Классный час: «Россия начинается с тебя!»
Цели:
· способствовать воспитанию у учащихся уважения к социальным нормам и нравственным ценностям;
· формировать нравственную культуру учащихся;
· учить использовать знания, умения, полученные из различных источников – истории государства, обществознания, художественной и публицистической литературы;
· способствовать пониманию того, что надо расти достойными своих предков, которые совершали немало трудовых, воинских или иных подвигов во славу Отечества.
Человеком быть трудно.
Стать человеком – большая работа.
Э.Межелайтис
1. Вступительное слово.
. Можно привести тому тысячи примеров: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, перевести через дорогу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным – всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя».
Тема нашего классного часа «Россия начинается с тебя» выбрана не случайно. Ведь будущее мира, России, каждого из нас создаётся сегодня. Оно создаётся не кем-то, оно создаётся нашими поступками, мыслями, делами.
Следовательно, сделать его прекрасным, достойным, радостным - в наших руках. Поэтому, каждый из созидателей должен быть, в первую очередь, культурным человеком, высоконравственной личностью.
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
- Ребята, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный высоконравственный человек?
Предполагаемые ответы: благородный, тактичный, культурный, толерантный, заботливый, интеллигентный; никогда не предающий и умеющий жертвовать собой, быть патриотом своей родины.
2. « Человеком быть трудно. Стать человеком – большая работа»
Дорогие ребята, вы перечислили много хороших качеств, которые присущи нравственному человеку. А, что же такое – нравственность?
Нравственность – это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Правила эти во многом зависят от того, как человек живёт, как формируется образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение. Всё нужно делать с добрым сердцем. Так как всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках. Ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоём живёт зло. Подумайте, ребята, способны ли вы:
· простить обиду;
· поделиться последним с другом;
· помочь, утешить;
· понять характер и особенности другого человека;
· не проявить грубости, равнодушия, злорадства, зависти;
· пожертвовать.
Это ценные качества, и им нужно учиться. Каждому следует приложить усилия, чтобы быть достойным человеком.
Иоанн Златоуст говорил: «Не для того Бог ввёл нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы всё делали для жизни будущей». От вас, ребята, зависит будущее нашей Родины, нашей России.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные
салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом.
Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек
с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь
разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых
повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?
Дети отвечают. Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только
ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас
объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с
вами?
Дети называют.
Учитель:
- Да, все мы – жители замечательной, богатой
страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная
сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека.
3. Родина – Россия.
А что значит Родина для вас? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
Ответы учащихся.
Да, каждый человек вкладывает в слово «Родина», что – то свое, а вот что значит Родина для поэта Пляцковского.
Стихотворение М.Пляцковского «Родина» слушать.
Да, действительно Родина – это всё. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, морских побережий, деревень, смотрящих в заречную даль. От лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда…- во всём этом уникальность нашей Родины, России!
Россия, ты великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
(Слайд : русские народные пословицы и поговорки о Родине)
· Одна у человека мать, одна у него и Родина.
· Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
· Нет в мире краше Родины нашей.
· Жить – Родине служить.
· За Родину – мать не страшно умирать.
· Родина – мать, умей за неё постоять.
· Родной куст и зайцу дорог.
· С родной земли – умри, не сходи.
· Своя земля и в горсти мила.
· Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).
Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Клубок-рефлексия
- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?
(Высказывания детей)
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.
(Ответы детей)
- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?
(Высказывания детей)
(Слайд : с изображением матрёшек)
- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?
(Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)
Заключительное слово.
Подводя итог очень серьезного и нужного на наш взгляд разговора, я предлагаем Вам послушать стихотворение поэта Скотневского.
У каждого заботой
Своей глаза полны.
Наша Родина не что-то
Она сегодня мы!
У каждого дорога своя или тропа,
Пускай нас очень много
Мы все ее судьба.
Она не позабудет ни света и ни тьмы,
Она такою будет, какими будем мы!
Да, ребята, наша Родина будет такой, какими будете Вы. И я уверена, что будущее нашей страны в Ваших надежных руках! Спасибо за сотрудничество, будьте счастливы, и помните, что истинное счастье приходит благодаря служению людям, любви и счастью, которое мы приносим в мир!
(Слайды : изображения ромашек)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.