Классный час "Живи, цвети, Победный май!" (начальная школа слабослышащее отделение)

  • doc
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Классный час Живи цвети Победный Май.doc

Автор: Р.И. Моисеева,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

Классный час:

«Живи, цвети, Победный Май!»

Мероприятие посвящено  70-летию Победы в Великой Отечественной войне

 

Классный час стал не только подарком для мам, пап, бабушек и дедушек, но и символом уважения, преклонения, восхищения перед родными прадедушками, прапрадедушками, перед ветеранами и Победой нашего народа над фашистской Германией. Мероприятие наполнено патриотизмом, любовью к своим родным и близким, к Родине. Все свои чувства дети выражали через чтение стихов, короткие диалоги, ответы на вопросы, слушание музыки, восприятие наглядного и речевого материала. Содержание классного часа было построено от простого к сложному, от информации к оценкам с учётом психофизиологических особенностей детей с нарушениями слуха.

 

Цель: организация и создание условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у младших школьников с нарушениями слуха, содержание которых выражается в уважении и почтении к ветеранам Великой Отечественной войны, любви к своей Родине.

 

Задачи:

Образовательные

Продолжить знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Формировать нравственные представления и моральные чувства на основе исторических фактах.

Развивающие

Развивать речевую деятельность посредством передачи стихотворных текстов на военную тематику, обучать выразительному чтению.

Учить выражать свои чувства через чтение стихов.

Воспитательные

Воспитывать гуманное и доброе отношение к людям старшего поколения (просвещение по вопросам морально-нравственных норм).

Вызвать желание заботиться о ветеранах войны, тружениках тыла, людей пожилого возраста, переживших военное лихолетье.

Воспитывать уважение к солдатам, совершавшим подвиг во время Великой Отечественной войны.

Коррекционные

Активизировать работу слухового анализатора через восприятие материала на слуховой основе.

Побуждать к речевым высказываниям.

Закреплять речевой материал, пополнять лексический ряд терминологией военного времени.

Корригировать и развивать связную устную речь.

Профилактика девиантного поведения, административных правонарушений.

 

Место проведения: компьютерный класс, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к организации и проведению образовательного процесса (дети предварительно уведомлены о проведении классного часа в компьютерном классе).

 

Участники: обучающиеся 2 «А» класса отделения слабослышащих детей в количестве 7-ми человек – наполняемость класса.

Временная продолжительность: 45 минут.

 

Гости: учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, библиотекарь, воспитатель, родители обучающихся, бабушки, дедушки, оказывающие методическую, справочно-информационную помощь.

 

Оборудование: мультимедийная презентация 16 слайдов: «Живи, цвети, Победный Май!»;

 песня «Прадедушка», слова Михаила Заготы,  музыка Александра Ермолова, исполняет группа «Непоседы»;

песня «Поклонимся великим тем годам», автор текста (слов): Н. Добронравов; композитор (музыка): А. Пахмутова, в исполнении Рината Ибрагимова;

белые голуби из бумаги, выполненные на уроке трудовой деятельности – оригами;

воздушные шарики по количеству детей;

речевые карточки: даты, обозначающие начало и окончание Великой Отечественной войны и др.;

фонетический экран;

индивидуальные слуховые аппараты.

 

Предшествующая работа

Участие в региональной развивающей викторине «Через века, через года, – помните …», посвящённой 70-летию (все обучающиеся класса). http://edu.tomsk.ru/news/6917

Участие во Всероссийском конкурсе для педагогов и учащихся «Этот День Победы!...», в номинации: «Что я знаю о войне» (все обучающиеся класса). http://edu.tomsk.ru

Возложение цветов к центральной части мемориального комплекса – «Вечный огонь» и скульптурной композиции – «Родина-мать вручает оружие сыну» в Лагерном саду.

Работа с родителями – сбор фотодокументов из семейного архива для школьного музея, для стенгазеты, для «Ленты памяти».

Работа в школьной библиотеке, знакомство с художественной литературой, освещающей страницы  Великой Отечественной войны автора: Ф.Т. Бондаренко.

Проведение диагностики понимания нравственных понятий и ситуаций: добро, зло, долг, право, подвиг, любовь к родителям, к Родине.

Рассматривание картин военных действий, иллюстративного материала: «Жизнедеятельность детей в годы лихолетья».

Заучивание стихотворений, слушание песен на военную тематику.

Выполнение фигурки «Голубок» из бумаги методом оригами.

