МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Классный час «Спасибо деду за Победу», посвященный празднованию 75летия Победы в Великой Отечественной войне
Подготовила учитель начальных классов: Сигинишина А.А.
2020 год
Классный час «Спасибо деду за Победу», посвященный празднованию 75летия Победы в Великой Отечественной войне
Цель: формировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развивать и воспитывать патриотические чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны;
-обогащать знания детей о городах героях;
-формировать чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- формировать чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: записи на доске «Спасибо деду за Победу. Гордимся. Помним.», фотографии с обелисками Городов - Героев, карта РФ, раздаточный материал для практической работы, рисунки и плакаты детей, видеозаписи.
Ход урока
1. Вступительная часть
- Добрый день. Посмотрите в окно. Как ярко светит сегодня солнышко. У вас замечательное настроение. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и старшим товарищам.
- Сегодня мне помогают вести урок обучающиеся 6 класса. Когда-то они учились за этими партами.
- Ребята, каждый день вы приходите в нашу большую просторную школу, занимаетесь в светлом классе, вас окружают друзья и приветливые учителя, а дома ждут любимые игрушки. Каким, словом вы бы назвали свое детство? (Счастливое детство)
- Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым? Почему? (Нет, была война)
- Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время.
- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Догадайтесь, чему он будет посвящен? (Великой Отечественной войне и Победе в ней)
- Да, ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор.
- Какое событие будет отмечать наша страна 9 Мая? (В 2020 году 9 мая наша страна будет отмечать 75 -летие со Дня Победы).
-А как вы думаете, почему мы должны помнить о тех грозных днях? (Мы живем в мирное время)
2. Основная часть
- Война это самое страшное на земле, потому что погибают люди, разрушаются города и в мире столько боли и тревоги за судьбы своих близких и родных.
- Представьте себе мирное летнее утро 22 июня 1941г. Поют птицы, роса лежит на траве, едва слышен шелест листьев, все люди еще спят, и вдруг…
- Рев самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога, - вот так вероломно немецкие фашисты начали войну против нас. Они хотели завоевать весь мир. А самым главным руководителем у них был Адольф Гитлер – это жестокий человек, который хотел сделать всех людей рабами немецких фашистов. 22 июня 1941 года они перешли границу СССР. Вы спросите, как же все люди об этом узнали? Ведь Интернета и даже телевизоров в то время не было!
Ученица (6кл.):
- Но зато на улицах стояли специальные громкоговорители, и 22 июня около них собралось много людей. (звучит голос Левитана и песня «Вставай страна огромная…» )
Ученица (6кл.):
- Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…
Ученица (6кл.):
- Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Ученица (6кл.):
- Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетской ненавистью к бесчеловечным врагам.
Ученица (6кл.):
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава.
Словарная работа.
- Ребята, подберите слова – синонимы к слову «солдат»
(солдат – воин, боец…)
-Почему война называлась Великой? Отечественной? (ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгие четыре года. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества.)
- Какие прилагательные вы можете подобрать к слову «война»?
(страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная, освободительная)
- Послушайте произведение А.Твардовского
Рассказ танкиста. (Читает ученик.)
Был трудный бой. Все нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
Что ж, бой не ждет. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырем.
Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем,
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шел большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
- Выстоял советский народ, не дрогнул.
- И вот наступил долгожданный День Победы! Этого события люди ждали 1418 дней. Более 20 млн. советских людей погибли в этой страшной войне. Почтим их память минутой молчания.
(Минута молчания, горит свеча)
Ученица (6кл.):
– Путь к великой победе был трудным, но героическим. Навсегда останутся в памяти людей даты 22 июня 1941г. и 9 мая 1945г. Пожалуй, в каждой семье нашей страны есть родственники - мужчины и женщины, которые воевали. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте, и в тылу. Много погибло бойцов в боях за города, сёла.
(Звучит песня «Последний бой» в исполнении ученика 6 класса)
Ученица (6кл.):
- Люди чтят память о погибших. В городах и сёлах сооружают памятники, у их подножия всегда горит вечный огонь как память о пролитой крови наших солдат. У нас в городе тоже есть такой памятник.
- Вы были у этого памятника? Возлагали цветы к его подножию?
Ученик (2кл.):
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить одно важное «боевое» задание.
- У вас на партах есть карточки со словами. Составьте на доске из этих слов пословицы о войне. Я вам подскажу только первое слово.
- Работайте в паре. Советуйтесь друг с другом.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Хочешь победить на войне - работай вдвойне.
Мир строит, а война разрушает.
- Как вы понимаете значение этих пословиц?
(Обсуждение значения пословиц)
− Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он совершил подвиг, которому нет равных в истории.
− За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч – удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 13 городов гордо несут звание Города – Героя.
- Давайте отметим Красной Звездой на карте эти 13 городов. Ученики 2-го класса, называйте города, а учащиеся 6-го класса будут отмечать их на карте.
Список городов – героев:
Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.
3. Заключительная часть
- День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Шли к этому Дню герои, сражаясь в тяжелых боях. А помогала им выстоять в трудную минуту песня и музыка.
- Сегодня у нас в гостях Лауреат Международного конкурса «Мой шаг к успеху», занявший 1 место в г.Симферополь в 2019г. ансамбль балалаечников «Потешки» из МБУДО «Феодосийская детская музыкальная школа №2». Исполнители:
1. Проскурин Арсений – учащийся 4 – В класса, МБОУ Школа №13
2. Логинова Анна – учащаяся 5 – Б класса, МБОУ Школа №9
3. Логинов Михаил – учащийся нашего 2 – Г класса, МБОУ Школа №9
- Руководитель ансамбля Климачкова Галина Александровна.
Исполняют «Фантазию на темы военных песен»
- Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!
Ученица (2кл.):
Зайчик солнечный резвится
На траве и на песке.
В ручейке попил водицы
И уселся на руке!
Зайчик скачет по планете,
И становится светло.
Белым, черным, желтым детям
Дарит ласку и тепло.
Лейся, песня! Лейся дружно!
Помогай дружить!
Всем ребятам очень нужно
В мире жить! (И. Герасимова)
- Ребята, а как мы с вами можем сохранить память о тех, кто погиб, сражаясь за то, чтобы мы жили в мире, учились, играли?
- Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше. Они, живые свидетели, способные поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогайте им, обращайтесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием…. Урок окончен, спасибо всем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.