УСПЕХ. ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ.
– Тема сегодняшнего классного часа – «УСПЕХ. ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ». Мы попытаемся выяснить, что является необходимым для достижения успеха в жизни. Выведение формулы успеха и является целью и конечным результатом нашей работы.
– Что же такое успех? (Успех – удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели).
– Какого человека принято называть успешным? (В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансового достатка).
Иногда кажется, что успешная жизнь – это жизнь трудная и доступная только избранным волевым людям. Это не так. Жизнь может быть и легкой, и успешной одновременно. Вы можете уверенно стремиться к своим целям, каждый день, получая то, что вы хотите и при этом радоваться жизни. Каждый новый день дарит вам новые открытия и достижения, и приближает вас к вашей заветной цели. Вы полны сил и энергии каждый день. У вас богатые и далекие планы, вам много чего хочется сделать, и вы точно знаете, что все это возможно. Именно таким можно представить портрет успешного человека. И такой образ жизни может стать вашим.
– Вы знаете, что в мире всегда были люди, которые добивались успеха.
Л. Н. Толстой (самый образованный человек своего времени) знал русский, украинский, старославянский, английский, французский, немецкий языки. Читал по-польски, по-чешски, по-сербски. Владел греческим, древнееврейским, любил итальянский. Хорошо разбирался в музыке, прекрасно играл на фортепиано. Очень хорошо рисовал. Обладал могучим характером, говорил только правду. Отличался огромной работоспособностью, был чуток и добр. При этом вел дневник и постоянно работал над собой.
Томас Джефферсон (американский философ, государственный деятель, третий президент США, автор проекта Декларации независимости) разработал для себя нравственные заповеди, выполнение которых считал делом чести.
– А какие, на ваш взгляд, личностные качества помогают людям добиваться успеха? Предлагаю составить портрет успешного человека. (Учащиеся размышляют и дают свои ответы, указывая качества человека: трудолюбие, инициативность, решительность, целеустремлённость, ответственность, самовоспитание, уверенность).
– Какие, на ваш взгляд, факторы мешают людям добиваться успеха? (Лень, инертность, нежелание работать, безволие, менталитет. Алкоголизм, наркомания.)
Игровой тренинг
Разделите лист бумаги на две колонки. В левой колонке напишите свои качества, которые помогут вам добиться успеха, в правой – качества, которые помешают.
Что же нужно для того, чтобы добиться успеха? Попытаемся разобраться. Я буду предлагать вашему вниманию утверждения, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или дать ответ: «Не знаю». Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите правую руку. Если не согласны – поднимите левую руку. Если вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, то руки не поднимайте.
1. Не стой, не жди, иди вперед, успех манит, судьба зовет.
2. Надейся только на случайность, и силы все побереги.
3. У нас с тобой единый путь – с него так просто не свернуть.
4. Устал – не стой, идти вперед, нет времени: успех нас ждет.
5. Не думай, что фортуна даст тебе то, что не дала работа.
6. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
7. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
8. Ничего не делай против своей воли.
9. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
10. Ничего не предпринимай во гневе. Если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься – до ста.
11. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
12. Никогда не пасуй перед трудностями.
Наверное, вы сейчас думаете: «Хорошо взрослым рассуждать об успехах. Они уже работают, поэтому и добиваются успехов. А что можем сделать мы, ученики школы?» Каких же успехов можете достигнуть вы, сегодняшние ученики? Ваша работа – это учёба, общественная жизнь, в чём вы тоже можете добиться успехов.
(Учитель показывает классный журнал и школьный дневник)
– Что общего у этих предметов? (В них хранятся школьные оценки)
– И для учителя нет страшнее случая, чем потеря классного журнала, а для ученика нет порою страшнее родительской фразы… Продолжите? (Покажи дневник)
– Но с приходом информационных технологий всё меняется: учитель может не беспокоиться о сохранности оценок, а родитель в любой момент, даже когда ребёнок в школе, может посмотреть его оценки. И это только часть преимуществ, которые даёт электронный журнал и электронный дневник. Все оценки могут быть восстановлены, а родители, увидев плохие оценки, могут обдумать причину их появления до разговора с ребёнком. И это не говоря о домашних заданиях в сети Интернет, личных сообщений родителям, классных часов в Сети.
– А давайте прямо сейчас посмотрим, какие оценки вы успели получить в 4 четверти. Чтобы никому не пришлось краснеть, мы посмотрим оценки не по ученикам, а по предметам.
– Да, оценок много, и не все они радуют их владельцев. Но можно ли сказать, что те, кто учится хорошо, сделают блестящую карьеру? А те, у кого встречаются в дневнике не только «4» и «5», будут менее успешны? Какие же составляющие входят в формулу успеха?
– Достижение успеха для человека – важное условие обретения счастья наряду с семейными ценностями. Но у каждого своё понимание успеха и собственные способы его достижения.
Хорошая оценка по одному предмету – это первая ступень по лестнице «успеха», хорошие оценки за семестр – это вторая ступень к успеху, победы на олимпиадах, конкурсах – это следующая ступень к успеху. Получение аттестата особого образца или аттестата с хорошими оценками – это уже успех. Сдача выпускных экзаменов на высокие баллы – это тоже успех, потому что от этого зависит, будете вы получать среднее специальное образование или высшее. А это в свою очередь влияет на успешность карьерного роста.
Игра «Продолжи фразу»
Каким я буду...
Чего я добьюсь...
Кому принесу счастье...
Кто будет со мной рядом через десять лет...
Для достижения успеха необходимо избавление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени. Необходимо разрабатывать программу работы над собой. Надо непременно исполнять то, что намечено, причем исполнять хорошо. Заставьте постоянно свой ум действовать и действовать со всей возможной силой.
У: Упорство
Усидчивость
Удача
Ум
Упрямство
Устремленность
Увлеченность
Умение владеть собой
С: Стойкость
Сила воли
Сосредоточенность
Самодисциплина
Сверхувлеченность
П: Постоянство
Подъем духа
Просвещенность
Последовательность
Пылкость
Предприимчивость
Е: Единство целей и действия
Ежедневный труд
Х: Характер
Хотение
Хладнокровие
Храбрость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.