Классный час
Тема: «Вежливые слова»
Подготовила и првела:
Гададова А. А.
г. Махачкала
Цель:
– Ребята, давайте поговорим сегодня о вежливых словах. Что же
это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они
стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить
по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит
только захотеть.
Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но
прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми,
отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как
можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее,
радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в
трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово –
обидеть, расстроить, испортить настроение.
Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил
вежливости.
Итак, первое правило – важно запомнить главные вежливые
слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
– Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы. (спасибо)
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте)
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините)
– Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки
прикрывать вежливыми словами.)
– А как нужно поступать, Вам подскажет стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы
вежливы».
– Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости – важно не
только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо –
невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече.
– Толкнуть, но не извиниться.
– Перебивать во время разговора.
– Уметь соблюдать на уроке тишину.
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек.
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать.
– Помочь поднять упавшую вещь.
– Обозвать обидным словом соседа.
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше
внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в
поступках.
Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми
дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети,
должны соблюдать правила вежливости:
1. Надо вежливо обращаться к другим людям.
2. Правильно вести себя в чужом доме.
3. Быть гостеприимным хозяином.
4. Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
5. Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
6. Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
7. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
8. От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
9. Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
10. В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
11. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
– Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости,
бескультурья.
– Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких,
всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.
«Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
(Из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра. Слова
Дона Кихота). Эти слова Вы должны всегда помнить!
– А сейчас предлагаем вашему вниманию сценки. Присмотритесь, быть
может в них вы узнаите себя.
1. Стихотворение А. Барто «Любочка»
– Какая на самом деле Любочка?
2. Сценка «Спорттовары».
Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары».
Папа обещал купить Нюше скакалку, а Феде – мяч. Федя обратился к
продавцу:
– Покажите это. Мне папа купит.
– Как Вы думаете правильно ли обратился Федя к продавцу?
– Научите Федю беседовать с продавцом.
Сценка «В магазине»
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
– Ой, хочу клюшку! Купи, купи!
– Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама, успокойся, пожалуйста, не
кричи!
– А я эту хочу! Купи!
– Как Вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? А как надо? (Разыграть сценку).
– Я надеюсь, что Вы не повторите ошибок наших героев и будете помнить все эти вежливые, волшебные слова, относится друг другу внимательно, по-доброму и умейте дружить.
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.