Классный час: «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»
Оценка 4.9

Классный час: «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитание
9 кл—11 кл
04.10.2022
Классный час: «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»
Класс: 10 Цель занятия: способствовать формированию у учащихся серьёзного и вдумчивого отношения к понятию «жизненные ценности». Задачи: - познакомить с понятием «Жизненные ценности»; - организовать работу в группах, используя метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» для приобретения навыков анализа различных жизненных ситуаций, отстаивания своей точки зрения; - сформировать ответственное отношение к собственным жизненным ценностям. Планируемые результаты: Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, проявлять толерантность по отношению к другой точке зрения. Метапредметные: умение извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее и создавать собственную; Предметные: уметь выделять существенные признаки, лежащие в основе понятия «жизненные ценности». Актуальность: классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентации современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности - цели, а ценности - средства.
Кучумова И.В. Вильвенская СОШ.docx

Кучумова Ирина Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Вильвенская средняя общеобразовательная школа» 

[email protected]

 

 

Классный час:

«ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

 

Технологическая карта классного часа

Класс: 10

Цель занятия: способствовать формированию у учащихся серьёзного и вдумчивого отношения к понятию «жизненные ценности».

Задачи:

- познакомить с понятием «Жизненные ценности»;

- организовать работу в группах, используя метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» для приобретения навыков анализа различных жизненных ситуаций, отстаивания своей точки зрения;

- сформировать ответственное отношение к собственным жизненным ценностям.

 

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, проявлять толерантность по отношению к другой точке зрения.

Метапредметные: умение извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее и создавать собственную;

Предметные: уметь выделять существенные признаки, лежащие в основе понятия  «жизненные ценности».

Актуальность: классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентации современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности - цели, а ценности - средства. 

№ п/п

Время

(мин)

Название этапа

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат этапа

1.

3

Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне посредством включения в обсуждение.

Добрый день!

Ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен очень важной для каждого из нас теме. Я не буду её озвучивать, я хочу, чтобы вы сами догадались, о чем пойдёт речь, посмотрев видеофрагмент (просмотр видео «Ценности человеческой жизни») https://youtu.be/RXgCF6R_lts

 

 

 

 

 

 

 

КоммуникативныеУУД:

1. Умение слушать и слышать собеседника.

Познавательные  УУД:

1. Умение делать выводы и умозаключения.

2.

3

Определение темы занятия.

Целеполагание.

Помочь учащимся в определении темы и цели занятия.

Как вы думаете:

1.О чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

2. Часто ли вы задумываетесь над тем, что означает данное словосочетание?

На занятии мы будем говорить о жизненных ценностях.

К сожалению, мы не часто задумываемся над тем, что вкладываем в данное понятие.

Разные люди вкладывают свой смысл в данное словосочетание.

Коммуникативные УУД:  

1. Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей  (групповой) позиции.

2.Умение точно выражать свои мысли.

3.

30

Открытие нового знания. Проблемно-поисковая деятельность

Закрепление нового способа действий. Включение нового в систему знаний.

Работая в группах, определите, какие жизненные ценности  лежат в основе отрывка из рассказа С.Качалкова. (см. приложение1, 2). Сделайте выводы.

Обсуждение в группах.

Решение поставленной задачи.

Коммуникативные УУД:

1. Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов.

Познавательные УУД:

1. Умение делать выводы и умозаключения.

Личностные УУД:

1. Готовность  к личностному самоопределению и осуществлению  личностного морального выбора.

7

3

Рефлексия.

Соотнесение цели занятия и результата.

 Ребята! послушайте притчу (приложение3)  и сделайте для себя вывод.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

Познавательные УУД:

1. Умение делать выводы и умозаключения.

 

Приложение1. Текст

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого.  (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать  горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и  подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло,  душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на  кухню рассказывать об удивительном  происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала  чай и, капризно оттопырив нижнюю губу,  спрашивала:

–(7)Мам, а почему нельзя?

–(8)Потому что… – раздражённо отвечала мать. –(9)Вон у отца отпрашивайся!

 (10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем  всегда раздражал жену, начал рассказывать.

–(11)Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какаято  женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное  пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей:  триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления.  (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачито у меня  нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу  оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

–(21)Даа! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. –(23)Ты иди мой руки и давай садись ужинать… (24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь  прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы,  тонкие пальцы с обручальным       кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой  взгляд бывает у людей, которые чтото потеряли, а теперь смотрят туда, где  должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в  параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной  дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в  глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить  её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились  от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и  твой город», она тут же  согласилась.

(32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а  после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на  выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой  сентиментальности попытался ей чтото объяснить, а она смотрела на него с  той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

–(34)Ну, получается, что я обманул тебя!