«Вечный огонь» – объёмная аппликационная композиция.

Рисунки: «Военная техника», «9 Мая».

Изготовление стенгазет: «Голубь Мира», «70 лет Победы», «Летите голуби, летите», «9 Мая» (См. приложение 2).

Разгадывание кроссворда: «Мы помним твой подвиг, Ленинград!» (все обучающиеся класса).

 

Преимущества классного часа:

Общение в рамках классного часа позволяет общаться сразу со всеми обучающимися, наблюдать их реакцию на поставленные вопросы, их обсуждение; даёт возможность увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения в процессе решения серьёзных нравственных задач.

 

Функции классного часа:

просветительская – позволит расширить круг знаний по ознакомлению с окружающим миром, которые отсутствуют в учебной программе;

ориентирующая – способствует выработке духовных ценностей.

направляющая – покажет реальную жизненную практику народа во время Великой Отечественной войны.

 

Ход классного часа

I.                   Мотивационная минутка (организационный момент)

 

 (Слайд №1) Живи, цвети, Победный Май!

Учитель: Как вы меня слышите?

Дети: Хорошо, отлично, нормально.

Учитель: Руки на месте?

Дети: На месте.

Учитель: Ноги на месте?

Дети: На месте.

Учитель: Локти у края?

Дети: У края.

Учитель: Спина прямая?

Дети: Прямая.

Учитель: Какое время года? (Весна). Какой сейчас месяц? (Апрель). На смену апреля придёт …? (Май). Назовите знаменательное число мая. (9 мая). Какой самый главный праздник в мае отмечает наша страна? (День Победы, 9 мая).

(Хоровое считывание с экрана «Живи, цвети, Победный Май!»)

Учитель: На классный час мы пригласили гостей. Ребята, старайтесь говорить так, чтобы ваша речь была понятна окружающим, правильно произносите звуки, говорите достаточно громко и выразительно.

 

(Слайд №2) Внимательно слушайте, правильно читайте слова

Учитель: Будьте внимательны, слушайте, хорошо говорите, соблюдайте ударную позицию в слове.

(Дети воспринимают речь на слуховой основе, визуальная поддержка на экране. Слушают слова, находят на экране услышанное слово и правильно его произносят хором, считывая с экрана. По просьбе учителя проговаривают слова в индивидуальном порядке)

 «Весна, май, Победный Май, майский день, весенний день, праздник, 9 мая, День Победы, Победа, ветераны»

 

Учитель: Ребята, вы уже догадались, что наш классный час будет посвящён великому празднику – 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне.

 

II.                Вступительная  часть (Проверка памяти, закрепление стихотворного материала, знаний о знаменательных датах, связанных с Великой Отечественной войной)

Назначение: обеспечить серьёзное и уважительное отношение к теме.

 

Учитель: День Победы – это один из самых особых, самых значимых, самых главных, праздников в нашей стране. Как Вы думаете, почему? (Произвольные ответы детей). Ребята, какое значимое событие будет отмечать наша страна?

Дети: 9 мая 2015 года наша страна будет праздновать 70-летие со Дня Победы над фашистами (Для детей, испытывающих трудности произнести речевой материал, предоставить речевую карточку).

Учитель: День Победы в нашей стране всегда был особым праздником – праздником со слезами на глазах, ведь к нему причастна каждая семья нашего государства, потому, что во время войны в каждую семью пришло горе - потеря родных и близких людей. Многие солдаты войны положили на алтарь Победы свою жизнь, чтобы все мы встречали Победный Май.

Весь наш народ в этот великий день поздравляет своих победителей и чествует героев. Семён, Виктория и Валерия, встаньте, прочтите стихи. (Здесь и далее обучающиеся  читают стихотворения. Речевой материал выведен на экран с целью соотнесения слова и предмета, многие слова дети произносят искажённо – следствие первичного дефекта. Закрепление стихотворного  материала.).

 

(Слайд №3) Долой пистолеты! …

Читает Семён Морозов:

Долой пистолеты! 
Долой автоматы! 
Долой все пушки и мины! 
Да здравствуют только гранаты, 
В которых есть… витамины!!! (Татьяна Шапиро)

 

(Слайд №4) Пусть мирно живут на планете, …

Читает Виктория Александрова:

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!  (Н.Г. Найдёнова)

 

(Слайд №5) Май. Россия. Цветёт весна…

Читает Валерия Иванова:

Май.
Россия.
Цветёт весна.
Отгремела давно война.
И сегодня у братских могил
Вспомним тех, кто нам жизнь сохранил! (Т. Лаврова)

 Учитель: Спасибо, садитесь. Вспомните, пожалуйста, когда началась Великая Отечественная война?

