Тема: «Профессия каждая – самая важная».
Цель: создание условий для расширения знаний детей о мире профессий и формирование интереса к труду взрослых.
Задачи
— Расширить первоначальное представление о роли труда в жизни человека, о мире профессий и предоставить возможность обучающимся представить себя в роли разных профессий.
— Расширять знания детей о предприятиях родного города.
— Расширять и углублять знания и представления детей о профессиях родителей, работающих в Горно-металлургической компании «Норильский никель».
— Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.
— Развивать познавательную активность детей.
— Воспитывать уважение к людям труда.
— Воспитывать любовь к родному городу.
Оборудование и материалы:
ноутбук, проектор, экран, презентация, фотографии родителей, макеты машин (бурильная установка, ПДМ и самосвал), каска, аккумулятор с лампой, самоспасатель, очки, пазлы, атрибуты для игры «Одень шахтёра».
Ученики сидят за круглыми столами – 4 группы.
Ход классного часа
1. Организация
Прозвенел звонок сейчас,
Начинаем классный час.
Улыбнёмся поскорей,
Поприветствуем гостей.
Вы за парты сядьте дружно.
Побеседовать нам нужно.
- Сегодня на классный час пришли старшеклассницы, девочки-волонтёры профориентацион-ного отряда, их помощь будет необходима нам.
- Вы уже догадались, работать будем дружно в группах.
- Посмотрите на фотографии на доске.
- Что объединяет все эти фотографии?
- Это наши папы и мамы.
- В чём же различие?
- Разные профессии.
- О чём мы будем сегодня разговаривать?
- О профессиях наших родителей.
Тема. «Профессия каждая – самая важная»
2. Вступительная часть.
1задание каждой группе.
1) - По команде откройте конверт с розовой наклейкой, узнайте профессию, выберите предметы, которые относятся к данной профессии (сбор пазлов).
2) представьте профессии и своих родителей.
1группа
Кто же с нами В школе занимается часами. С ней на улице гуляем. Вместе песни распеваем.
|
Нам помочь она готова – Подбодрит нас добрым словом.
|
Она учит нас дружить И со всеми в мире жить. И когда мы рядом с ней. Веселей нам и светлей.
|
(учитель, воспитатель, психолог)
Дети показывают на стенде фотографии своих родителей - называют ИО.
2 группа На пожаре много дыма. Помощь здесь необходима. "Сто
один" мы наберём (пожарный- ИО).
|
3 группа Кто умеет
приготовить (повар- ИО)
|
4 группа Ходит в форме, при погонах. Разбирается в законах. Ясным днём, ночной порой Охраняет наш покой. (полицейский - ИО).
|
3. Основная часть.
3.1. -Что же такое профессия? (слово волонтерам)
1 в - Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
2в - Профессия - это трудовая деятельность, требующая определенной подготовки, то есть, чтобы приобрести профессию, нужно специально учиться или в колледже, или в институте, или в университете, или в академии.
3в - Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретя какие-то умения и навыки: учить детей, строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей.
4в - Чем больше знаний и опыта имеет человек в области своей профессии, тем более ценным специалистом он считается.
Учитель. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.
4. Физминутка
Много профессий на свете у нас
О них мы говорим сейчас.
Вот швея рубашки шьёт.
Повар варит нам компот.
Самолёт ведёт пилот
На посадку и на взлёт.
Доктор ставит нам уколы.
И охранник есть у школы.
Каменщик кладёт кирпич.
А охотник ловит дичь.
Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь
Нужно много знать, уметь.
Хорошо, дружок учись!
И, конечно, не ленись.
5. Основная часть
5.1.
Мы с вами живем на полуострове Таймыр. Показ книги «Земля таймырская».
В недрах нашей Земли много сокровищ (полезных ископаемых). Чтобы их добыть и правильно обработать, в Норильске построили огромное предприятие, которое называют мировым гигантом цветной металлургии. Ребята, а вы знаете, как называется главное предприятие Норильска? (Ответы детей)
- Правильно, «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Символ - глобус
- Какие предприятия входят в состав компании «Норильский никель»?
Внимание на стенд с книгами.
– рудники (Октябрьский, Таймырский, Маяк, Скалистый), фабрики (НОФ, ТОФ), заводы (Медный, Надежда).Работают здесь ответственные, сильные и отважные люди.
И мы сегодня отправимся в подземное путешествие. Чтобы не заблудиться и не испугаться, нашим гидом будет знаменитый Никелька (игрушка-гном).
5.2.
- Что же Никелька принес в сундуке? (Капсулы)
- Девочки – волонтёры, помогите открыть капсулы.
- Что это?
- Не обычный камень, а руда. Руда – это смесь разных элементов: металлов, минералов, песка. В этой руде содержится медь, никель.
(показ меди и никеля)
Глубоко в недрах земли залегает руда. Добыть её не так-то просто. Для этого прикладывают свои усилия люди многих профессий.
- Работают под землёй шахтёры, но это не название профессии.
Этим словом называют всех людей, работающих под землёй. А вот профессий в шахте много, каждая отличается спецификой выполнения работы.
5.3.
- Что шахтёры обязательно берут с собой в шахту? (показ предметов)
· каска с наушниками,
· очки,
· получают аккумуляторы с лампой,
· самоспасатели (в случае чрезвычайной ситуациипри нажатии на кнопку из самоспаса-
теля выскакивает трубочка, по которой поступает кислород, человек дышит; хватает кислорода на 3 часа в сидячем положении и на 40 мин в движении).
