Цена ломтика
Классный час
Цели: расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности; о людях, растящих хлеб; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: презентация « Откуда к нам хлеб пришел», картины И. Шишкина «Рожь», А. Пластова «Жатва»; разные виды хлеба.
Ведущий .
Отгадайте загадку: Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
Да, это хлеб. Такое коротенькое ,но емкое слово. Хлеб занимает важное место в жизни каждого из нас . Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоест. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не приедается. Оказывается, в хлебе много питательных веществ- белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Учитель.
Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человек нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна удобно было есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы- «клибанос». Оно созвучно с нашим словом хлеб.
Хлебу нет цены. Его стоимость деньгами не измерить.
1 ученик.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый , золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 ученик.
В нем здоровье, наша сила ,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
3 ученик.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом- тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
4 ученик.
Вот об этом – то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
5 ученик.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста- готово,
В ящик сыплется оно.
6 ученик.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
7 ученик.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите»,- шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
8 ученик.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Учитель.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом- солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
- Почему один хлеб черный, другой- белый?
- Из чего готовят отрубной хлеб? (отруби- отходы от оболочек зерен, их добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных, прекрасное лечебное средство).
Было время , когда хлеб в нашей стране ценился дороже золота. Во время Великой Отечественной войны паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему- 125 г хлеба, рабочему- 200 г . (показать такой кусочек).
9 ученик.
ВОЕННЫЙ ХЛЕБ.
Я помню хлеб, военный ,горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны. (А. Морозов)
Работа с пословицами и поговорками. Задание: собери пословицу.
Хлеб да каша- …(пища наша)
Хлеб-…(всему голова)
Без хлеба куска …(везде тоска)
Голодной куме …(всё хлеб на уме)
Ржаной хлебушко …(калачу дедушка)
Земля- матушка, а …(хлеб- батюшка)
Без печки холодно- без хлеба …(голодно)
ЗАГАДКИ.
1.Отгадать легко и быстро: 3.Был крупинкой золотой
Мягкий, пышный и душистый, Стал зеленою стрелой.
Он и черный, он и белый, Солнце летнее светило
А бывает подгорелый. И стрелу позолотило. (колос)
2.Какао море за селом 4.У лепешки, каравая,
Волнует ветерок? Сушки, плюшки, порожка
В нем волны можно собирать, От рождения седая
Укладывать в мешок. (поле) Мать по имени…(мука)
Презентация: «Откуда к нам хлеб пришел».
Учитель.
- Какие вы знаете правила пользования хлебом? (ответы детей)
Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
Ученик.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!»-
В поле, в доме, в державе!
Учитель.
И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом : «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»
На блюде выносят сухарики, сушки, баранки, печенье, угощают всех.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.