в

Дальневосточного края в Южно-Казахстанскую область, районы

Дальневосточного края в Южно-Казахстанскую область, районы

В казахских степях вынужденных переселенцев принимали простые люди, чабаны, землепашцы

В казахских степях вынужденных переселенцев принимали простые люди, чабаны, землепашцы

Я много видел, много повидал,

Я много видел, много повидал,

Я слову своему не изменял. И завещаю верность правде строгой!

Я слову своему не изменял. И завещаю верность правде строгой!

В те края, где срывается с гор водопад,

В те края, где срывается с гор водопад,

Людей несчастных, в бездну их ввергая

Людей несчастных, в бездну их ввергая

О, как в тот светлый день я буду рад,

О, как в тот светлый день я буду рад,

Что дерево и камень здесь тесали

Что дерево и камень здесь тесали

Из чего же ты сделано, сердце в груди?

Из чего же ты сделано, сердце в груди?

Слово – Родина, слово – Крым,

Слово – Родина, слово – Крым,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020