План — конспект урока
Паньшина Елена Анатольевна
учитель начальных классов
1 категория
школа – гимназия № 32
г. Астана
Предмет: Классный час
Тема урока:.Навеке памятного дня.
Класс: 1
Цели и задачи:
Сформировать устойчивое представление о разрушительной силе войны, сделать краткий обзор событий Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Развивать умение анализировать военные эпизоды, изображённые на картинах художников, развивать речь учащихся; развивать интерес к истории развития государства, к её прошлому; побуждать интерес к чтению художественной литературы о войне.
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны, понимание их героического труда на благо защиты отечества. Формировать активную жизненную позицию, Казахстанский патриотизм. Воспитание будущих защитников Родины, умение быть мужественными, решительными и ответственными за свои поступки.
Оборудование: картины художников, изображающих военные эпизоды, военная амуниция: рюкзак, каска, фляжка, пилотка, плакаты с призывом к защите Отечества, звукозапись, ИКТ.
Ход мероприятия.
Вступление «Разговор матери с дочкой» - сценка.
М: Снова дралась во дворе?
Д: Ага, мама, но я не плакала. Вырасту, выучусь на моряка, я уже в ванне плавала.
М: Боже, не девочка, а беда, сил моих больше нету.
Д: Мама, а вырасту я когда?
М: Вырастешь, ешь котлету.
Д: Мама, купи мне живого коня.
М: Коня? Да, что же это делается?
Д: Мама, а в лётчики примут меня?
М: Примут, куда они денутся. Ты же из каждого, дочь моя, душу сумеешь вытрясти.
Д: Мама, а правда, что будет война и я не успею вырасти?
Слайдовая презентация под музыку
- 22 июня 1941 года в тихое предрассветное летнее утро началась Великая Отечественная Война.
Страна цвела, но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час стальною став стеною,
Любовь и истина оружие взяла,
Чтоб отстоять отечество родное.
В это время в Москве и по всем городам большой Советской Родины появились плакаты художника Таидзе «Родина – мать зовёт!», на которых изображена женщина, символизирующая образ Родины, призывающая своих сынов по военной присяге идти на её защиту.
4 страшных года отважные бойцы Советской Армии сражались против фашистской Германии, защищая свою Родину, погибая ради мира на всей земле. И 9 мая 1945 года прогремели победные залпы из всех орудий, чтобы все знали, что настал день Великой Победы. И сегодня мы с вами посвящаем своё мероприятие годовщине со дня Великой Отечественной Войны. Тема нашего мероприятия: «Навеке памятного дня». А эпиграфом послужит отрывок из поэмы Ильи Зарубина «Слава бойцам».
«Салют и слава годовщине
Навеке памятного дня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.»
Сегодня мы узнаем, что такое война, какой страшной она может быть и как счастливы были люди, когда узнали о Дне Победе.
Слайдовая презентация.
Мужчины от мала до велика, кто мог в руках держать оружие ушли воевать за своё Отечество.
Беседа по картине «Ночной бой.»
Обратите внимание, на картине художника Ильи Евстигнеева «Ночной бой», мы видим, как солдаты, по колено проваливаясь в снег, в белых маскировочных халатах, освобождали деревню от фашистов. Слева, на пригорке, боец перетаскивает на новую боевую позицию пулемёт «Максим». В центре картины показан бой и раненые солдаты.
Панорама войны. Картины:
- «Окраина Москвы» А. Дейнека
Враг подошёл к окраинам Москвы и художник Александр Дейнека показывает, как вдоль улицы поставлены были противотанковые «ежи», чтобы защитить подступы к главному городу страны.
- «Ленинградское шоссе» Г.Нисский
А здесь, на картине Григория Нисского. Показано, как уходит танковая часть с пехотой на борту по Ленинградскому шоссе защищать свою Родину.
- «Оборона Севастополя»
Тяжёлые бои были при обороне Севастополя. Тысячи солдат и матросов погибли защищая свой любимый город, но не сдали Севастополь врагу. Мы видим, как героически сражаются черноморцы с опасным и жёстким противником. Мы видим огонь, пожары, полуразрушенный город на побережье Чёрного моря. На переднем плане изображён матрос, бросающий противотанковые гранаты и наступающих товарищей.
- «Мать партизана»
Во время войны были организованы партизанские отряды, которые очень хорошо помогали действующей армии. На картине художник Сергея Герасимова, мы видим, как офицер Вермахта требует от матери выдачи своего сына, который был сыном партизанского отряда. В выражении её лица видно бесстрашие и презрение к этому фашисту, пришедшему на её землю, и мы понимаем, что она никогда не предаст своего сына. За спиной матери стоят её односельчане, которых взяли в плен, но скоро партизаны придут им на помощь.
- «Спасение знамени» А. Аристов
На картине художника Андрея Аристова мы видим, как дети пионеры спасают знамя своей школы. Младший, стоя на коленях, обвязывает вокруг тела старшего юноши знамя, чтобы незаметно вынести и спасти от фашистов.
