Классный час в 3-ем классе.
Тема: «Школьный учебник».
Цели: - познакомить детей с историей создания книги и учебника;
- развивать интерес к чтению;
- воспитывать чувство уважения к создателям книг.
Задачи: создать условия для развития интереса к художественной литературе, прививать любовь и уважение к книге.
Ход занятия.
I. Орг.момент
Работа в группах
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встречи. Меня зовут Наталия Анатольевна. Я приглашаю вас в путешествие по следам…угадайте чьи следы будут нашими путеводителями.
(группу сформировать из 2-х парт рядом)
- Разобьемся на группы. Соберите рассыпавшуюся пословицу. (у всех разные пословицы).
- О чем ваши пословицы? (о книгах, учебниках)
- Какая книга помогает нам учиться? (учебник)
- Чьи следы поведут нас вперед? (Учебника)
- Путешествовать будем по материкам и по временам. Карта нам поможет. (на доске карта)
2. Путешествие учебника
1 слайд
- Первая наша остановка в Древнем Египте.
- Писали в Др.Египте на папирусе. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали водой и клали под пресс. Полоски склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами при помощи палочки. Когда папирус заканчивался – приклеивали новые полоски. Записи скручивали в трубки – свитки. Это были первые книги. Таких книг много сохранилось до наших дней. В школах сначала учили писать на глиняных дощечках. Первые учебники тоже были в виде свитков. В них были записаны различные инструкции, правила и законы, которые дети много раз переписывали.
2 слайд
- А теперь мы в Др. Греции. Здесь с большим уважением относились к образованным людям.
- Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. Например, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное - они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им.
- Каких героев знаете вы?
3 слайд
- Следующая наша остановка Средневековье – времена рыцарей. В средние века в качестве учебников использовались тексты Священного писания, Библии . Одним из первых учебников, который уже немного походил на настоящий учебник, был «Мир чувственных вещей в картинках», который создал великий учёный-педагог Ян Амос Каменский. Этот учебник появился ещё в 1658 году. Именно этот педагог предложил использовать учебник при обучении. Это был первый учебник, иллюстрированный картинками.
4 слайд
- А теперь мы в России. Первые печатные учебники в России появились в конце XVI века, когда в нашей стране было изобретено книгопечатание. Один из первых русских букварей вышел из типографии Ивана Фёдорова – первого книгопечатника Руси. Эта книга предназначалась только для мальчиков. В то время только они получали образование. А в 17 веке выходить иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов, и который предназначался не только юношам, но и девушкам.
- Попробуем прочитать тексты из этого Букваря
5 слайд
В 1703 году был издан учебник "Арифметика" — одна из самых замечательных русских книг автором ее был выдающийся педагог-математик — Леонтий Филиппович Магницкий. В этом учебнике было много занимательных задач.
- Решим одну из задач.
- Со временем стало появляться все больше и больше учебников по разным предметам, разных авторов.
6 слайд (учебники советского периода)
- Вот так выглядели учебники, по которым учились ваши бабушки и дедушки.
7 слайд (учебники 90-2000 годов)
- А это учебники ваших родителей
8 слайд
- Это учебники, по которым учитесь вы и ваши сверстники, старшие и младшие сестры и братья, друзья.
- Кроме учебников много разных учебных пособий.
3. Практическая работа
9 слайд
- Но во всех учебниках есть общие черты.
- Из чего состоит любой учебник? (упражнения, правила, картинки, схемы)
- На всех страницах учебников есть значки. Как они называются? (условные знаки)
10 слайд
- Разгадайте, о чем говорит каждый условный знак.
11 слайд
- Учебник прошел долгий путь. Но, к сожалению, встречаются вот такие учебники. (Испорченный учебник).
- Что с ним произошло?
- Как же защитить учебник?
12 слайд
(Правила пользования учебником)
- Ребята, вы молодцы, знаете правила пользования учебником.
- Я подарю вам вот такие Памятки, которые будут напоминать вам о нашей встречи и правила работы с книгой.
4. Рефлексия
13 слайд
- Дополните предложения:
Я не знал…
Теперь я буду знать…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.