Классный час в 3 классе на тему "Памяти А.С. Пушкина"
Оценка 4.9

Классный час в 3 классе на тему "Памяти А.С. Пушкина"

Оценка 4.9
docx
06.08.2020
Классный час в 3 классе на тему "Памяти А.С. Пушкина"
Классный час в 3 классе..docx

Конспект

классного часа

(3 класс)

 

Тема: «Памяти А.С.Пушкина»

 

 

                                                 

Цель:  воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

 

Задачи:

1)         Обобщать и расширять знания детей о произведениях А.С. Пушкина

2)         Развивать образное мышление, память, речь, вызывать положительные эмоции и познавательный  интерес к изучению произведений великого русского поэта

3)         Воспитывать любовь к чтению

 

 

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг со сказками Пушкина, презентация.

 

 

 

Ход классного часа

 

Учитель: Сегодня мы проводим классный час, посвящённый памяти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

                 6 июня 1799 года на одной из улочек Москвы, родился маленький мальчик – будущий знаменитый поэт  Александр Сергеевич Пушкин.

                 Отец будущего поэта – Сергей Львович Пушкин – был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна  – внучка знаменитого  военного деятеля петровской эпохи.

                 В семье Александра между собой говорили на французском языке. Саша рано научился читать и охотно это делал сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

                 Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

                 Были в  доме Пушкиных ещё две женщины, которые безмерно любили маленького Сашу. Это были бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал и няня… Помните, как звали няню? (Арина Родионовна Яковлева).

                 Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение. Бабушка Александра Сергеевича так вспоминала о нём – «в детстве Саша был большой увалень и дикарь, кучерявый мальчик со смуглым личиком и лучистыми, живыми глазами». Именно бабушка научила писать и читать маленького Сашу по-русски.     

                Бабушка и няня долгими вечерами рассказывали  интересные сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь, познакомили с Иванушкой - дурачком, Кощеем, Бабой Ягой, добрыми волшебниками и злыми колдунами. Няня стала другом Пушкина на всю жизнь.

                Позже Пушкин писал о своей няне:

                       Подруга дней моих суровых,

                       Голубка дряхлая моя.

                       Одна в глуши лесов сосновых

                       Давно, давно ты ждёшь меня.

               Кто из вас знает стихотворение, в котором поэт обращается к няне?

 

Ученик: (читает отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?...

 

 Учитель: когда Саше исполнилось 12 лет, родители решили определить его в только что основанный Царскосельский лицей и  Пушкин отправился в Петербург.  После окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург.

               Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество стихотворений, повестей и даже роман в стихах…… «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Какие Сказки Пушкина вы знаете?

Дети:

- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне   Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди";

- "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях";

- "Сказка о рыбаке и рыбке";

- "Сказка о золотом петушке";

- "Сказка о попе и о работнике его Балде".

(Беседа по выставке книг)

Учитель: а вы, ребята, помните, как начинается  поэма? Давайте вспомним вместе.

Ученик: (читает отрывок из поэмы «Зимний вечер»)

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Учитель:  какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?

(Чтение детьми стихотворений)

 

Учитель: позже по сказкам и другим произведениям  Пушкина композиторами Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Глинкой  были написаны  оперы, балеты…

            Александр был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. У них родились дети  (слайд 15)– 2 мальчика и 2 девочки.

            Однако не всё было так безоблачно…

            За Натальей Николаевной – женой поэта начал ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Подобное поведение Дантеса было очень оскорбительным для Пушкина. Он должен был драться, чтобы сохранить честь жены и своё доброе имя.

            8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил ещё два дня, но рана была смертельной. 10 февраля Пушкин скончался в возрасте 37 лет. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре.

            Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.

           

            По-русски говорим мы с детства,

            Но волшебство знакомых слов

            Мы обретаем, как наследство,

            В сиянье пушкинских стихов.

   

Игра-викторина по произведениям А.С. Пушкина

 

 Дорогие дети! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина. У каждого из нас есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат.

     А сегодня нам предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути сказочных героев.

