Классное собрание «Семь цветов радуги»
Цель: оценка взаимоотношений в классном коллективе.
Форма: дискуссия, самоаттестация.
Подготовительная работа: - за 3 дня раздать ребятам вопросы о жизни коллектива, на которые они должны дать ответ;
- нарисовать на плакате радуга ( без раскраски), на каждой полосе отметить 7 делений;
- подготовить цветные мелки 7 цветов для раскрашивания радуги;
- листы бумаги для каждого ученика;
- открытки с пожеланиями учителя.
Ход мероприятия
1. Организация класса.
Учащиеся рассаживаются по кругу за столами, чтобы видеть друг друга.
2. Вступление.
- Для чего человеку необходим коллектив?
- Что такое коллектив?
(ответы учащихся)
3. Основная часть.
Уч-ль: Каждый человек учится он или работает, находится в коллективе. И для него важно, какой это коллектив, потому что от этого зависит и то, каким становится он сам. Каждый коллектив имеет, как и любой человек, свой характер.
Есть черты, которые характеризуют его деловые стороны:
- ответственность;
- организованность;
- сплоченность;
- коллективизм.
А есть качества, свидетельствующие о взаимоотношении людей в коллективе:
- контактность;
- открытость;
- информированность.
Всего 7 разных качеств. У каждого коллектива они развиты по-своему, а каких-то черт, может, и вовсе нет. Вот и выходит, что у каждого коллектива есть своя «радуга».
Давайте попробуем создать радугу нашего класса. Но сначала поговорим, а в чем же проявляются эти 7 качеств, чтобы понять, есть ли они у нашего 5 класса.
А) ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ, НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КЛАССЕ.
Обсудим следующие вопросы:
1. Можем ли мы считать себя ответственными? А за что реально мы отвечаем?
2. Умеем ли мы сотрудничать?
3. Получается ли решать важные вопросы сообща?
4. Насколько мы единодушны в оценках проблем, стоящих перед классом?
5. Требовательны ли мы друг к другу?
6. Есть ли у нас в классе взаимовыручка и взаимоподдержка?
7. Всегда ли наши слова подтверждаются делом?
Б) ОЦЕНКА ТОГО, КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ В КЛАССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ:
1. Умеем ли мы быть внимательны друг к другу?
2. Есть ли в нашем классе доверие?
3. как мы относимся к ребятам других классов?
4. Можно ли сказать, что мы дружный класс?
5. Умеем ли мы радоваться успехам друг друга?
6. Есть ли у нас взаимопонимание?
Коллективы бывают разными.
Одни коллективы как песчаная россыпь: сколько песчинок собрано вместе, и в тоже время каждая из них – сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в другую сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее – и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе и в тоже время каждый – отдельно. Нет того, что сцепляет, соединяет людей
Другие коллективы – «мягкая глина» – материал, который легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасное изделие. Но может и остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.
Третьи коллективы – это «мерцающий маяк». В штормовом море маяк приносит уверенность – курс выбран правильный. Но маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, готов прийти на помощь»
Есть коллективы, которые называют «Алым парусом». Это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, все за одного!» Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно ее оказывают.
Коллектив «Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
- Какую характеристику классу вы выберите из предложенной классификации?
Но выбирать мы будем позже, а прежде проведем эксперсс-опрос.
После каждой из характеристик поставьте свой балл. Насколько вы оцениваете свой коллектив.
- (желтый цвет на радуге) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – сознательное добросовестное отношение к своей работе; (от 0 до 6)
- (голубой цвет) организованность – умение взаимодействовать, распределять обязанности так, чтобы добиваться наилучших результатов в совместной работе;
- (зеленый цвет) СПЛОЧЕННОСТЬ – единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса;
- (Фиолетовый цвет) КОЛЛЕКТИВИЗМ - стремление решать все вопросы сообща, исходя из интересов класса;
_ (красный цвет) КОНТАКТНОСТЬ – БЛАГОПРИЯТНЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ, ДОВЕРИЕ ДРУГ К ДРУГУ;
- ( цвет) ОТКРЫТОСТЬ – доброжелательное отношение к товарищам, другим коллективам;
- (цвет) информированность - ХОРОШЕЕ ЗНАНИЕ ВСЕМИ РЕБЯТАМИ СОСТОЯНИЯ ДЕЛ СВОЕГО КЛАССА И ДРУГ ДРУГА.
Оценки: 0 – никто
1 – почти никто
2 – меньшинство
3 - половина
4 - большинство
5 – почти все
6 – все
(Высчитываем средний балл по каждому качеству и раскрашиваем радугу по шкале: средний балл 2, закрашиваем две отмеченных части и т. д.)
Учитель: Если в классе сплоченный коллектив, дружный мы закрасим всю радугу, если нет, то частями.
(рассматриваем радугу, оцениваем, где меньше цвета)
- Как же изменить положение в классе? Как создать дружный коллектив?
От каждого в классе зависит, какой будет радуга, каким будет коллектив. Значит, вы для себя должны решить: А что сделаю я? Что я могу?
Напомнить о толерантности.
Толерантность – терпение – терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо.
А сейчас я хочу вручить каждому из вас открытку с пожеланиями. Прочитайте ее дома, подумайте над тем, что там написано.
Итоги. Удалось ли составить радугу. Какими были ребята.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.