Классный час на тему: Язык моей Родины.
Разработала и провела Карпова Эльвира Борисовна г. Петрозаводск
Цель: воспитание патриотизма.
Задачи: формировать языковую культуру, развивать творчество.
Ход занятия.
1. Введение, создание атмосферы занятия.
Вы много где побывали. Назовите город или место, где отдыхали, и возьмите за руку сидящего рядом.
Поднимите руки. Вот какая получилась «волна путешествий». Каждый мысленно передайте другим впечатления о лете. Пусть те, кто немного скучал, сейчас порадуются и почувствуют ваше тепло.
2. «Кадр» из лета.
-У каждого есть момент, который запомнился больше других. Нарисуйте этот кадр и поделитесь впечатлениями с ребятами через свой рисунок.
Помещаем рисунки на доску по мере выполнения, друг за другом.
3. Россия.
Где бы мы ни были, мы всегда возвращаемся домой. Переставьте буквы в слове и прочитайте, что получится.
Слайд : ДИНОРА РОДИНА
- Что включает в себя понятие РОДИНА?
Малая родина – место, где человек родился, где живут его родственники.
Родина - это страна, где живёт человек и его соотечественники.
Как называется наша Родина?
Слайд. Россия
-У каждого государства есть главные символы, которые являются его гордостью.
- какие вы знаете государственные символы?
Слайд:
|
|
||
|
|
||
|
|
||
Г |
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
Ф |
|
||
Л |
|
||
А |
|
||
Г |
И |
М |
Н |
Е |
|
||
Р |
|
||
Б |
|
Слайд: флаг России
Флаг – это торжественное полотнище, которое сопровождает все события истории страны.
Слайд: герб России
Герб – это такой, государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывать смысл.
Слайд: гимн России
Гимн – это торжественная песня, которая передаёт дух народа, в ней история и гордость государства.
4. Язык.
-В каждой стране у каждого человека есть родной язык. Назовём его?
В Италии? (итальянский)
В Англии? (английский)
Во Франции? (французский)
В Китае? (китайский)
У нас в России? Слайд: русский от слова Русь.
Мы говорим на нём, читаем, пишем.
Помним ли мы русский язык? Подберите однокоренные слова к слову Родина, сколько успеете за минуту. (дети записывают на листочки слова)
Поделитесь своими ответами. (читает один ученик, остальные дополняют)
Богат и могуч русский язык, но кроме родных и исконно русских слов в нём много гостей, которые остались в нашем языке, прижились, стали использоваться нами в речи.
Это заимствованные слова.
Что они значат?
Слайд:
кроссворд - пересечение слов (английское)
чайнворд - цепь слов (англ.)
ребус - слова, выраженные с помощью нарисованных вещей (латинское)
анаграмма - перестановка букв в слове, образование новых слов (греческое)
криптограмма - тайное письмо (греч.)
калейдоскоп - смена, чередование рисунков, предметов, слов, букв, цифр…
-Что из этих игр уже было сегодня?
(калейдоскоп рисунков, анаграмма, кроссворд и чайнворд)
По группам.
Расшифруйте криптограмму. Зачеркните повторяющиеся буквы и узнаете, что будет дальше.
Слайд: В ТВОЙ ТРОЛЛЕЙБУС
Р Е БУС
РЕБУС
- Отгадайте ребусы. Что за слова спрятались?
Слайд:
Творческая работа.
- А теперь придумайте свой ребус на любую тему.
Через минуту дети делятся своим творчеством и загадывают классу ребусы.
5. Скороговорки.
Не всегда и не все слова легко пишутся , да и произносятся, особенно быстро. Для тренировки дикции и скороговорения люди издавна придумывали скороговорки. Потренируемся?
Вспомните, какие знаете скороговорки.
6. Русские писатели. Кольцовка по группам.
- Вы прочитали за лето много книг. Каких писателей вы помните?
Слайд.
«Кто много читает, тот много знает».
-Чему учит эта мудрая пословица? ( уважительному отношению к литературе и языку)
Вспомните другие пословицы на эти же темы.
Народная мудрость сопровождает все поколения нашей Родины.
Какое дерево народ считает символом России? (берёзу)
7.Творческая работа.
В заключении нашего занятия я предлагаю вам «посадить» ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ.
На берёзовых листочках, которые вам выданы, напишите пожелания вашим одноклассникам на весь учебный год.
Через минуту написанные пожелания ребята читают и прикрепляют на «ветки» ДЕРЕВА ПОЖЕЛАНИЙ.
8. Итог.
- Какой теме было посвящено наше занятие? (Родина,Россия, русский язык)
- Можем ли мы гордиться своим языком?
- Что мы можем сделать, чтобы наш язык оставался гордостью и красотой нашей Родины?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.