- «На Неву за водой» Пахомов
900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда, города на Неве. Художник Пахомов отразил самое страшное время, когда город был полностью отрезан от питания и замёрз водопровод. И здесь мы видим полуголодных девочек, которые берут воду из реки Невы и на санках доставляют её домой.
- « Бойцы у трофейных орудий» Е. Лансере
А на картине художника Евгения Лансере показаны бойцы отвоевавшие трофейное орудие, которое досталось им от врага. Теперь орудие послужит для защиты Ленинграда.
- «Военные корреспонденты» А. Никич
Всё, что происходило во время боёв, необходимо было оставить в памяти народной и ценой своей жизни военные корреспонденты снимали на кинокамеру и записывали на бумагу реальные документальные фильмы о войне. Художник Алексей Никич показал работу военных корреспондентов, и мы видим, что один падает раненый, а другой продолжает снимать, не смотря на то, что кругом свистят пули и его тоже могут убить. Но он выполняет свой долг военного корреспондента.
Многие художники изображали войну на своих полотнах. В настоящее время тоже есть солдаты, которые несут службу в армии.
Физминутка (маршировка)
Мы солдаты, мы солдаты,
1,2,3,4,5
Мы солдаты, мы солдаты,
Будем землю защищать.
Монтаж.
Горели хлеба на полях, погибали тысячи женщин и детей. Разрушались города, поседели матери, не дождавшиеся своих сыновей с войны. Война – это страшная сила, проклятие человечества. Сколько жизней она унесла, Сколько судеб покалечила. Послушайте стихотворение Грибачёва «Армии» (читает подготовленный ученик)
Видела вся планета в тучах огня и дыма –
Слава твоя бессмертна, воля несокрушима.
Сила твоя стальная двигалась, как лавина,
По берегам Дуная, по площадям Берлина.
Мы на огне горели, мы по сугробам спали,
Многие постарели, многие – в поле пали.
Многое нынче память восстановить не сможет.
Новый день наступает – старый со славой прожит…
Рублёв «Это было в мае на рассвете»
Это было в мае на рассвете, нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла, в голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как прощаясь летом, он свою дочурку целовал,
Может быть отец девчонки этой дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, полз боец и, телом заслоняя,
Девочку в коротком белом платье осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство, подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской, люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату с девочкой, спасенной, на руках.
Он стоит, как символ нашей славы, как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы – охраняет мир на всей земле!
Картина «Письмо с фронта»
Шли солдаты на запад, по дорогам войны.
Выпал среди залпов, может, час тишины.
И тогда на привале, люди письма писали.
Тем, кто был так далёк!
Обратите внимание, ребята, как художник Алексей Лактионов на своей картине «Письмо с фронта» сумел передать огромную радость людей, получивших письмо с войны. Так было принято во все времена войны, что все: соседи, знакомые, почтальон собирались вместе, чтобы послушать, что пишет солдат и разделить радость матери за сына, жены за мужа, сестры за брата.
Вопросы по группам
· 1 группа. Посмотрите, какое выражение лиц у людей на картине?
· Кто они. Как вы думаете?
· 2 группа. Кого вы ещё видите?
· Как одет боец?
· 3 группа. Кто принёс письмо?
· Кто читает письмо?
· 4 группа. Как вы думаете, радостные вести письмо принесло?
· О чём пишет солдат?
Работа с военной амуницией.
У солдата, принесшего письмо, в руках рюкзак. Изобразите на ватмане, что могло быть в рюкзаке.
Презентации детей.
Выполняли свой боевой долг и наши земляки – герои Казахстана. В каждой семье казахского народа кто-нибудь ушёл на войну. Были среди них известные герои: Маншук Маметова, Алия Молдагулова, Акан Курманов. Вечная слава всем героям, которые погибли защищая наше мирное будущее.
Через века, через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
Прошли годы войны и наступило первое мирное утро 9 мая 1945 года.
Картина «Возвращение».
На картине Владимира Костецкого «Возвращение» мы видим большую радость семьи, которая дождалась своего мужа и отца с фронта.
Победа! Победа!
Проносится весть по стране!
Конец испытаньям и бедам, конец этой страшной войне!
Весь под ногами шар земной,
Живу, дышу, пою!
Но в памяти всегда стоят
Погибшие в бою!
Ребята, мы сегодня говорили о самом страшном испытании в жизни всего человечества Великой Отечественной Войне.
· Когда началась война?
· Как вы поняли, что это такое?
· Почему День победы таким стал радостным событием в жизни всех людей, и почему у людей на глазах были слёзы?
· Почему нужно помнить эту войну?
Чтобы не было слёз матерей и детей, чтобы не погибали солдаты, на всей земле был мир и покой, счастье и радость. И в этом году 9 мая мы с вами пойдём на празднование, посвящённое Великой Победе, чтобы поблагодарить ветеранов и поклониться их великому подвигу во имя мирной жизни.
На этом наше мероприятие закончено. Оставьте, пожалуйста, ваши пожелания на Дереве Знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.