 

I.                   Игровое поле

 

Подскажи словечко

Сказка за сказкой

Свет мой, зеркальце, скажи

Там на неведомых дорожках

Так всё начиналось

За морем житьё не худо

Из какой сказки предмет

Что за прелесть эти сказки

Вопросы учёного кота

     Посмотрите на игровое поле, состоящее из клеток с заданиями. Выбираем задание.

II.                ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

 

     Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам.

 

Буря мглою небо кроет…

Мороз и солнце; день чудесный…

Уж небо осенью дышало…

У лукоморья дуб зелёный…

Вот север, тучи нагоняя,…

Унылая пора! Очей очарованье!…

 

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

 

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ...

 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

 

УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!...

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

 

III.             СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ

 

Вспомните и назовите все сказки А.С. Пушкина

 

1)      «Сказка о попе и работнике его Балде»

2)      «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3)      «Сказка о царе Салтане»

4)      «Сказка о золотом петушке»

5)      «Сказка о рыбаке и рыбке»

6)      «Сказка о медведихе»

 

IV.             ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ

     Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.

 

Живёт он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде») (6 слайд)

 

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла (Мачеха, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)            

 

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает (Царевна Лебедь, «Сказка о царе Салтане»)

 

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся (Золотой петушок, «Сказка о золотом петушке»)

 

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки (Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

Села медведиха под белой берёзою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися (Медведиха, «Сказка о медведихе»)

 

V.                ТАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

 

У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?

 

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить («Сказка о золотом петушке»)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда («Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать («Сказка о медведихе»)

 

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир" («Сказка о царе Салтане»)

 

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись, глядючи

С белой зори до ночи («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

 

VI.             ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРЕДМЕТ

 

Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Зеркальце («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Верёвка («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Бочка («Сказка о царе Салтане»)

 

Шатёр («Сказка о золотом петушке»)

Медвежата («Сказка о медведихе»)

 

VII.          ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ

 

     Заранее были приготовлены инсценировки отрывков из сказок Пушкина. Есть возможность проявить свои артистические способности.

 

VIII.       ЗА МОРЕМ ЖИТЬЁ НЕ ХУДО

 

За морем житьё не худо;

В свете ж вот какое чудо…

 

     Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание «заморских чудес». Что это, как не хорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы любого чуда.

 

IX.             СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ

 

     С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о её внешности.

 

Как мачеха обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

С какими словами обращался Королевич Елисей к ветру?

«Ветер, ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного»

 

Что кричал Золотой петушок?

«Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!»

 

В сказке о царе Салтане какие слова про кораблик постоянно повторяются?          

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

 

С какими словами обращался старик к рыбке?

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою…»

 

Какое чудо про белочку вы знаете?

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

 

X.                ВОПРОСЫ УЧЁНОГО КОТА

1)      Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)

2)      За какую плату нанял поп работника Балду? (В год за три щелчка попу по лбу)

3)      Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде»)

4)      Назови кличку собаки семи богатырей (Соколко)

5)      Сколько лет жил старик со своею старухой у самого синего моря? (33 года)

6)      Как звали жениха мёртвой царевны? (Королевич Елисей)

7)      Чем поймал старик золотую рыбку? (Неводом)

8)      Кто помог Королевичу Елисею найти свою невесту? (Ветер)

9)      Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

10)  Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? (Месяц)

11)  Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

12)  Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком)

 

XI.             ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ

 

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

 

Подведение итогов игры-викторины по произведениям А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект классного часа (3 класс)

Конспект классного часа (3 класс)

То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой

То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой

Пушкин скончался в возрасте 37 лет

Пушкин скончался в возрасте 37 лет

Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем

Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем

У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ У лукоморья дуб зелёный;

У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ У лукоморья дуб зелёный;

Негде, в тридевятом царстве,

Негде, в тридевятом царстве,

Шатёр («Сказка о золотом петушке»)

Шатёр («Сказка о золотом петушке»)

Какое чудо про белочку вы знаете?

Какое чудо про белочку вы знаете?

Классный час в 3 классе на тему "Памяти А.С. Пушкина"

Классный час в 3 классе на тему "Памяти А.С. Пушкина"

Классный час в 3 классе на тему "Памяти А.С. Пушкина"

Классный час в 3 классе на тему "Памяти А.С. Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2020