Классный час "Россия – Родина моя"

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кл.ч.Россия – Родина моя.docx

 

Классный час, посвящённый 20-летию Конституции РФ

«Россия – Родина моя»

Цель:

-знакомство с понятиями гражданин, конституция, государственные символы страны;

- с национальными традициями

- воспитание чувства гордости за свою Родину;

- развитие интереса к истории страны.

Оборудование:

физическая карта России; изображения государственного флага и герба России, аудиозапись гимна России; видеоролик к песне «С чего начинается Родина (сл. М. Матусовского, муз.В. Баснера), песня «Наш край».

Ход классного часа.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?».

Учитель.

- Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине. Слово «родина» каждый знает с детства. Родина — это место, где человек родился, где живёт со своими родителями и друзьями.

Как называется место, где родились вы?

Учитель.

(На фоне песни «Наш край»)

- У каждого из нас есть дорогой сердцу уголок: деревня или город, где родился и живёшь, где стоит родной дом... Это место — малая родина человека. Множество таких вот уголков составляет нашу великую Родину.

Как называется наша Родина? (Haша Родина — Россия.)

- Посмотрите на карту. Наша страна очень велика. Она так велика, что над её простора­ми почти никогда не заходит солнце. Если сесть в самолёт и пролететь над территори­ей России, то можно увидеть и горы, и пус­тыни, и степи, и тундру, и реки, и леса. Леса называют зелёным нарядом России. Они — особая гордость нашей страны.

- Мы часто слышим выражение «москов­ское время». Как вы его понимаете? Почему люди в разных уголках страны следят за временем в этом городе и событиями, которые там происходят? Почему к Москве у нас особое отношение?

(Москва — столица нашей необъятной Родины.)

- Послушаем стихотворение о нашей Ро­дине.

В. Духанин

РОССИЯ

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

   Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

    Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

   Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
    Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Учитель.

_ Вот какая наша Родина – святая, героическая, раздольная, прекрасная.

Сколько же человек проживает в нашей огромной стране? По данным последней переписи населения, население России составляет более 142 миллионов человек.

Россия – единое многонациональное государство, в котором проживает боле 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, населяющих нашу страну, называют россиянами.

- Народ России составляет единую дружную семью. Русские, татары, башкиры и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, одна автономная область, 49 областей, города федерального значения –Москва и Санкт-Петербург. Все они объединены в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

- Каждый народ имеет свой язык, свои традиции, свою культуру.

Русские – самая многочисленная народность – 120 миллионов человек.

Религия русского народа – христианство.

Русский народный костюм – это мужская рубаха и женский сарафан.

Самый известный русский народный музыкальный инструмент –балалайка. Самый популярный праздник – проводы зимы, Масленица. Продолжается он целую неделю: все пекут блины (это символ солнца), ходят друг к другу в гости. В конце недели, в воскресенье, сжигают чучело зимы и встречают весну.

Учитель.

- Все люди в нашей стране рав­ноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и веры. В Конституции Российской Федера­ции записано: «Государство гарантирует ра­венство прав и свобод человека и граждани­на независимо от пола, расы, национальнос­ти, языка, места жительства, отношения к религии». И вы должны об этом помнить и уважать людей разных национальностей.

- Что такое Конституция?

(Консти­туция — основной закон нашей страны, главные правила, по которым мы живем.)

- Когда мы отмечаем День Конституции?

- Конституция, по которой мы живём, бы­ла принята 12 декабря 1993 года. В ней за­писано, что все взрослые имеют право выби­рать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность. Россия — дружная семья равноправных народов.

- Кто такой «гражданин»?

(Гражданин — человек, имеющий не только права, но и обязанности по отношению к государству, в котором живёт.)

Давайте прочитаем, какие права и какие обязанности есть у граждан России.

Права:

Право на жизнь.

Право на достоинство.

Свобода мысли и слова.

Право на труд.

Право на личную неприкосновенность.

Обязанности:

Сохранять природу и окружающую среду.

Защищать Родину.

Соблюдать законы.

Учитель.

- Какое главное право и какая обязанность у школьников?

(Учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.)

- В Конституции записано, что мы долж­ны с уважением относиться к государственным символам страны.

- Что такое символ? (Символы — услов­ные знаки или изображения.)- - Государст­венные символы отражают историю госуда­рства и его народа.

Какие государственные символы вы знаете?(Герб, флаг, Гимн).

Учитель.

Флаг РоссийскойФедерации — прямоугольное полотни­ще из трех горизонтальных полос: белой, синей, красной. Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий — небо, верность, постоянство; красный — энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество.

Государственный флаг всегда развевается над зданиями органов власти страны. Он выве­шивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний.

Герб Российской Федерации представляет собой красный щит. На щите изображен двугла­вый орел, взгляды которого обращены к двум частям света — Европе и Азии. Орел — символ власти. Над головами орла — три короны, две ма­лые и одна большая; они соединены лентой — это символизирует кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) — символы госу­дарственной власти и его защиты. На груди ор­ла — красный щит. На щите — всадник — святой Георгий Победоносец. Своим копьём он поража­ет дракона — так на гербе показана готовность на­шего народа защищать государство от врагов.

Учитель.

- Где можно увидеть герб на­шей страны?

(На знаменах, флагах, моне­тах, печатях.)

Гимн — торжественная песня, исполняе­мая в особых, наиболее важных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн России был принят 30 декабря 2000 года. Слова гимна написал поэт Сергей Влади­мирович Михалков, музыку — композитор Александр Васильевич Александров.

- Когда и где можно услышать гимн? (В новогоднюю ночь, по радио перед началом и окончанием передач, при вручении спортс­менам золотых медалей и т.д.)

(Прослушиваем Гимн России)

- Какие чувства у вас возникли?

(Слушая или исполняя гимн, каждый гражданин испытывает гордость за свою Родину.)

- Объясните, как вы понимаете послови­цу «Только тому почёт будет, кто родину не словом, а делом любит»?

Учитель.

Наш час общения завершается. Подведём итоги. Ответьте на вопросы:

Как называется наша страна?

Как называют людей, населяющих нашу страну?

Что такое Конституция России?

Какой город является столицей России?

Какие символы государства вы знаете?

И последний вопрос.

- Ребята! Скажите, а «Что мы Родиной зовём?»

Что мы родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

 

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Викторина «Права».

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам

(Просмотр слайдов)

«Дюймовочка»

«Гарри Поттер»

« Три поросенка»

«Золотой ключик»

«Мороз Иванович»

«Золушка»

«Красная Шапочка»

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?