Классный час
«Материальные или моральные ценности»
Цель психологическая: осознание назначения материальных и моральных ценностей в жизни человека.
Цель педагогическая: научиться анализировать значение ценностей для ситуации выбора.
Содержание
Добрый день, уважаемые старшеклассники! Выбор темы для беседы «Материальные и моральные ценности», говорит о вашей серьезности, осознанности и, я уверена, владении социологическими терминами и понятиями, так как тема самая сложная, а может быть это свидетельство об актуальности выбора между материальными и моральными ценностями, характерного для нынешней молодёжи. В любом случае разговор должен получиться интересным и полезным, надеюсь как для вас, так и для меня.
Обратимся к формулировке темы: «Материальные и моральные ценности». (Прикрепляем название на магнит).
- Определяющим является какое слово? - Ценности. (Выделяем слово желтым выделителем текста).
- Но ценности сами по себе не существуют: мир нейтрален от роста травинки до взрыва сверхновой звезды. Кто ввел понятие ценностей в употребление? – Человек. (Прикрепляем рисунок человека по эскизу Леонардо да Винчи).
- Что подразумевается Человеком под ценностями? Дайте короткое обобщённое понятие. – Объекты (или предметы) и явления (или события), имеющие для Человека важность, значимость, пользу. (Прикрепляем определение: «Ценность (в философии) — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений»).
- Из курса обществознания вы знаете, что человек – существо биосоциальное, так как мы живем и среди материальных объектов, и в среде социальных отношений. И те и другие являются необходимыми составляющими жизни человека. Поэтому мир ценностей можно поделить на две части. Они-то и вынесены в название темы. А именно? – Материальные ценности и моральные ценности. (Проводим волнистую вертикальную линию на рисунке человека, разделяя его пополам и прикрепляем таблички «материальные ценности», «моральные ценности»).
- А вот тут я предлагаю воспользоваться приёмом технологии «Ментальная карта» (кстати, «ментальная» от слова «менталитет», что означает ваше представление о мире!) и приёмом «Ступени». Итак, будем считать центральное понятие - «ценности», ветвь влево - «материальные ценности», ветвь вправо - «моральные ценности». Раскроем эти понятия. Ступень первая: «Что это?»
1) Что для вас значимо (ценностно!) в материальном мире? – Квартира, машина, дача, работа (как статус, власть, заработок), деньги… (Прикрепляем табличку «Материальные блага»).
2) Что для вас значимо (ценностно!) в мире отношений? – Любовь, забота, дружба, взаимопонимание, честность, совесть…. - (Прикрепляем табличку «Заповеди, правила, законы»).
Спасибо! Это был ответ на вопрос первой ступени «Что это?».
- Вторая ступень «Что с этим можно сделать?». (Прикрепляем табличку-вопрос «Что с этим можно сделать?»).
1) Материальные ценности, что можно сделать с ними? (Используйте глагольные формы) – Купить, получить, приобрести, потерять, подарить, потратить, умножить…. (Прикрепляем табличку с ответами в форме листочков). (Какое чувство возникает у обладателя материальных ценностей по отношению к другим людям? – Превосходство! А у кого нет в наличие таких ценностей? – Зависть. (Прикрепляем табличку «Превосходство/Зависть»).
2) Моральные ценности, что можно сделать с ними? – жить в любви, жить в заботе, жить в дружбе, жить в мире (взаимопонимании), жить честно, жить по-совести…. (Прикрепляем табличку с ответами в виде клубней). (А со стороны других по отношению к другим этого вызывает какое чувство? – Благодарность! (Прикрепляем табличку «Благодарность»).
- И, наконец, вопрос третьей ступени: «Что с этим может произойти?»
(Прикрепляем табличку-вопрос «Что с этим может произойти?»).
1) Материальные ценности могут? – сгореть, обветшать, разрушиться, утонуть… – исчезнуть! (Прикрепляем табличку «Исчезнут»).
2) Моральные ценности могут? – Даже если может перестать быть направлено на одного человека, но как качество останется и будет существовать ВЕЧНО! (Прикрепляем табличку «Останутся с вами»). Помните? «Горы рушатся, небо меркнет, а любовь остается жить!»
- А теперь давайте нашу метальную карту повернем на 90 градусов по часовой стрелке. (Поворачиваем). Что стал напоминать рисунок? – Дерево! Где материальные ценности – это листочки, они могут быть в разной стадии роста, опадать и появляться вновь – они нужны дереву (Человеку), но и без них дерево может быть живым! А моральные ценности – это корни! Они питают дерево, наполняют силой, удерживают на земле, без них дерево (Человек) погибнет!
- Какой вывод можно сделать? Что должно определять наш выбор? – И материальные и моральные ценности нужны, но в ситуации выбора нужно руководствоваться моральными ценностями, ибо материальные блага наживные, а моральные (по-другому духовные) – вечные!
- Я хочу прочитать стихотворение Сергея Острового, на которое сделала ссылку:
Океаны ломают сушу.
Ураганы сгибают небо.
Иcчезают земные царства.
А любовь остаётся жить.
Погибают седые звёзды.
Серый мамонт взмерзает в скалы.
Острова умирают в море.
А любовь остаётся жить.
Топчут войны живую землю.
Пушки бъют по живому солнцу.
Днём и ночью горят дороги.
А любовь остаётся жить.
Я к тому это всё, что если
Ты увидишь, как плачут звёзды,
Пушки бъют по живому солнцу,
Ураганы ломают твердь,-
Есть на свете сильнее чудо:
Рафаэль написал Мадонну,
Незапятнанный след зачатья
На прекрасном её лице.
Значит, день не боится ночи.
Значит, сад не боится ветра.
Горы рушатся. Небо меркнет.
А любовь остаётся жить.
- Подводя итог нашей беседы, взгляните еще раз на ментальную карту и выберите для себя один из вопросов рефлексии, ответьте на него (Прикрепляем табличку с вопросами):
1) Что для меня было важным в сегодняшней беседе?
2) Что я осознал в процессе составления ментальной карты?
3) Чем я буду руководствоваться в ситуации выбора?
- Благодарю за работу, умные ответы, понимание! Мне было приятно сотрудничать с вами! Я получила удовольствие от нашего общения!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.