–(35)Меня? – она улыбнулась. –(36)Разве ты меня обманул?

–(37)А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

… (39)Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно  встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но …  понял, что никогда не сделает  этого.

–(42)Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение,  крикнула из кухни   жена.

                                                                                                                                  (По С.Качалкову)

Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) — современный писательпрозаик.

 

Приложение 2. Анализ текста (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

 

Ребята, я предлагаю вам провести не совсем обычную игру. Для этого я прошу вас разбиться на группы  в зависимости от того, какую роль вы себе выбираете.

 

- Участник  в белой шляпе – аналитик, он будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

- Участник  в жёлтой шляпе – оптимист, он  будет искать только всё самое хорошее. Даже если в истории нет на первый взгляд ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

- Участник  в чёрной шляпе – пессимист, он попытается предостеречь нас от  возможных рисков  и опасностей. Черная шляпа - полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом.

Вы будете формулировать  проблемы,  волнующие  автора.  

- Участник  в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он  опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д…  Не нужно объяснять,  почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.

- Участник  в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.Как возникла данная ситуация? Что можно поменять при каких-либо условиях? И т.д. Может быть, мы уже сейчас знаем решение проблем, предложенных автором?

- Участник   в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить сделать общие выводы.

 

   Работа в группах:

Белая шляпа: Отыскивает все главные факты в тексте. Только факты.

Например:

-Герой завысил цену за проезд.

- Воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург.

- Пассажиры как источник дополнительных незаслуженных доходов.

- Чужие способности как способ достижения незаслуженного успеха.

- За деньги готов поступиться совестью.

- За    возможность бесплатно поехать в Петербург бессовестно поступает с девушкой.

- Наташа Амбросимова – в прошлом «очкастая дурнушка», в настоящем- успешная, состоявшаяся личность.

 


Жёлтая шляпа:


1.Заполните таблицу, используя цитаты из текста « Причины радости героев рассказа». Получается примерно так:



Плетёнкин

Наташа Абросимова

несказанно повезло,  душа от радости пела

    глаза светились  от счастья

случайно получил 500 рублей

 юноша впервые обратил внимание на неё, «дурнушку», проводил

и попросил о помощи

Счастье героя – в возможности брать незаслуженное, незаработанное

 Счастье девушки – в великодушии, в стремлении помочь

 

Таким образом,  каждый из героев по-своему счастлив. Каждый на своём месте. Каждый доволен этой жизнью.


2. Заполните таблицу  «Наташа Амбросимова: прошлое и настоящее».

 

Прошлое

Настоящее как итог правильной жизни

Ø училась в  параллельном классе

Ø была невидной  дурнушкой

Ø очкастая дурнушка

Ø  стала настоящей дамой

Ø Густые чёрные волосы,  тонкие пальцы с обручальным       кольцом, слегка

Ø отрешённый взгляд.

Ø Кожаное  пальто, сапожки стильные, …ухоженная

 

Таким образом, из «дурнушки» она превратилась в успешную личность благодаря своим качествам.

 

Чёрная шляпа: Можем ли мы за что-то осудить героев?

1. Заполните таблицу  «Поведение, речь и поступки героя как средство его характеристики».

Ø (4)Сегодня ему несказанно повезлодуша от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на  кухню рассказывать об удивительном  происшествии.

Ø взвизгивая от радости, начал рассказывать.

Ø (14)Я сразу ей:  триста!.. (15)Она даже рот открыла. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачито у меня  нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу  оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

Ø (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить  её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились  от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и  твой город», она тут же  согласилась.(32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а  после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку.

Таким образом, можно говорить о том, что этот герой не в ладах со своей собственной совестью.

 

2.  Выпишите цитаты, раскрывающие взаимоотношения в семье Плетнёвых. Сделайте выводы.

Плетёнкину неинтересны проблемы жены и дочери. Он «нетерпеливо» отмахивается от их плохого настроения, даже не вникая в его причины. «Удивительное происшествие» – незаслуженно полученные пятьсот рублей – для Сергея Николаевича гораздо важнее, чем атмосфера в семье.

Прошлое

Настоящее как итог бессовестной жизни

Ø  Подлость, обман, бессовестность

Ø  (6)Дочь с недовольным видом допивала  чай и, капризно оттопырив нижнюю губу,  спрашивала:

–(7)Мам, а почему нельзя?

Ø  –(8)Потому что… – раздражённо отвечала мать.

Ø  взвизгивая от радости, чем  всегда раздражал жену

Ø  В семье нет

Ø  взаимопонимания,

Ø  любви,

Ø  тепла

Ø  уважения.

 


Красная шляпа. Обучающиеся делятся своим эмоциональным состоянием по поводу всего происходящего.

Зелёная шляпа. Подумайте, как можно решить проблемы, поставленные автором?


