Классный час «Задушевный разговор «О самом важном»
Оценка 4.6

Классный час «Задушевный разговор «О самом важном»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл—5 кл
04.03.2020
Классный час «Задушевный разговор «О самом важном»
Классный час для уч-ся 4 класса Цель: сформировать у учащихся осознание необходимости интеллектуального саморазвития, потребность в грамотной и правильной речи, познакомить учащихся с работами выдающегося русского ученого XX века. Д. С. Лихачева
Классный час «Задушевный разговор «О самом важном».docx

Классный час «Задушевный разговор «О самом важном»

Цель: сформировать у учащихся осознание необходимости интеллектуального саморазвития, потребность в грамотной и правильной речи, познакомить учащихся с работами выдающегося русского ученого XX века.     

Задачи:

v развивать умение высказывать свое мнение по теме;

v развивать навыки выразительного, вдумчивого чтения, умения аргументировать, вести диалог-рассуждение;

v воспитывать такие нравственные качества, как отзывчивость, чуткость, душевность; стремление понимать людей.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, книга Д.С.Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”, цитаты Д. С. Лихачёва, напечатанные на отдельных листах; буквы (Д., С., Л, и, х, а, ч, ё, в), напечатанные на отдельных листах, наглядный материал ЛИХАЧЕВ.

Ход классного часа

 Учитель: Сегодня наш классный час я предлагаю провести в форме задушевного разговора “О самом важном”. Вы согласны?

- Как вы понимаете выражение «Задушевный разговор»?

- Подберите синонимы к прилагательному «задушевный» (искренний, сердечный, сокровенный), к слову «разговор» (беседа, диалог).

- Сейчас я предлагаю вам подумать и записать на листочке то, что сейчас для вас является самым важным. Но уместить все вы должны только в 3 слова - 3 самых важных слова в вашей жизни. (Дети записывают)

- Кто хочет поделиться тем, что записал. (Учащиеся читают то, что записали).

Спасибо, что поделились своими мыслями.

- А сейчас мы прочитаем высказывания одного человека. Что же это за человек, мы узнаем, когда откроем все листы. (Учащиеся по одному выходят, читают высказывания Д.С. Лихачёва о жизни и на доске открывается надпись «Д. С. Лихачёв». Каждое высказывание обсуждается. Дети объясняют, как они поняли смысл прочитанного, учитель помогает, направляет беседу).

Высказывания:

1.   Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. 

2.   Человек не должен быть флюгером. 

3.   Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. 

4.   Человек портит счастье, если переживает его один. 

5.   В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! 

6.   Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. 

7.   Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. 

8.   Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя.

9.   Нет лучшей "музыки в человеке", чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. 

 

- Ну, вот ребята мы и узнали, кто же автор этих замечательных мудрых строк. (Слайд 2. Портрет Д. С. Лихачева, годы жизни).

- А как вы думаете, кем же по профессии был Дмитрий Сергеевич Лихачёв?

(Если дети не ответят, можно загадать загадку: 

У Никиты есть братишка.

Коля любопытный слишком,

Он наукой увлеченный,

Значит, вырастет … (Ученым).

- А какую науку он изучал, как вы думаете?

- Даю вам подсказку: (Слайд 3) мы со съемкой этого классного часа принимаем участие в районном Сетевом проекте «Сохраним в чистоте наш богатый русский язык» в рамках проведения Лихачёвских чтений «Самая большая ценность народа - его язык».

(Дети выдвигают предположения).

- Да, действительно, большое внимание ученый уделял проблеме использования русского языка - красоте и чистоте русского языка.

- Мы уже узнали, чем занимался Д. С., но о том, как он жил, ничего не знаем. Хотите послушать его биографию?

Биография ученого:

Дмитрий Сергеевич Лихачёв - крупнейший ученый и защитник русской культуры. (Слайд 4) Он прожил очень длинную жизнь, в которой были и лишения, и гонения, великие научные открытия, признание не только на родине, но и во всём мире.

