Классный час в форме тренинга «Развитие сплоченности классного коллектива»
Пояснительная записка
От уровня развития коллектива и степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, степень усвоения учебного материала, а также психологический комфорт каждого ее участника. От того, на сколько дружен класс – зависит психологическое состояние каждого ребенка. Взаимоотношения в классе, статус учащегося оказывает влияние на все сферы его жизни, включая учебную деятельность, поведение, самосознание, благополучие во взрослой жизни. Высокий уровень сплоченности коллектива способствует установлению положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, социализация обучающегося через микросоциум классного коллектива, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важно для развития группы и для успешной учебной деятельности. Ведущая роль в социализации обучающихся, в развитии сплоченности в коллективе принадлежит классному руководителю. Осуществляя взаимодействие в тесном сотрудничестве со специалистами сопровождения, привлекая родителей, взаимодействуя с семьями детей, классный руководитель сможет эффективнее реализовывать воспитательную работу в классном коллективе.
Предложенное мною занятие можно проводить и совместно педагогу-психологу и классному руководителю. Упражнения подобраны таким образом, чтобы любой классный руководитель мог самостоятельно провести классный час в форме тренинга, т.е. чтобы дети могли в игре получить опыт, отработать и закрепить его. Желательно проведение такого занятия в свободном пространстве сенсорной комнаты, возможно в спортивном зале или на улице. Занятие составлено с учетом возрастных особенностей детей.
Организация сплоченного классного коллектива - важная и актуальная тема. Соответствующая целям воспитательной работы.
Для более эффективного проведения занятия - важно учитывать эмоциональный настрой детей, самочувствие, желание в данный момент сотрудничать. В процессе занятия мною была предоставлена возможность участникам мягко включиться в процесс. Некоторым детям сложно рассказывать о своих ощущениях, возможно из-за подсознательных установок, малого практического опыта осмысливания своих эмоциональных состояний
В любом возрасте важно умение проговаривать свои чувства. Отслеживая свои эмоции, ощущения, осознавая свое состояние – тогда ребенок сможет анализировать и понимать чувству, эмоции других людей. Тем самым развивая «эмпатию», эмоциональный интеллект.
Готовность вступать во взаимодействие с окружающими, проявлять открытость миру – это личностные качества формируемые в процессе образовательной и воспитательной деятельности. На проведенном тренинговом занятии в групповой форме были использованы упражнения на развитие коммуникативных навыков, а важный навык будущего – это умение коммуницировать.
Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей, что способствует развитию классного коллектива, его сплоченности, а также выстраиванию доверительных взаимоотношений между педагогом и детьми – это определяет значимую ценность проведенной работы и в предполагает дальнейшее сотрудничество и реализацию цикла мероприятий по развитию сплоченности данного классного коллектива.
В целом удалось достигнуть поставленной цели и задач. Удалось ребят активизировать, найти контакт. Конечно, игровые упражнения, творческое задание, свободное общение, использованное оборудование, условия проведения - сенсорная комната – способствовало удачному проведению мероприятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.