НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
Классный час в 6 классе
Тема: «Дороги, которые мы выбираем …»
Учитель: Юрченко Л.И.
Форма: Сократовская беседа.
Тема: «Дороги, которые мы выбираем …» .
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила в процессе ведения диалога.
Задачи:
- формировать нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Планируемый результат:
- развитие и становление высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Личностные:
Ученик получит возможность
· проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
· формирования личностных качеств, позволяющих сделать правильный нравственный выбор.
Познавательные:
Ученик получит возможность
· научиться оценивать свои поступки,
· находить ответы на поставленные учителем вопросы ,
· научится использовать жизненный опыт,
· извлекать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные:
Ученик получит возможность
· научиться оформлять свои мысли в устной форме,
· слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.
Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:
· Технология ведения диалога.
· Проблемно – диалогическая технология.
· ИКТ технологии
Предварительная работа.
Ответить на следующий вопрос:
- Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь? ( ответы записываются на отдельном листе каждым учеником, учитель делает анализ ответов и обобщает их)
Этапы классного часа |
Цели |
Учитель |
Ученики |
Организационный |
Подготовка учащихся к проведению классного часа. |
- На классном часе мы с вами постараемся работать сосредоточенно, внимательно, будем учиться осознавать нравственные нормы и правила личности с помощью диалога и жизненного опыта. |
Дети читают молитву «Царю Небесный». |
|
Классный час у нас пройдёт в форме Сократовской беседы. Главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы, говорили в основном ученики, а Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому что эти мысли честные, справедливые, умные. Сегодня мы попробуем стать учениками Сократа. На доске записаны правила Сократовской беседы: 1.Не могу молчать. 2.Уважай ближнего своего. 3.Платон мне друг, но истина дороже. 4.Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Любая беседа начинается с разминки. (отвечает на вопрос каждый) |
|
|
Активизация мыслительной деятельности. |
Логическое подведение к теме классного часа. |
- Какое сейчас у вас настроение? -Какое настроение у вас бывает чаще?
- С какими людьми предпочитаете иметь дело? - Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет?
|
Хорошее, отличное. Хорошее, нормальное, не всегда хорошее. Добрыми, честными, весёлыми, интересными. Буду учиться в старших классах, поступлю в колледж. |
|
Несколько дней назад вы отвечали на вопрос: « Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?» Сейчас прочитайте свой ответ ещё раз, может, что-нибудь добавите? А теперь обобщим ваши ответы.
- Что вы вкладываете в определение «обеспеченная интересная яркая жизнь»?
- Какой вывод можно сделать из ваших высказываний? - Что главное для вас в жизни? Выбор, в конечном счёте, вы оставляете за собой. А теперь я хочу вас познакомить с отрывком поэмы дагестанской поэтессы Фазу Алиевой «Сын». |
Каждый ученик озвучивает свой ответ своё дополнение, если оно есть.
Обеспеченная интересная яркая жизнь. Интересная работа, которая приносит моральное и материальное удовольствие, семья, любовь близких людей, преданные друзья. Выделяют направления значимые для каждого: семья, работа, друзья. |
|
Чтение стихотворения |
Ознакомление с содержанием стихотворения. |
«Ты, сын мой, должен помнить: оттого Ржавеет даже новый лист железа, Что в сырости лежит он бесполезно И не находят дела для него. Душе людской во много раз трудней: И в дверь души, и в щели этой двери Сто ржавчин и пороков лезут к ней… Запомни три из них по крайней мере: Во-первых, зависть. Ты ее убей В зародыше. И научись по праву Безревностно ценить других людей, Чтить их удачу, их успех и славу. Второе – злость. Беги от чувства злого. Сей доброту. Живи, других любя, Суди себя, коль осудил другого, Прости другого, коли простил себя. В порыве злом, в решении крутом Сдержись. И гнева своего не выдай. Не нанеси нечаянной обиды, Чтоб не пришлось раскаяться потом. И третье - корень наших многих бед – Убийца всех достоинств в человека – Безделье. И позорнее вовеки Порока в людях не было и нет. Не в праздном воздыханье на диване, А в празднике полезного труда Ищи свой смысл… И разочарованье Не потревожит ум твой никогда». |
|
Обсуждение прочитанного стихотворения. |
|
- Понравилось ли стихотворение? - Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор? - Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку? |
Да. Ответы записывают на доске или создать слайд в PowerPoint: Доброта – зависть Смелость – ненависть Совесть – гнев Долг – мстительность Уважение к людям – презрение Сопереживание – гордыня Сочувствие – лицемерие Жизнерадостность - равнодушие Уверенность в себе – грубость Щедрость – хамство Честь – самолюбование Честность – алчность |
|
- Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Объясните почему.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение?
- Какие нравственные заповеди вы можете назвать из Библии? |
Злость, лицемерие, хамство, грубость, равнодушие, ненависть. Доброта, сочувствие, честность, уважение к людям, жизнерадостность, щедрость.
Дети называют заповеди: - не убей; - не лги; - не укради; - не произноси имени Господа напрасно; - почитай отца и мать, возлюби ближнего своего. |
|
|
|
Нравственной личностью человек становится тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственные качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос и внутренний судья человека. К тому, как мы строим дом и прокладываем дороги, лечим людей и управляем страной, - к каждому поступку, который можно оценить с нравственной позиции, совесть имеет отношение. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности … Должен сделать свой нравственный выбор.
Есть ещё одно очень хорошее стихотворение Неонилы Запара «Все нужно пережить на этом свете ...», которое можно прочитать, перейдя по ссылке https://stixi-poeti.ru/blogs/lirika-poyezii/vse-nuzhno-perezhit-na-yetom-svete-vse-nuzhno-ispytat-i-ocenit.html . |
Один из учеников читает стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя …»: Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. |
|
|
От того, каким будет этот выбор, зависит не только ваша жизнь, но во многом жизнь тех, кто с вами рядом. |
|
Рефлексия. |
|
Наш классный час подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работе. Продолжите предложенные на доске фразы: Сегодня на классном часе мы говорили …. Я понял ….. Я почувствовал….. Мне классный час (не) понравился, потому что…… |
Ученики заканчивают предложенные фразы и высказывают впечатления о классном часе. |
Итог классного часа. |
|
Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах. Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор. |
Дети читают молитву «Достойно есть». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.