Дети: 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась Великая Отечественная война (Хоровое считывание информации с речевой карточки).

Учитель: С запада пришла на нашу землю беда-война. Война унесла десятки миллионов человеческой жизни, война разрушила деревни и города, война останется в памяти навсегда. Кто скажет, когда пришёл конец войне? Когда она завершилась?

Дети: 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Наступила тишина (Хоровое считывание информации с речевой карточки).

Учитель: Совершенно верно, молодцы! Каждый год  9 мая мы отмечаем День Победы! День, когда мы вспоминаем годы войны. День, который проходит со слезами на глазах от грусти и от счастья. День свободы. День наших ветеранов, чей героизм, мужество и бесстрашие мы будем помнить всю жизнь!

 

(Слайд №6) Девятый день ликующего мая, …

Читает Елизавета Куликовская:

Девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть, от края и до края
Мир победил, окончена война … (Ваня Божко)

Учитель: Скажите,  сколько лет длилась Великая Отечественная война? 

Дети: 4 года.

Читает Артём Кабанов:

Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова вся наша природа
Живого трепета полна! (Степанов Владимир)

 

III.             Основная часть (Содержательно-познавательная)

 

(Слайд № 7) Герои Великой Отечественной войны

Учитель: Наш народ победил в этой страшной войне. Давайте познакомимся с героями Великой Отечественной войны. Посмотрите, вот они: Ермолай Коберидзе, Людмила Павличенко, Александр Казаев, Анатолий Овдеев, Андрей Боровых. Как вы думаете, почему о них мы говорим: – Это герои!?

Дети: Все они имеют Медаль «Золотая Звезда».

Дети: У них на груди сверкает «Золотая Звезда».

Учитель: Верно. Медаль «Золотая Звезда» изготавливается из золота. Посмотрите на обратную сторону «Золотой звезды», здесь надпись выпуклыми буквами: «Герой СССР». У Андрея Боровых – две Медали «Золотая Звезда». Что вы можете об этом сказать?

Дети: Значит он дважды Герой Советского Союза.

Учитель: Здесь представлены не все герои. За героические подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, почётного звания Героя Советского Союза – высшей степени отличия в нашей стране – были удостоены 11 600 человек.

 

(Слайд №8) Подвиг этот будет в памяти жить …

Читает Екатерина Багаева:

Подвиг этот будет в памяти жить

И в наших сердцах гореть!

Тех, кто с врагом был готов разделить,

Поровну только смерть! (Ким Добкин)

Учитель: Хочу рассказать вам о мальчике-партизане – Вале Котике. Когда немцы захватили село, он окончил всего 5 классов. Валя помогал партизанам, занимался разведкой, собирал оружие, боеприпасы. В 1944 году был смертельно ранен.

Марату Казею, когда началась война, было 11 лет. Его мама прятала партизан у себя дома, за что была убита фашистами. Марат с сестрой ушли в партизаны. Марат ходил в разведку, подрывал вражеские эшелоны. В 1944 году он погиб, в 1965 был признан Героем.

Дмитрий Михайлович Карбышев был профессором, доктором военных наук, автором более 100 научных трудов. В 1941 году попал в плен к фашистам, отказался работать на них. Побывал в разных лагерях. В 1945 году зимой его вывели на мороз и обливали водой до тех пор, пока тело не превратилось в ледяную глыбу. В 1946 году ему присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. Вечная память героям, защищавшим нашу Родину. Вечная память нашим прадедушкам и прапрадедушкам.

Виктория, Елизавета, познакомьте нас с вашими прадедушкой и прапрадедушкой. Назовите их имена и фамилии. Расскажите, как они воевали? 

 

(Слайд №9) Вечная память нашим воинам!

( Куликовская Елизавета и Александрова Виктория встают перед детьми, называют имя и фамилию своих прапрадедушек, прадедушек, показывают портреты на экране).

Елизавета Куликовская:

Моего прапрадедушку звали Иван Михайлович Черных. С первых дней войны он был на фронте. Воевал простым солдатом, погиб в самом начале войны, в 1941 году (Учитель показывает на соседнюю фотографию на экране монитора).

Учитель: А кто это?

