Классный час «Добро и зло»
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Задачи:
- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;
- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
- приобрести опыт коммуникативной деятельности.
- Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе
Обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, лучи солнышка в конверте, пословицы и поговорки, дерево, картинки (2) с добрыми поступками, картинка куклы, красные и желтые цветы
Ход занятия
1. Организация деятельности учащихся.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь. (СЛАЙД 2)
Ребята, у нас сегодня с вами необычный классный час. Но перед тем, как начнём, давайте настроимся, чтобы у вас было хорошее настроение. А для этого сначала посмотрите на слайд, а потом закройте глазки. Представьте, что вы все идёте по лесу, поют песни птички. Кругом очень красиво, много зелени. Воздух свежий, вы идёте и его вдыхаете. У вас хорошее настроение. Кругом разноцветные цветы. Вы улыбаетесь.
Открываем глазки. Мы вернулись с вами в класс. А теперь покажите мне свои улыбки. Посмотрите друг на друга и подарите улыбки, поделитесь хорошим настроение.
А вот о чём мы сегодня будем с вами говорить вы узнаете, посмотрев притчу «Мудрец и бабочка». Но перед этим скажите, что такое притча?
Притча- это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.
Посмотрите притчу и запомните последние слова Мудреца для того, чтобы потом объяснить их смысл. (ВИДЕО)
Притча о бабочке и мудреце.
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились.
И вот как-то два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет, что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.
- И так, какие слова сказал мудрец?
(Всё в твоих руках)
- Ребята, как вы думаете почему так ответил мудрец?
(Каждый сам решает, как ему поступить).
- Скажите, как бы вы поступили с бабочкой? (Отпустили)
- А можно вообще их ловить? Почему?
- Как можно назвать человека, который не обижает никого, совершает хорошие поступки? (Добрым)
- А какое противоположное слово можно подобрать к слову добро? (Зло)
Так какая тема нашего классного часа? (Добро и зло) открыть запись на доске
- Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? СЛАЙД 3
- А что такое добро? (Высказывание детей)
- Что такое зло? (Высказывание детей)
Посмотрите на слайд. Прочитаем определения этих слов из толкового словаря Ожегова и Даля. СЛАЙД 4
Внутри каждого человека есть добро и зло. И чего будет у нас больше, всегда зависит от нас. Надо стремиться к тому, чтобы только добро заполняло пространство в нашей душе, а место злу не оставалось.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).
Посмотрим на слайд. (СЛАЙД 5)
Добро – это…(счастье, семья, жизнь, добро, мама, ласка, забота, любовь, красота, радость.
А что значит быть добрым человеком? (ответы детей) (СЛАЙД 6)
Ø Добрый человек совершает хорошие поступки;
Ø Старается всем помочь;
Ø Заботится о других;
Ø Приносит пользу окружающим и самому себе;
Ø Уважает старших;
Ø Защищает младших.
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицы и попытаться объяснить её значение. (соедините эти пословицы на листах, которые лежат перед вами) СЛАЙД 7
Добро помни, а |
пожнёшь |
||
Что посеешь, то и |
зло забывай |
|
|
За добро |
добра не делает никому |
|
|
Худо тому, кто |
добром плати |
|
|
Кто за худым пойдёт, |
|
переможет |
|
Добро худо |
|
тот добра не найдёт.
|
|
Вывод делает учитель: Пословицы нас учат:
Ø Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей;
Ø Шутить по -доброму;
Ø Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами.
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Давайте вспомним, что нужно для того чтобы всему живому хорошо жилось на полянке? (Еда, воздух, …. ., тепло и свет)
-Что даёт нам тепло и свет? (Солнышко)
Для того, чтобы появилось солнышко мы выполним задание
1 задание - Работа в парах СЛАЙД 8
- У вас на столах лежат конверты, в которых есть лучики солнышка. Каждая пара должна найти качества, которыми должен обладать добрый человек.
(1 пара - Жалость, нежность, ласка, отзывчивость, щедрость, любовь, забота, жестокость, бессердечность, равнодушие, безжалостность, трусость)
(2 пара – сердечность, доверие, верность, дружба, внимание, понимание, вежливость, непонимание, предательство, недоверие, ненависть, лень)
Будем стараться воспитывать в себе эти чувства.
Каждая пара называет качества, которые относятся к доброте и прикрепляет лучики к солнышку.
Вот на нашей поляне стало светлей и теплей от солнышка.
-Продолжаем наш путь дорогою добра.
Узнаем второе задание.
2 задание – Сказочное. СЛАЙД 9
Помогают нам быть добрыми не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый или злой, я предлагаю вам игру «Сказка» СЛАЙД 10
Я буду показывать сказочного героя на экране, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы встаете и радостно хлопайте в ладоши, если злой – топаете ногами. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)
Что помогло вам определить добрый герой или злой? (внешний вид, поступки)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
Пусть в вашей жизни всегда будет как в сказке.
Какое же 3 задание?
3 задание «Угадай-ка» СЛАЙД 11
Надо отгадать слово, без которого нет добра.
Ржуадб (Дружба)
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Теперь давайте вспомним правила дружбы. А для этого надо выполнить задание.
Работать будем дружно в группе. Надо составить картинки, а когда их перевернём узнаем правила.
(Группе раздаются разрезанные картинки с добрыми поступками. Когда дети составят картинку, учитель накладывает сверху клейкую плёнку, чтобы не распалось. С обратной стороны находятся правила дружбы. Дети читают по цепочке их).
Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (СЛАЙД 12)
· Совершай хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
· Люби людей знакомых и незнакомых, не обижай их.
· Призывай окружающих хорошо относиться друг к другу.
· Делай добро для близких и друзей.
· Не завидуй.
· Не вредничай.
· Не груби.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила.
А теперь поиграем.
-Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:
Зазеленеет старый пень, когда услышит:( добрый день)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:( здравствуйте)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы:( спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим :( простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:( до свидания).
4. Задание. СЛАЙД 13
Тренинг:
«Обидеть легко»
- Сегодня, ребята, я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
(Дети просят прощение у Лизы.)
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
Посмотрите слайды. Какие добрые дела делают дети? СЛАЙДЫ 14-19
Все ли дела были добрыми?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
Отправляемся по дороге добра дальше.
5. Задание. СЛАЙД 20
Волшебное дерево.
На сказочной поляне мы видим волшебное дерево. Чего не хватает у него? (листочков). Но мы их будем дарить не просто так, ведь это дерево добра, будем называть ваши добрые дела.
Дети берут листья, приклеивают к веткам дерева, которое находится на доске и перечисляют хорошие дела, которые они сделали по отношению к другим.
Звучит песня "Дорогою добра ”
Хочешь, чтоб тебя любили
Делай людям ты добро
Очень скоро убедишься
Поступаешь ты умно.
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
Рефлексия.
– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? СЛАЙД 21
У каждого из вас на столе лежат разноцветные цветочки. Если вы считаете, что на классном часе вы много узнали полезного, многому научились, то прикрепите к полянке на доске красный цветок, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, и ничего полезного вы не узнали прикрепите желтый цветок. (Желтый и красные цветки заранее лежат на столах у детей.)
СЛАЙД 22
Спасибо, что вы добры!
Наш классный час закончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.