“Распознай добро и зло”
Форма работы: классный час
Класс: 3
Цель: - формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти,
культуры речи и эмоций учащихся;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного
отношения к окружающему миру.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман, насилие.
Оборудование: пословицы, поговорки и загадки о доброте и зле, иллюстрации по теме,
“человечки”, иллюстрация Доктора Айболита, зеркала.
1.Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день,
И работать нам не лень.
2.Постановка учебной задачи.
Цель: создание условий для постановки учебной задачи через проблемный
диалог;
активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в
предстоящей работе.
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему
лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
- А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?
– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)
3.Актуализация знаний.
Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение
практического задания.
Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?
Притча
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там
было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены,
потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были
устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных
сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в
изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон,
сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей
тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё.
Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках
укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились
вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений
издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то
вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили
улыбки и радость…
Физкультминутка.
Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации.
Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра,
ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей,
чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть,
взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.
1. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (словарь,
Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.
«Добрым
быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета»
2.Работа с иллюстрациями на доске.
3. Игра «Узнай героя сказки».
- Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа.
Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили?
4. Работа в группах.
- Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и
уменьшать зло.
Первичное закрепление.
Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в
практической деятельности.
1. - Приведите примеры доброты по отношению к вам.
- Назовите примеры ваших добрых поступков
Физминутка.
2. «Топаем – хлопаем»
Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
Пословицы и поговорки.
– Большое количество пословиц и
поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.
- Худо жить без ласкового слова.
- За добро добром платят.
- Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
- Доброе дело само себя хвалит.
- Добрые слова и железные ворота открывает.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Злоба лишает человека силы.
- За недобрым пойдешь - на беду набредешь.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху,
- Не одежда красит человека, а его добрые дела
Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.
«Понять и исполнить
Желание другого —
Одно удовольствие —
Честное слово!»
4. - Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.
- А почему важно бороться со злом?
Притча о добре и зле
- Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит?
Однажды
Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в
чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только
поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень
сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло - добром.
- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.
Рефлексия деятельности
Цель: Создание условий для рефлексии.
На доске: Урок полезен,
все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
- Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.