2 задание каждой группе - конверт зелёной наклейкой.
- Соберите шахтеров на работу. (дети собирают бумажную куклу – шахтера в забой)
- Прикрепите на доску.
- Ребята, в путь! Давайте заглянем вглубь шахты. Открыть карту шахты.
- Как добираться нам с горняками до нужного горизонта?
- Сначала делают большой глубокий колодец. Шахтёры называют его СТВОЛОМ. По колодцу-стволу движется подъёмная машина.
- Как она называется и для чего она нужна?
- Это КЛЕТЬ, вместимостью 30 человек. Она опускает вниз и поднимает вверх шахтёров.
- А почему она так называется, как вы думаете?
- Потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь, чувствуешь себя, как в клетке.
- Когда шахтёры зайдут в клеть, машинистка подъёма нажимает на кнопку, и только видно, как сверкают лампочки на касках шахтёров.
Спуск в ней похожна прыжок в свободном падении – примерно 10м в сек.(3 этажа нашей школы)
- Даже сердце замирает, как быстро мы мчимся.
5.4.
И так, мы на нижнем уровне. Но почему нам здесь не страшно. Человек, какой профессии потрудились?
«Устами младенца» - электрослесарь. (ребенок рассказывает о профессии своих родителей, не называя ее)
-Электрослесарь – основная фигура в поддержании работоспособности шахты.
ИО родителей
Электрослесари ремонтируют механическую и электрическую часть оборудования, они обеспечивают безаварийную работу всех механизмов.
Учитель. Электрослесарь закреплен на определённом участке и отвечает за работоспособность линий электропитания и устройств: подстанции, конвейера, комбайнов, лебедки, насосов.
Ученик. Моя мама – электрослесарь – ИО.
Электрослесарям нужно знать машины и механизмы, используемые на участке, уметь их монтировать, производить регулировку.
6.Физминутка
7. Основная часть.
7.1
- Это подземный проспект. Называется штрек.
- Дальше работники передвигаются на специальных автобусах или электровозе.
- Здесь шумно, словно на улице, со звоном туда-сюда катят маленькие подземные трамвайчики с длинным хвостом вагонеток, движется транспортёр с рудой.
-Стоп! - Тупик. На пути встала сплошная стена.
- Здесь работают…
«Устами младенца» - бурильщик.. (ребенок рассказывает о профессии своих родителей, не называя ее)
Ученик: Мой папа ИО работает помощником бурильщика буровой установки. Это очень тяжёлая работа…
Макет бурильной установки.
- Бурильщик – это специалист по бурению, тот, кто занимается бурением скважин, их укреплением, обслуживанием техники. Буровая машина бурит скважины и шпуры, преимущественно вверх и в стороны. Потом взрывники закладывают взрывчатку в каждую скважину.
7.2
- Вот машинисты буровой установки и взрывники уступают место. В работу включается…
«Устами младенца» - машинист ПДМ. (ребенок рассказывает о профессии своих родителей, не называя ее)
Фото родителя, ИО – машинист погрузочно- доставочной машины
Макет ПДМ
- ПДМ. Погрузочно- доставочная машина собирает отбитую руду, ссыпают в огромные самосвалы. По широким тоннелям могут спокойно проехать большие машины. Самосвалы подъезжают к вагонеткам и ссыпают руду.
7.3
- С кем мы встретимся дальше?
«Устами младенца» - машинист электровоза. (ребенок рассказывает о профессии своих родителей, не называя ее)
ИО родителей
- Машинист электровоза повезёт руду в вагонетках в обратную сторону, прочь от лавы по подземному проспекту к транспортёрам, которые перевезут руду к месту подъёма.
- Вскоре руда, бывший подземный житель, оказывается наверху, там её погрузят на поезд и отправят в дальнейший путь.
7.4
Работа шахтера опасна и трудна. Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может, скопиться под землей опасный газ - горючий и ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и «переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера.
Шахта - это огромный, подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал. Огромные глыбы перекрывают «проходы», «улицы» и шахтеры становятся беспомощными. Им на помощь приходят спасатели.
За такой тяжелый и важный для народа и страны труд, шахтёров награждают медалями, орденами, выпускают про них газеты, пишут о труде и шахтерах книги, стихи, слагают песни. В честь таких сильных и мужественных людей создают памятники. Последнее воскресенье августа отмечают праздник "день Шахтера! " и запускают салют.
8. Осмысливание услышанного.
- А мы с Никелькой поднимаемся наверх, наша смена закончена.
- Сядьте поудобнее. Прокрутим перед глазами увиденное.
Видеофильм.
9.Итог
9.1.
- С какими профессиями ваших родителей познакомились?
- На этом наш разговор о профессиях родителей не закончен.
- О каких профессиях мы будем говорить на следующем классом часе?
«Устами младенца» - дежурный слесарь оборудования и крепильщик. (ребенок рассказывает о профессии своих родителей, не называя ее)
9.2.
- Скажите, какая профессия самая главная, важная? (ответы детей)
-
Верно, ребята, все профессии важны, потому что для нормальной жизни человека,
общества, страны все профессии нужны.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай -
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
9.3.
Дети исполняют песню «КЕМ БЫ Я ХОТЕЛ БЫ СТАТЬ?»
(Муз. Гельсят Шайдулова, сл. Елена Плотникова)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.