1.
Проблема утраты совести.

Можно выяснить, откуда эта проблема берёт начало: из родительской семьи героя или от первоначальных взаимоотношений в семье? А может быть, на это есть другие весомые причины? Ребята рассуждают над этими вопросами.

2. Проблема потребительского отношения к окружающим. Что первоначально породило эту проблему? Может быть, Наташа сама неверно поступила, когда писала за Плетёнкина сочинение?

3. Проблема потребительского отношения к окружающим. Кто главный виновник этой проблемы? (Государственная система, то, что внегласно принято в нашем обществе или что-то иное?)


Синяя шляпа.

Подведите итоги каждого жизненного этапа героев.
1.
Раскрывая проблему, автор рассказывает историю Плетёнкина, для которого уже в школе окружающие были источником личной выгоды.  Герой бессовестно воспользовался способностями Наташи Абросимовой, «попросил написать за него сочинение на конкурс», «занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а  после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку».

2. Плетёнкин так и не понял тогда, что поступил подло, бесчестно, не по-человечески. И дело даже не в том, что он использовал чужой талант. Потребительское отношение Плетёнкина к девушке не прошло бесследно: в глазах Наташи, раньше светившихся от счастья,  на всю жизнь поселились «тоскливое разочарование» и «усталая тоска».

3. Но каким же неприятным стал и сам герой, посчитавший «удивительным происшествием» и «несказанным везением» случай, с помощью которого он заполучил пятьсот рублей! Плетёнкин даже «взвизгивал» от радости, сообщая жене эту новость.

4. Жажда наживы ослепила  Сергея Николаевича: герой не сразу узнал в «настоящей даме» Наташу, которую, как ему показалось, он ловко обхитрил, взяв с неё за проезд значительно больше. В окружающих Плетёнкин стал видеть лишь лёгкий способ удовлетворения личных потребностей, ресурс сомнительной радости.

5. Сопоставляя (сравнивая) поведение и поступки героя в разные периоды его жизни, нельзя не заметить, что потребительство стало образом его жизни, уничтожило в нём всё человеческое. Неспроста Наташа Абросимова смотрела на Плетёнкина как на «пропавшую вещь».

Для подведения итогов группа заполняет таблицу:

         К чему приводит утрата совести?

К чему приводит потребительское отношение к окружающим?

Как влияет на человека зависимость от материальной

выгоды?

          Потеряв совесть, человек становится способен на любой гадкий поступок.

 Потребительски относясь к окружающим и используя их как источник собственной выгоды, человек деградирует.

В погоне за материальными благами человек становится

 их рабом, утрачивает свой облик.



Вопрос для общего обсуждения в классе:

К чему приведёт такой  выбор жизненных ценностей главным героем?  Знакомы ли вам проблемы, поставленные автором текста?

Примерные ответы:
- Он не способен испытывать ни любви, ни жалости, ни сострадания.

-  Человек не развивается, становясь зависимым от окружающих.

-  Корыстолюбивый человек своим поведением становится похож на хищника, готового получить материальные блага любым путём.

- Чем больше материальной пользы человек пытается извлечь из отношений с окружающими, тем больше он теряет духовное, то, что делает нас людьми.

              

Приложение 3. Притча о ценностях жизни


Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

— Как тебе понравилось путешествие?

— Это было замечательно, папа!

— Ты увидел насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.

— Да.

— И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.

Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

 

Используемая литература:

1. Мастер-класс «Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно.  https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/02/16/master-klass-metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono

2. Семинар Егораевой Галины Тимофеевны «Подготовка к ЕГЭ. Задание 27. Анализ смысловых связей». Издательство "Экзамен".10.11.2020                      


 

Скачано с www.znanio.ru

Кучумова Ирина Викторовна Учитель русского языка и литературы

Кучумова Ирина Викторовна Учитель русского языка и литературы

Добрый день! Ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен очень важной для каждого из нас теме

Добрый день! Ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен очень важной для каждого из нас теме

Открытие нового знания. Проблемно-поисковая деятельность

Открытие нового знания. Проблемно-поисковая деятельность

Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать

Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать

Плетёнкин хмуро намыливал руки

Плетёнкин хмуро намыливал руки

Белая шляпа : Отыскивает все главные факты в тексте

Белая шляпа : Отыскивает все главные факты в тексте

Таким образом, каждый из героев по-своему счастлив

Таким образом, каждый из героев по-своему счастлив

Выпишите цитаты, раскрывающие взаимоотношения в семье

Выпишите цитаты, раскрывающие взаимоотношения в семье

Герой бессовестно воспользовался способностями

Герой бессовестно воспользовался способностями

Человек не развивается, становясь зависимым от окружающих

Человек не развивается, становясь зависимым от окружающих
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022