Автор: Осипова Марина Петровна, учитель
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №7,
г. Балаково Саратовской области
Классный час «Роскошь общения»
Вступление
Актуальность: Мы живем в информационном обществе, в котором стираются границы государств, и на первое место выходит проблема толерантного бесконфликтного общения. Практика воспитательной работы показывает, что младшие школьники (4 класс) часто выясняют отношения в ссорах и драках. Таким образом, именно в этом возрасте школьникам необходимо освоить практику эффективного общения. Любознательность и желание участвовать во всем - еще одна особенность этого возраста. Младшие подростки живо откликаются на необычные классные часы, активно включаются в игровые ситуации.
Основная идея: Таким образом, в силу возрастных особенностей обучающихся воспитательная работа в 6 классе была построена в виде долгосрочного (1год) проекта «Кругосветка».
Класс делится на 4 экипажа: «Совет дела», «Грин» (группа информации), «Нот» (можно расшифровать по-разному: научная организация труда, новые технологии, научный отдел), «Сюрприз». Виртуальное путешествие охватывает 6 стран: Япония, Великобритания, Дания, Франция, США, Россия. Деление на экипажи и смена поручений в экипажах позволило включить в деятельность всех учащихся класса и дало им возможность получить навыки эффективного общения. Путешествие начинается с Японии, чтобы на контрасте показать, что другая культура не значит плохая. В конце путешествия (в конце учебного года) с ребятами ведется разговор о России как многонациональной и многокультурной стране и о том, что в нашей школе учатся ребята разных национальностей, уважение к культуре которых так же важно.
Классный час «Роскошь общения» - первая остановка «Кругосветки» в Японии.
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.
Цель: развитие толерантного отношения к представителям других культур, формирование готовности к эффективному общению.
Задачи:
1. Выявить уровень представлений обучающихся о культуре общения.
2. Расширить знания обучающихся о традициях и обычаях японского народа.
3. Совершенствовать навыки бесконфликтного общения.
Ожидаемый результат: повышение уровня сплоченности классного коллектива, проявления сформированных навыков в межличностных отношениях.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Ход занятия
Эпиграф классного часа (слайд 1презентации «Роскошь общения»)
«Единственная роскошь – это роскошь человеческого общения»
(А. Экзюпери)
Разминка
Произнесите шепотом, но отчетливо: «Не кричите слишком громко, тише надо говорить». (слайд 2)
Вступление учителя (воспитателя)
Дружеские, доброжелательные отношения в семье, в классном коллективе – немаловажное условие для плодотворной работы, хорошего самочувствия, удовлетворенности жизнью.
Как Вы понимаете эпиграф классного часа?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Каждый человек одинаково нуждается в поддержке, внимании, сочувствии. Но общение существует не ради общения. В общении мы лучше узнаем людей и самих себя, получаем знания об окружающем нас мире. Общение может быть интересным, содержательным, эмоционально насыщенным, а может быть скучным времяпрепровождением. Общение – не только роскошь, но и искусство.
Какими умениями должен обладать человек, чтобы получать радость от общения? Как Вы думаете?
Идет коллективное обсуждение и на доску выписывается (или демонстрируется позже на слайде 3) примерный список умений:
1. Видеть достоинства в каждом.
2. Не навязывать своих вкусов и предпочтений.
3. Уметь слушать и слышать.
4. Иметь широкий кругозор.
5. Выражать чувства благодарности, симпатии, сочувствия.
Надеюсь, что сегодня проявите свои умения и разовьете их.
Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. «Кругосветка» познакомит нас с разными странами, обычаями и традициями разных народов. И первая наша остановка в стране восходящего солнца – Японии.
Выступают ученики.
Экипаж «Совет дела» помогает учителю в подготовке классного часа. Экипаж «НОТ» готовит мультимедийную презентацию «Страна восходящего солнца» и представляет ее на классном часе.
Учитель
Чем мы отличаемся?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель подводит итог: культурой, традициями, обычаями.
Чем мы похожи?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель подводит итог: мы ценим доброту, искренность, уважение, красоту внешнюю и внутреннюю.
Как поступить? (работа в группах)
Наши отличия могут помешать общению. Как же этого избежать? Вам будут предложены несколько ситуаций. Предложите свое решение проблемы.
1. Вы решили подарить своему японскому другу школьный рюкзак. Какой рюкзак выбрать: яркий с модными аксессуарами; такой, какой очень нравится тебе самому; такой, с какими ходят все в классе твоего японского друга?
2. Вы с друзьями пришли в японский дом. Вам предложили сесть на татами. Дима сел на пятки¸ Сергей скрестил ноги, Коля вытянул ноги. Какую позу японцы посчитают верхом неприличия?
3. Японец говорит с улыбкой: «У меня заболела жена». Как можно понять такую ситуацию: он рад болезни жены, он не хочет, чтобы его личные проблемы беспокоили окружающих или он говорит неправду?
Ответы:
1. Такой, с какими ходят все в классе твоего японского друга. В Японии не принято выделяться из своей группы даже цветом школьного рюкзака.
2. Сидеть, скрестив ноги, у японцев считается развязной позой, а вытягивать ноги в сторону собеседника – верхом неприличия.
3. Японец не хочет, чтобы его личные проблемы беспокоили окружающих.
О чем говорят глаза?
К сожалению, мы не знаем японского языка. Но часто не нужно ничего говорить. Все скажут глаза человека. Посмотрите на слайд 4. Посмотрите в глаза друг другу. Что Вы в них видите?
Японский журавлик
Древняя японская легенда рассказывает, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают - покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? Секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются! (Слайд 5)
Япония – единственная страна, которая подверглась ядерному нападению. Тысячи людей пострадали от взрыва и его последствий. В 1950-х получила широкую известность история японской девочки из Хиросимы Садако Сасаки, умершей в 1955 году от последствий облучения (лейкемии). Уже находясь в больнице, Садако узнала о легенде японского журавлика. Желая выздороветь, Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. 639 журавлик выпал из ее рук. Девочка умерла. О ней сложили песню. (слайд 6) Экипаж «Сюрприз» изготовил бумажного журавлика и разучил песню «Японский журавлик».
|
Вернувшись
из Японии, пройдя немало верст, Припев: “Когда
увижу солнышко?” - спросила у врача Припев. Но
девочка не выжила и скоро умерла, Припев: |
Рефлексия
· С обычаями какой страны Вы сегодня познакомились?
· Чему мы может поучиться у японского народа?
· Составьте синквейн на тему классного часа. Структура синквейна и пример на слайдах 7 и 8.
Заключение
После классного часа экипаж «Грин» вместе с учителем отбирают лучшие синквейны и выпускают газету или брошюру «Страна восходящего солнца».
Источники информации
1. Белая книга Совета Европы. www.strasbourg-reor.org/modules
2. Новости из Японии. www.news.leit.ru
3. Овчинников В. Японский ребенок дома и в школе. / Воспитание школьников №4, 1989 – 148-153с.
4. Оригами. www.origami.ru
5. Прасолова Е. Л. В союзе с красотой: Книга для учителя: Из опыта работы. – М. Просвещение, 1987. – 240с.
6. Фотографии и картинки о Японии. www.images.rambler.ru
7. Япония. ru.wikipedia.org/wiki/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.