Он родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. Жили Лихачёвы скромно, но находили возможности для регулярных посещений театра. В студенческие годы Дмитрий вошел в студенческий кружок под шуточным названием «Космическая академия наук». В феврале 1928-го Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в кружке и осужден на 5 лет «за контрреволюционную деятельность» и отправлен в Соловецкий лагерь. Жизнь в лагере Лихачёв назвал потом своим «вторым и главным университетом». Лихачёв был освобожден досрочно, в 1932 году. Он вернулся в Ленинград, работал в Академии наук, в Институте русской литературы.

После пребывания в лагере здоровье Дмитрия Сергеевича было подорвано, и он не подлежал призыву на фронт. Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по "Дороге жизни" в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью "За оборону Ленинграда".

Главной темой Лихачёва-ученого стала древнерусская литература. Лихачёв во многом открыл широкому кругу читателей древнерусскую литературу, сделал все, чтобы она «ожила».

Авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах, его уважали люди самых разных профессий. Он выступал за охрану различных памятников русской культуры, парков, улиц, зданий. Простые россияне писали Лихачёву о гибнущих церквях, о разрушении архитектурных памятников, об угрозах экологического характера, о бедственном положении провинциальных музеев и библиотек, писали с уверенностью: Лихачёв не отвернётся, поможет, добьётся, защитит. (Слайд 5)

Всегда безупречно корректный, внешне спокойный – воплощение образа петербургского интеллигента – Дмитрий Сергеевич становился твёрдым и непреклонным, отстаивая правое дело.

Дмитрий Сергеевич прожил 92 года. В его жизни было много-много дней, каждый из которых он наполнял трудом по преумножению культурного богатства России.

За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград.

Д. С. говорил: (Слайд 6) «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».  

- Как вы думаете, Лихачев жил для себя или для других? (Ответы детей)

За это русский народ увековечил имя Дмитрия Лихачева различными способами: например, его имя присвоили малой планете №2877, открытой советскими астрономами, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве, а также премии, учрежденной правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д.С. Лихачева

Именем Лихачева также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.

2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.

ФИЗМИНУТКА

(Слайд 7)                 

- В руках у меня замечательная книга для молодого поколения «Письма о добром и прекрасном», в которой Дмитрий Сергеевич в 46 письмах даёт советы по разным проблемам большой жизни. Сейчас я зачитаю вам

Письмо двадцать шестое

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

Учитесь любить учиться!

 

- Сейчас мы познакомимся с отрывками еще из нескольких писем «Как говорить?», «Как выступать?», «Как писать?» и «Любите читать!» (Дети читают распечатанные отрывки самостоятельно, затем вслух. Обсуждают прочитанное).

Письмо девятнадцатое КАК ГОВОРИТЬ?

 Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.

Совершенствовать свой язык — громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое… 

Письмо двадцатое КАК ВЫСТУПАТЬ?

Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать.

Письмо двадцать первое КАК ПИСАТЬ?

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз.

"Скоростное чтение" создает лишь видимость знаний, оно ведет к заболеванию внимания. 

Книга всегда найдет того, кому она нужна.

Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.

Подведение итогов.

- Что нового узнали о Д.С. Лихачеве как о человеке, ученом?

Подвести итоги я предлагаю написанием синквейна, в основании которого будет слово «Лихачев». (Учащиеся работают в парах. Зачитываются несколько синквейнов).

Рефлексия

- Какое высказывание вам понравилось больше всего?

- Что из услышанного сегодня вы запомните на всю жизнь.


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час «Задушевный разговор «О самом важном»

Классный час «Задушевный разговор «О самом важном»

Высказывания: 1. Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами

Высказывания: 1. Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами

Да, действительно, большое внимание ученый уделял проблеме использования русского языка - красоте и чистоте русского языка

Да, действительно, большое внимание ученый уделял проблеме использования русского языка - красоте и чистоте русского языка

Лихачёв не отвернётся, поможет, добьётся, защитит

Лихачёв не отвернётся, поможет, добьётся, защитит

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ! Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ! Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста

Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость

Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость

Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ

Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ
Скачать файл