Елизавета Куликовская: Это наш родственник, имя и фамилию я не знаю. Это брат моей прапрабабушки, он тоже погиб во время войны на фронте в 1943 году.

Учитель: Виктория, познакомь нас со своим прадедушкой.

Виктория Александрова:

Моего прадедушку звали Иван Николаевич Махов. Он тоже был простым солдатом, прошёл всю войну, имеет награды. После войны вернулся домой, жил долго и счастливо. Мама, папа, бабушка и дедушка  его сильно любили, уважали, помогали во всём, берегли. В 1989 году прадедушки не стало, но он живёт в нашей памяти. Мы все помним и любим нашего прадедушку.

Учитель: Спасибо! Портреты ваших дорогих участников Великой Отечественной войны мы передадим в школьный музей. Они будут храниться на почётном месте – центральном стенде.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам … (После клика на иконку, расположенную в правом нижнем углу, дети слушают отрывок из песни «Поклонимся великим тем годам», автор текста (слов): Н. Добронравов; композитор (музыка): А. Пахмутова, в исполнении Рината Ибрагимова).

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся друзья

Всем миром, всем народом, всей землёй,

Поклонимся за тот великий бой! …

Учитель: Почтим память ушедших минутой молчания.

 

Минута молчания

 

(Слайд №10) Ветераны Великой Отечественной войны

Учитель: Ветераны войны уже не молодые, для кого-то они являются дедушками, кому-то  приходятся – прадедушками, прапрадедушками. Василий Бондарь, Анатолий Бондарь, Василий Батеха, как и многие солдаты они прошли всю войну, испытывали и голод, и холод, и ужас, и страх, но отстояли, защитили свою Родину в этой жестокой битве вместе со всем народом великой страны. Предлагаю послушать песню «Прадедушка», слова Михаила Заготы,  музыка Александра Ермолова, исполняет группа «Непоседы».

 

(Слайд №11) Прадедушка 1

 

Физкультурная минутка

Учитель: Все встаньте прямо, приготовьтесь. Будем маршировать как настоящие солдаты. Приготовились, на месте шагом марш! (На вступление дети маршируют, а затем занимают места и слушают первый куплет песни).

Я на свете недавно живу

И историю знаю по книжкам,

Но зато про большую войну

Я живые рассказы слышу.

Есть на свете один человек,

Он всегда говорит мне правду.

И в душе остаётся след –

Остаётся со мной мой прадед!

 

 

 

IV. Продолжение основной части (Слушание припева песни «Прадедушка», закрепление вербального материала)

 

(Слайд №12) Прадедушка 2

Прадедушка, прадедушка, он всю прошёл войну,

От волги и до самого Берлина.

Прадедушка, прадедушка, он защищал страну,

Он защищал жену свою и сына!

 

(Слайд №13) Прадедушка 3

Прадедушка, прадедушка, он жизнью рисковал,

Чтобы опять запели в небе птицы,

И стало небо голубым, и смех не угасал,

И чтобы мне на белый свет родиться,

И чтобы мне на белый свет родиться! (Музыку сделать чуть тише).

 

Учитель: Да, если бы не наши бесстрашные солдаты, и весь советский народ, боровшийся с врагом, не было бы этого светлого, яркого, солнечного Дня Победы. Живи, цвети, Победный Май! Этого великого дня люди ждали долгих и четыре года, что составило 1418 дней. С каждым годом война всё дальше и дальше от нас. Как вы думаете, что же такое война?

 

Дети: Война – это горе, слёзы, беда, смерть, бомбёжки, разрушения, взрывы.

Учитель: Верно, поэтому весь наш народ стремится к миру во всём мире, со всеми людьми на земле. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Сейчас послушаем Елизавету и Екатерину, они расскажут нам, что такое День Победы?

Читает Елизавета Куликовская:

Что такое День Победы? Это утренний парад,

Едут танки и ракеты и проходит строй солдат (А. Усачёв)

Читает Екатерина Багаева:

Что такое День Победы? Это значит, нет войны.

Это фрукты и конфеты, это запахи весны! (А. Усачёв)

 

(Слайд №14) Майский праздник – День Победы …

Читает Артём Кабанов:

Майский праздник – День Победы отмечает вся страна.

Надевают наши деды боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога на торжественный парад,

И задумчиво с порога вслед им бабушки глядят (Т. Белозёров)

 

 (Слайд №15) Живи, цвети, Победный Май!

Учитель: Спасибо! Вы ребята молодцы, хорошо прочитали стихи. Подумайте, от чего мы должны беречь нашу планету?

