Конспект классного часа по теме
«Ваши права и права других людей»
Цель:
1. Рассмотреть понятие права и свобод человека.
2. Ознакомить учащихся с основными международными правовыми актами о правах человека.
3. Формирование основ правовой культуры гражданина.
Оборудование:
1) Проектор, презентация.
2) международные документы о правах человека (ООН). «Всеобщая Декларация прав человека»;
3) Конституция РФ (1993 г.);
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек.
Ученик:
- Право – система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством.
- Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
- Статус – положение.
Учитель: Право ведёт свою историю с античных времён. В Древней Греции граждане обладали правами как в личной жизни (могли иметь землю, дом), так и в политической (могли обращаться в суд, участвовать в народном собрании, занимать государственную должность). Историю прав Древней Греции связывают с именем Солона, жившим в VI веке до н.э.
Римские юристы (по латыни juris значит «право», юрист – человек, изучающий право, правовед), понимали, что свобода гражданина определяется его правами: чем большим количеством прав пользуется гражданин, тем он свободнее. Права римских граждан были чётко разработаны и делились на две группы: публичные, то есть общественные, (право голоса в народном собрании, право занимать государственную должность, право нести военную службу) и частные, приносившие «пользу отдельному лицу» (право граждан на недвижимую собственность и землю, право на брак с римской гражданкой).
В средние века, при феодализме, многие свободные попали в крепостную зависимость. Феодальное государство подавляло человека, господствовало над личностью. Но и здесь мы говорим о Великой хартии вольностей (Англия, 1215 г.).
Буржуазные революции XVII – XIX вв., заложили фундамент нового, демократического строя. В этот период были созданы знаменитые документы, которые продолжили историю прав человека. Среди них:
· Билль о правах (Англия, 1689 г.); «билль» - законопроект;
· Декларация независимости (США, 1776 г.) – учёные считают её первой в истории прав человека; «декларация» – это заявление, провозглашение;
· Конституция США (1787 г.) – первая в истории человечества писаная конституция; «конституция» – основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую, то есть правовую, силу и требующий неукоснительного соблюдения;
· Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), обобщившая наиболее передовые достижения юридической и политической мысли своего времени.
Международная хартия прав человека
Учитель: Итак, проблема прав человека всегда волновала людей и волнует в настоящее время. Размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. В ХХ веке был принят большой пакет правовых документов, адресованных всему человечеству. Главными среди них являются документы, получившие название Международная хартия прав человека, куда входят:
- Всеобщая декларация прав человека;
- международный Пакт о гражданских и политических правах;
- международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- международное гуманитарное право, здесь речь идёт о защите гражданского населения во время войны, улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.
Слушаем информационную справку.
Ученик:
Обратимся к словарю:
- «хартия» - важный документ, грамота, петиция;
- «пакт» - договор.
Учитель: Основополагающим и наиболее важным в вышеназванном пакете документов является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года.
Ученик: ООН – авторитетная международная организация, возникшая после Второй мировой войны, отнявшей у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединённых Наций.
Учитель: Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Таким образом, в центре внимания Декларации находятся жизнь человека, его права и свободы.
Всеобщая декларация прав человека состоит из краткого вступления и 30 статей, которые охватывают все стороны человеческой жизнедеятельности. В соответствии с разными сторонами жизнедеятельности человека условно выделяют следующие разновидности его прав и свобод: гражданские, культурные, политические, социальные, экономические.
Учитель: Каково историческое значение Всеобщей декларации прав человека?
Приблизительный ответ учеников: Историческое значение Декларации прав человека состоит в том, что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав и свобод человека.
Учитель: Завершается Декларация статьёй, в которой чётко сказано об ответственности гражданина перед обществом (ст. 29).
Задание ученикам: Почему эта статья является одной из важных статей Декларации?
Приблизительный ответ учеников: Статья 29 Декларации является одной из самых важных, так как именно она проводит связь между правами и обязанностями человека.
Учитель: Абсолютно верно. Итак, необходимо запомнить, что если вы имеете естественные, неотъемлемые права, то и каждый другой человек наделён такими же правами. Поэтому каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей, всегда поступать в соответствии с требованиями «морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе», как говорит 29 статья. Следовательно, мы несём ответственность за свободу другого человека.
Таким образом, Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства.
Многие идеи Декларации нашли отражение в Конвенции о правах ребёнка.
3. Конвенция о правах ребёнка
Учитель: В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится государство, родители, учителя, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции.
Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединённых Наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, была принята Конвенция о правах ребёнка. Все государства, подписавшие эту конвенцию, согласились защищать права детей. Какими же правами обладают дети, исходя из данного соглашения? Внимание на экран.
Учитель: Итак, ребята, вы увидели, что многие идеи Декларации прав человека 1948 года нашли отражение в Конвенции о правах ребёнка 1989 г.
У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и дадим оценку действиям их участников.
Ситуация № 1
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Учитель: Кто в этой ситуации не прав и почему?
Приблизительные ответы учеников: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых, не уважает права других людей. Тем более что по закону шум разрешён до 23 часов.
Ситуация № 2
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!
Учитель : Объясните, в чём неправа Оля?
Приблизительные ответы учеников: Кроме прав у ученицы есть и обязанности дежурного, как и у всех детей в классе, а так же обязанности уважать права других людей на чистоту в классе.
Ситуация № 3
Учитель: Петров, почему на математике ты бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Учитель : Правильно ли рассуждает Петров?
Приблизительные ответы учеников: Одноклассники Петрова имеют право на образование. Петров своим бегом отвлекал одноклассников от процесса обучения.
Ситуация № 4
Мама: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!
Учитель: Прав ли борец за права ребёнка?
Приблизительные ответы учеников: Нет, он не прав. Хлеб он должен купить для себя, мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мать тоже имеет право на отдых и сын должен уважать её право и помогать ей.
Учитель: С каким документом, повествующим о правах детей, хорошо знакомы действующие лица данных ситуаций? И чего они не знают?
Приблизительные ответы учеников: Этот документ называется Конвенция о правах ребёнка. Действующие лица данных ситуаций не знают, что обязаны уважать права других людей.
Учитель: Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
4. Конституция Российской Федерации о правах человека
Учитель: ребята, с правами, свободами и обязанностями граждан нашего государства можно познакомиться в главном документе Российской Федерации – Конституции. 12 декабря 2020 года исполнится 27 лет со дня принятия Конституции РФ.
Основной закон нашего государства состоит из преамбулы (введения) и двух разделов.
Перед вами находятся текст Конституции РФ. Откройте его на странице 7. Здесь находится глава 2-я. Как она называется?
Ответы учеников: Глава вторая Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина».
Учитель: В своих группах вы сейчас проработаете содержание статей 2-й главы Конституции РФ. Ваша задача состоит в том, чтобы выяснить: Каким образом взаимосвязан основной закон Российской Федерации с Всеобщей декларацией прав человека?
Приблизительные ответы учеников: Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека взаимосвязаны, так как многие статьи основного закона РФ о правах человека в сути своей повторяют статьи Всеобщей декларации.
Учитель: таким образом, сегодня вы:
- получили представление о том, что такое права человека;
- познакомились с основными документами о правах человека;
- выяснили значимость и актуальность Всеобщей декларации прав человека для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.