Дети: От войны, от зла, от бед, от горя, от насилия, от жестокости (При затруднении предъявить речевые карточки).

Учитель: Чтобы не было войны, надо жить в мире и согласии. Давайте же беречь нашу планету, пусть всегда светит солнце, пусть всегда будет мир на всей земле! Живи, цвети, Победный Май! Возьмите белых голубков. Скажите, голубь –  символ чего?

Дети (считывают с речевых карточек): Символ мира, чистоты, нежности, любви, доброты.

Учитель:  Да-да! Совершенно верно! Запустим наших голубков в небо, пусть будет мир во всём мире! Пусть будет больше доброты, нежности, чистоты, любви!

(Под песню «Прадедушка», дети берут бумажных голубков, привязанных к воздушным шарикам, через открытое окно запускают их в небо, наблюдают, как поднимаются в лазурную высь голубки на воздушных шариках)

Учитель:

Пусть летит от края и до края голубь мира … белое крыло …

Чёрной силы тучи разгоняя, принесёт Надежду и Добро … (Анна Март)

Дети: Живи, цвети, Победный Май! (Хоровое считывание с речевой карточки).

 

V. Заключительная часть (Рефлексия. Итог. Домашнее задание. Стимулировать потребность в самовоспитании)

 

Учитель: Ребята, вам понравилась наша встреча? Что больше всего понравилось? Вы довольны своей работой? Время, которое мы провели все вместе, оно потрачено не зря? Кому было трудно отвечать на вопросы? (Произвольные ответы детей, если затрудняются, предоставить речевые карточки). Понравилась ли наша работа гостям, вашим близким и родным? Как вы думаете? Давайте спросим.

Гости: (Высказывают пожелания в произвольной форме).

Учитель: Хочу сказать вам, ребята, сегодня все хорошо работали, внимательно слушали, старались правильно и выразительно читать стихи, молодцы! Я благодарю вас! Напоминаю,  наша с вами важная задача, – не забывать историю подвига русского народа во время Великой Отечественной войны.

Классный час хочу закончить словами  Людмилы Грачёвой:

Вновь в победном мае в небе над столицей закружатся стаи белых голубей,

И весне внимая, вспомним павших лица, что навек остались в пламени свечей.

Ребята, нарисуйте, что вам больше всего запомнилось и понравилось на нашей встрече. Кто хочет, вместе с родителями напишите отзыв о классном часе «Цвети, живи, Победный Май!». Желаю творческих успехов! Всем спасибо за работу. (Под песню «Прадедушка» дети выходят из компьютерного класса).

 

Список использованной литературы:

1.        Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2.        Калашникова О.В. Праздники круглый год: в учебное время и летом. – В.: Издательство: «Учитель», 2002.

3.        Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

4.        Савинова С.В. Праздники в начальной школе. – В.: Издательство: «Учитель», 2002.

Интернет-источники:

1.        http://www.a-pesni.golosa.info/ww2/oficial/rassktank.htm

2.        http://www.rae.ru/forum2012/14/1354

3.        http://allforchildren.ru/songs/war10.php#activeTab=2

4.        http://www.zastavki.com/rus/Holidays/May_9/wallpaper-21865.htm

5.        http://www.inpearls.ru/comments/663619

6.        http://xn--b1aga5aadd.xn--p1ai/2014/

7.        http://primamedia.ru/news/vladivostok/05.05.2012/204607/

8.        http://www.mayak.sbor.net/taxonomy/term/54?page=7

9.        http://www.chitalnya.ru/work/973769/

10.    http://megalyrics.ru/lyric/liudmila-zykina/poklonimsia-vielikim-tiem-ghodam.htm#ixzz3YP4qkdN2

11.     http://otmetim.info/stixi-k-9-maya/

12.    http://kinder1.net/stihi/stihi_k_9_maya.htm

13.    http://www.biografia.ru/arhiv/voyna131.html

14.    http://www.youtube.com/watch?v=PjmQ3iaKdQ0

 

Приложение 1. Классный час: «Живи, цвети, Победный Май!»

 

 

 

Предварительно сделали голубков

 
 


              

 

 

 

Читали стихи, знакомились с героями войны

 
 


 

Запускали голубков с шариками в небо

 

Играли, слушали, говорили, запоминали

 
                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. «Предшествующая работа»

 

 

 

 

P1290098.JPG

Автор: Елизавета Куликовская

 

Автор: Владислав Шилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru