Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Оценка 4.9

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
3 кл—6 кл
27.01.2022
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Разработка классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда
Курчанова Е.В. Метод.раз-ка Жизнь в блокадном Ленинграде.docx

II Всероссийский дистанционный

конкурс среди классных

руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

 

 

 

Тематическое направление:

патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

 

Тема методической разработки:

Жизнь в блокадном Ленинграде

 

 

 

 

Курчановой Елизаветы Владимировны

классного руководителя 4Б класса

МКОУ СОШ №1 п. Воротынск

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

1. Пояснительная записка.

1.1. Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

1.2. Тема воспитательного мероприятия: жизнь в блокадном Ленинграде.

      Актуальность

В настоящее время духовно-нравственное развитие и воспитание личности занимает важнейшее место в деятельности образовательных организаций. В основу воспитательного компонента деятельности лежат базовые национальные ценности, которые были рождены великой историей нашего государства и культурным наследием наших предков. Сейчас такие ценности как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, культура являются не только нравственными установками и традициями многонационального народа Российской Федерации, но и консолидирующим фактором современного российского общества.

Известный современный политик, кандидат экономических наук, в прошлом Депутат Государственной Думы, Ирина Хакамада так выразилась о времени, в котором мы сейчас живем: «Мир становится турбулентным. Чтобы быть успешным, вы должны двигаться вместе с хаосом, вы — сами хаос».

Для того, чтобы чувствовать изменчивость этого мира, необходимо иметь твердую почву под ногами. Невозможно научиться прогнозировать будущее и принимать соответствующие решения без знаний о прошлом, поэтому патриотическое направление воспитательной работы я считаю очень важным и выбрала это направление для своей методической разработки.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 4-х классов 9 - 11 лет.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

Разработанное мероприятие хорошо вписывается в календарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий классного руководителя: 27 января 1944 – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. По всей стране классные руководители проводят классные часы и другие памятные мероприятия, отдают дань памяти подвигу Ленинградцев, отстоявших свой город и совершивших тем самым подвиг мужества.

Данная методическая разработка может быть применена как

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, пробуждать и формировать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга, чувство гордости за свою страну и народ.

Задачи:

1.Познакомить учеников с жизнью ленинградцев в блокадном городе.

2.Пробудить в детях чувство гордости за свой народ, уважение к подвигу советского народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: урок мужества.

Эта форма была выбрана, так как она включает в себя вариативность форм работы с учениками: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Мероприятие основание на частично поисковом (эвристическом) методе обучения, так как перед учениками поставлено несколько вопросов, ответы на которые они должны найти самостоятельно или в группах с помощью дополнительных материалов (писем); применяется технология проблемного обучения.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS Power Point, презентация, стикеры, раздаточные материалы (нужно распечатать) (см. Приложения №1, №2 и №3).

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методическая разработка призвана рассказать детям о подвиге ленинградцев – простых жителей. Дети смогут увидеть на своих глазах, что героями не рождаются, а становятся, если внутри есть надежда, стойкость и любовь к Родине. Это способствует формированию гражданской и социальной идентичности.

На данном мероприятии дети учатся присматриваться к деталям, задавать вопросы, искать ответы, общаться, сравнивать и выдвигать гипотезы.


 

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

В подготовительный этап проведения мероприятия входит обеспечение учащихся необходимым раздаточным материалом.

Мероприятие можно разделить на следующие этапы:

1.                 Самоопределение.

2.                 Актуализация

3.                 Формулировка темы занятия

4.                 Открытие «новых» знаний

5.                 Закрепление знаний

6.                 Рефлексия

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия

 

 

Технологическая карта урока мужества

«Жизнь в блокадном Ленинграде»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Мотивация

и

самоопределение

к деятельности

 

 

 

 

СЛАЙД 1

 

- На слайде вы видите картину. На столе у вас лежат стикеры, запишите, пожалуйста три слова – ассоциации к этой картине. То есть три слова, которые у вас появляются в мыслях, когда вы смотрите на эту картину.

 

- Сейчас повернитесь к своему соседу по парте и поделитесь с ним вашими словами.  Есть ли у вас одинаковые слова? Оставьте два слова из вашего общего списка. Эти слова должны по вашему мнению больше всего подходить к этой картине.

 

- Объединитесь в группы по четыре человека и проделайте то же самое: сравните ваши слова, обсудите и попробуйте выявить два самых подходящих к этой картине слова. Поделитесь, пожалуйста, своими словами с классом.

 

 

Дети записывают свои ассоциации: холод, одиночество, что-то странное, ограбление, разруха, война.

 

 

Дети работают в парах и группах, обсуждают свои ассоциации, договариваются и выявляют наиболее подходящие слова.

 

    

 

 

 

 

Один человек делится с классом двумя словами-ассоциациями от группы.

Познавательные:

-анализ с целью выделения признаков;

 

Личностные:

-мотивация учения;

 

Коммуникативные:

- определение цели и способов взаимодействия;

- инициативное сотрудничество;

-идентификация проблемы, поиск способов решения;

- умение точно выражать свои мысли;

 

Актуализация

- Спасибо вам за ваши ассоциации. Вы заметили, что много слов повторялись у большинства из вас? Например – одиночество. Вы совершенно правильно его назвали. Автор этой картины – художник Дмитрий Петрович Бучкин - дал такое название своему произведению: «Остался один».

Многие из вас назвали еще одно слово, которое очень важно для понимания замысла автора:  «война».

Сегодня 27 января. Вспомните какие события Великой Отечественной войны мы вспоминаем 27 января?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Личностные:

-смолообразования учения;

-нравственно-этического оценивания: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных ценностей

 

Познавательные:

-установление причинно-следственных связей;

 

Постановка темы

-Как вы думаете на какую тему будет наш классный час?

 

 

 

 

-Напишите 1-2 вопроса, которые вам интересны по этой теме. Если вы затрудняетесь – выпишите два вопроса к картине, начинающиеся на слова «почему, зачем».

Ответы детей (Блокада Ленинграда).

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Познавательные:

-формулирование познавательной цели;

 

Регулятивные:

-постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 

 

Открытие «новых» знаний

- Сейчас каждый из вас получит табличку с вопросами к этой картине. Ознакомьтесь с ними.

 

 

-Давайте попробуем найти ответы на все эти вопросы в блокадных письмах. Вы будете работать в группах по 4 человека. На группу вы получите один лист с отрывками из писем, которые писали своим близким ленинградцы из блокадного города. Отрывки подобраны таким образом, что вы сможете ответить на один блок   вопросов в табличке. Прочтите текст этих писем. Решите – на какие вопросы вы теперь можете ответить, посоветуйтесь в группе и подумайте, почему вы так решили. Далее каждый из вас заполняет 3 столбик таблицы – ответ на вопрос, в 4 столбик запишите словосочетания или отдельные слова – доказательства вашего ответа на вопрос.

На эту работу у вас  8 минут. После этого мы послушаем ответы всех групп и дополним нашу табличку ответами.

 

Дети получают раздаточный материал (Приложение №1 – каждому и Приложение №2 - на группу), читают задание. Вопросы и тексты писем дифференцированы по уровню сложности.

 

После прочтения фрагментов писем, дети в группах предполагают ответы на вопросы, ищут доказательства в тексте, совещаются и записывают в табличку результат.

 

 

 

 

 

 

 

По одному ученику от группы дети представляют результаты своей работы. В это время весь класс дополняет ответами на вопросы таблицу.

 

Познавательные:

-поиск и выделение информации;

-анализ с целью выделения признаков;

-выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей;

-доказательство;

 

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-контроль, коррекция, оценка действий партнера;

СЛАЙД 2

 

- На слайде перед вами много слов. Это наречия, слова, отвечающие на вопрос «как»? Ответьте на вопрос: как жилось этому мальчику, изображенному на картине, в блокадном Ленинграде? Для ответа выпишите на ваш стикер все подходящие слова.

 

- Скажите, а кто может ответить на вопрос: почему? Почему ленинградцы были вынуждены жить в таких условиях: без еды и воды, в холодных неотапливаемых квартирах, с заклеенными от бомбежек окнами, теряющими ежедневно своих родных и близких от постоянных обстрелов?

 

Ответы детей: одиноко, страшно, грустно, голодно, холодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Познавательные:

-поиск и выделение информации;

-подведение под понятие, выделение следствий;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

 

Личностные:

-формирование основ гражданской идентичности личности;

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

СЛАЙД 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 9

 

СЛАЙД 10

 

 

 

 

СЛАЙД 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я дополню ваши ответы. Посмотрите сейчас на слайд перед вами карта Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Раньше Санкт-Петербург носил имя Ленинград. Во время войны Гитлер планировал стереть этот город с лица земли. Немецкая и финская армии взяли город в кольцо, таким образом началась блокада, то есть город был оторван от Большой земли – заблокирован. Снабжение осуществлялось только по воздуху и по Ладожскому озеру, как называли тогда этот путь – дорога Жизни. На слайде коричневым цветом обозначена территория, занятая фашистами.

Суровая блокада началась 8 сентября 1941 года.

В скором времени продовольствия в городе перестало хватать. Люди ели все, что можно было съесть: кочерыжки и ботву растений, цветы, корм для животных, столярный клей, из хвоинок делали напиток. На слайде вы видите фото ленинградца. Он болен дистрофией – смертельно опасным истощением.

Вскоре людям по карточкам стали выдавать паек – кусок хлеба, выдаваемый на целый день. Размер этого куска становился все меньше и стал не больше спичечного коробка. Состоял он зачастую из опилок, бумаги, соды и малой части муки. На картине мы видели с вами несколько крошечных кусочков хлеба на столе – это тот самый блокадный хлеб.

За время блокады погибло более 800 тысяч человек, большая часть – от голода.

Еще одним испытанием был холод. Наступила зима, отопления в домах не было, город был парализован из-за бомбежек гитлеровцев. Также в домах не было воды, ленинградцам приходилось ходить к Неве, делать проруби и на саночках вести воду домой.

Чтобы как-то согреться и нагреть воду, люди устанавливали дома буржуйки – небольшие комнатные железные печи.

На картине мы видели с вами такую, а также мы видели разобранный паркет и ножки стола – этим отапливали дома, потому что дров не было или они были очень дорогими. Сжигали старую мебель, книги и все, что горело. К чести ленинградцев стоит сказать, что исторические вековые деревья Марсова поля и Летнего сада остались нетронутыми.

Такая тяжелая жизнь была в осажденном городе. Но это еще не все. Город постоянно обстреливался врагом. И сейчас в Санкт-Петербурге остались свидетельства этих обстрелов: следы пуль на колоннах Исаакиевского собора и таблички, на которых написано: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».

 Благодаря тому, что ленинградцы придерживались правил, бежали в ближайшие бомбоубежища во время воздушной тревоги, благодаря работе добровольцев, дежуривших на крышах, и бойцам Красной армии – жертв было намного меньше, чем могло бы быть.

На картине мы с вами видели заклеенное окно – это еще одно свидетельство обстрелов и тяжелейшей жизни ленинградцев.

Война шла, советские бойцы пытались отвоевать у врага город. Постепенно, пядь за пядью, отгоняли врага от города все дальше. 27 января 1944 года в Ленинграде была полностью снята блокада.

Почти 900 дней и ночей люди боролись за свою жизнь и страну. И, несмотря на голод, бомбардировки и морозы, все равно находили в себе силы верить в лучшее.

В заключение хочу вам прочитать стихотворение Яна Брунштейна «Блокадные сухари» (стихотворение может прочитать хорошо читающий ученик):

 

А бабушка сушила сухари

И понимала, что сушить не надо.

Но за её спиной была блокада,

И бабушка сушила сухари.

 

И над собой посмеивалась часто:

Ведь нет войны, какое это счастье,

И хлебный рядом, прямо за углом…

Но по ночам одно ей только снилось —

Как солнце над её землёй затмилось

И горе, не стучась, ворвалось в дом.

 

Блокадный ветер надрывался жутко,

И остывала в памяти «буржуйка» …

И бабушка рассказывала мне,

Как обжигала радостью Победа.

Воякой в шутку называла деда,

Который был сапёром на войне.

 

А дед сердился: «Сушит сухари!

И складывает в наволочку белую.

Когда ж тебя сознательной я сделаю?»

А бабушка сушила сухари.

 

Она ушла морозною зимой.

Блокадный ветер долетел сквозь годы.

Зашлась голодным плачем непогода

Над белой и промерзшею землей.

 

«Под девяносто, что ни говори.

И столько пережить, и столько вынести».

 

Не поднялась рука из дома вынести

Тяжёлые ржаные сухари.

 

- Как вы думаете подходит ли оно к теме нашей беседы и почему?

Дети слушают и смотрят фотографии блокадного Ленинграда (презентация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Познавательные:

-анализ с целью выделения признаков

Закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 13

 (можно открыть сайт в браузере)

 

- Мы увидели с вами несколько фотографий блокадного Ленинграда. Я вам предлагаю в группах еще поработать с фотохроникой блокадного Ленинграда – то есть со снимками, сделанными в городе в этот период. Каждая группа получить черно-белые блокадные фотографии и современные цветные фотографии. Найдите пары: одно и то же место в блокадном городе и спустя 70 лет, то есть его современный вид.

 

-Напоследок я хочу вам порекомендовать один ресурс – сайт ( https://spec.tass.ru/skazki-blokadnogo-leningrada/ ). Называется он «Сказки в бомбоубежище». На нем вы можете посмотреть архивные фотографии и рисунки школьников и воспитанников детских садов в блокадном Ленинграде. Сядьте с родителями, изучите сайт, почитайте истории этих детей. О чем тогда, в страшные годы войны, думали дети – ваши сверстники? О чем мечтали? Возможно вам захочется повторить рисунок какого-то мальчика или девочки, или нарисовать подобный. Приносите в класс, мы устроим выставку ваших работ на следующем классном часу. Вместо рисунка   вы можете подготовить устное выступление и поделиться информацией, которая вам показалась наиболее интересной или впечатляющей на этом сайте («Сказки в бомбоубежище»). Мы вас с удовольствием послушаем.  

Работа в группах: дети находят пары фотографий, совещаются.

Познавательные:

-формирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

 

Регулятивные:

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-прогнозирование уровня усвоения;

 

Личностные:

-формирование основ гражданской идентичности;

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Рефлексия

- Вернемся к вашим вопросам, которые вы записывали в начале урока. На какие вопросы вы получили ответы? На какие - пока нет?  Может быть у вас родились новые вопросы, и вы захотели что-то дополнительно узнать? Пожалуйста, поделитесь с классом.

 

- Возьмите 10 секунд и в спокойствии попробуйте назвать словами свои эмоции и чувства. Например, я сейчас чувствую горечь от осознания бесчеловечности войны, скорбь за миллионы погибших во время войны людей, страх и благодарность за подвиг мужества.

Подумайте и напишите на стикере ваши эмоции, прикрепите стикеры на доску.

 

- На доске перед вами квадрат настроения. Подумайте, в какой точке находится ваше настроение. Вам сейчас весело или грустно, было интересно или ничего нового вы не узнали? Подойдите и поставьте галочку там, где посчитаете нужным.

Ответы детей.

Рефлексия своей познавательной деятельности, оценка и целеполагание по теме на будущее.

 

 

Рефлексия своего эмоционального состояния и соотнесение его с квадратом настроения на доске.

Личностные:

-формирование основ гражданской идентичности;

-смыслообразование учения;

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

 

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

 

Квадрат настроения для рефлексии (на доске):


 

Приложение №1

 

Вопросы по деталям картины Д.П. Бучкина «Остался один»

 

Задание:

1. Ознакомься с вопросами в таблице.

2. Прочитай фрагменты писем жителей блокадного Ленинграда.

3. Подумай, на какую группу вопросов ты можешь найти ответ в прочитанных тобой фрагментах писем.

4. Предположи ответы на эти вопросы и запиши в табличку.

5. Выпиши слова или словосочетания из писем, доказывающее твое предположение.

 

 

Вопрос

Ответ

Доказательство

 

 

 

 

 

Первая группа вопросов

·         Почему посреди комнаты стоит печь?

 

·         Зачем в комнате топор?

 

·         Почему паркет разобран (выломан)?

 

·         Почему ножки стола сломаны и валяются на полу?

 

 

Вторая группа вопросов

·               Что наклеено на окно? Зачем?

 

 

 

 

Третья

группа вопросов

·         Куда смотрит мальчик?

 

·         Как ты думаешь, что он высматривает в окне?

 

·         Предположи, почему мальчик остался один? Где его родители?

 

 

 

Четвертая

группа вопросов

·         Что лежит на столе? Зачем эти предметы нужны?

·         Почему художник их нарисовал?

·         Предположи, почему кусочков хлеба три?

 

 

 

 

Приложение №2

 

Фрагменты писем и воспоминаний

Группа I

 

Елена Мухина, 17 лет

3 января 1942 года

Когда же это кончится? Неужели нам не суждено увидеть нежные зеленые весенние молодые листья?! Неужели мы не увидим майского солнышка?!

Уже седьмой месяц идет эта жуткая война. Более полгода.

Вчера мы с мамой сидели у потухнувшей печки, тесно прижавшись друг к другу. Нам было так хорошо, из печки нас обдавало теплом, желудки наши были сыты.

Мы крепко-крепко прижались друг к другу и мечтали о нашей будущей жизни. О том, что мы будем готовить на обед. Мы решили, что обязательно нажарим много, много свиных шкварок и будем в горячее сало прямо макать хлеб и кушать, и еще мы решили побольше кушать лука. Питаться самыми дешевыми кашами, заправленными обильным количеством жареного лука, такого румяного, сочного, пропитанного маслом. Еще мы решили печь овсяные, перловые, ячневые, чечевичные блины и многое, многое другое.

Но хватит писать, а то у меня пальцы закоченели.

 

 

Владимир Богданов, 20 лет

10 июля 1943 года

Полежал я в отчаянии, но лежи не лежи, а ничто само не придет. Постучался к Комарихе и занял у ней 13 р., пошел к врачу, на обратном пути купил лебеды на 10ку, много мучений и времени стоило мне достать огня, чтоб затопить буржуйку. Кое-как раздобыл огонька, стал варить щи, буржуйка дымит как назло, наплакался пока варил. Все-же сварил и поел горячей бурды, сытности никакой, но все ничего полегче. Так и лег спать.

 

 

 

 

 

 

 

Фрагменты писем и воспоминаний

Группа II

 

Отрывки из книги Ю.Д. Боякина "Жизнь моя, иль ты приснилась мне" 

В первые же дни войны город стал быстро преображаться. Начались воздушные тревоги, бомбежки. Появились соответствующие распоряжения руководства города на случай бомбежек и обстрелов. Окна крест-накрест заклеивали бумагой, чтобы стекла не разлетались от взрывной волны, в подвалах домов организовывались бомбоубежища, медпункты. Многие рабочие и служащие переводились на военное положение, в том числе и моя мама. Над городом стаями огромных птиц висели заградительные аэростаты.

Мне запомнились тревожные сообщения радио тех лет (оно с начала войны никогда не выключалось – ни днем, ни ночью): «Внимание! Внимание! Говорит штаб противовоздушной обороны. Воздушная тревога! Воздушная тревога!».

Бомбежка заставала нас не раз на улице или в подъезде дома. Было хорошо слышно, как самолет, снижаясь, завывает, кажется над самой головой и вдруг стремительно вонзается прямо в уши и сердце свист летящей прямо на тебя бомбы. В страхе невольно зажмуриваешься и вжимаешься в землю или стену дома ... Но бомбы рвутся, к счастью, в другом квартале ... На сегодня повезло!

 

 

 

Воспоминания о блокаде

 Готовили фанеру для окон, заклеивали окна бумагой крест-накрест. Несколько листов фанеры, вырезанной по размерам наших стекол, принес и я домой. Они нам пригодились в 1945 г. Стекла же я заклеил не бумагой, а бинтами: говорили, так лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагменты писем и воспоминаний

Группа III

 

Владимир Богданов, 20 лет

10 июля 1943 года

В страшном отчаянии пришел домой, бросился в кровать, подошло такое отчаяние, что рассказать трудно, голодный без денег, а главное одинок не с кем даже поделиться, а это очень тяжело особенно мне, который привык чтоб за мной вечно ходили няньки, заботились обо мне, всегда я был в кругу домашних, сколько раз я мечтал остаться на время один, спокойно почитать, пописать, горькая ирония — мечта исполнилась, я один, мне никто не мешает, сиди пиши и читай сколько угодно — тяжело. Чтоб я только не отдал за то чтобы очутиться в прежнем положении, видно судьба платит мне злом за прежнюю беспечную, сытую жизнь. И вот сейчас я нахожусь под страшным впечатлением, все мне кажется неправдоподобным, особенно потеря родных. А голод наоборот так и стоит перед глазами.

А сейчас еда закрыла все собой. Ночью во сне — обязательно еда, лежишь не спишь, думаешь и мечтаешь об еде, читаешь книгу, более всего интересуют те места, где описываются обеды, и т. п. Выйдешь на улицу все напоминает о голоде и блокаде, Ленинград стал не тот, совсем иной холодный и неприветливый, всюду пустота, толкучки и на каждом шагу истощенные лица. И вот посмотришь на все это и порой хочется махнуть на все рукой, все надоело и опостылело, надоело бороться с голодом и невзгодами, но порой подумаешь, вспомнишь как жили раньше и скажешь, неужели так будет продолжаться вечно, наступит же конец всей этой передряги и как подумаешь, о нормальной сытой жизни вновь хочется бороться за существование, за будущее.

 

 


Фрагменты писем и воспоминаний

Группа IV

 

 

 

Елена Мухина, 17 лет

3 января 1942 года

С каждым днем все хуже и хуже. Последние дни единственным источником нашего существования был хлеб. В хлебе мы не имели отказа, то есть я хочу сказать, что до сих пор мы всегда имели возможность получить свой хлеб. Никогда нам не приходилось ждать в булочной, когда привезут хлеб. А сегодня вот уже 11 часов утра, а хлеба ни в одной булочной нет, и неизвестно, когда будет. Голодные, спотыкающиеся, шатающиеся люди рыскают по булочным с 7 часов утра, но, увы, везде их встречают пустые полки, и больше ничего.

Да, забыла сказать, сегодня у нас работает радио и мы слышали сообщение Информбюро. Наши войска захватили город Малый Ярославец. Но о Ленинградском фронте ни слова. Что это значит? Наверно, временное ухудшение.

 


 

 

Приложение №3

Фотографии (необходимо вырезать и выдать детям отдельно блокадные фото и отдельно современные)

Задание:

Подбери пары фотографий: одна фотография черно-белая, изображающая какое-то место в блокадном Ленинграде, а вторая – цветная современная фотография того же места.

 

 

 

              

 

                                                                                     



 

Источники:

 

1.     Статья «Как люди выживали во время Блокады»

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/3954/

2.     Статья «Оборона Ленинграда»

https://may9.ru/history/articles/oborona-leningrada/

3.     Образовательный ресурс «Сказки из бомбоубежища»

https://spec.tass.ru/skazki-blokadnogo-leningrada/

4.     Письма ленинградцев

https://mel.fm/voyna/3509671-leningrad_blockade


 

Скачано с www.znanio.ru

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Пояснительная записка. 1.1.

Пояснительная записка. 1.1.

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение

Мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение

Основная часть. 2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Основная часть. 2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Дети записывают свои ассоциации: холод, одиночество, что-то странное, ограбление, разруха, война

Дети записывают свои ассоциации: холод, одиночество, что-то странное, ограбление, разруха, война

На группу вы получите один лист с отрывками из писем, которые писали своим близким ленинградцы из блокадного города

На группу вы получите один лист с отрывками из писем, которые писали своим близким ленинградцы из блокадного города

СЛАЙД 3 СЛАЙД 4

СЛАЙД 3 СЛАЙД 4

СЛАЙД 8

СЛАЙД 8

СЛАЙД 12 -

СЛАЙД 12 -

Как вы думаете подходит ли оно к теме нашей беседы и почему?

Как вы думаете подходит ли оно к теме нашей беседы и почему?

Рефлексия - Вернемся к вашим вопросам, которые вы записывали в начале урока

Рефлексия - Вернемся к вашим вопросам, которые вы записывали в начале урока

Приложение №1 Вопросы по деталям картины

Приложение №1 Вопросы по деталям картины

Приложение №2 Фрагменты писем и воспоминаний

Приложение №2 Фрагменты писем и воспоминаний

Фрагменты писем и воспоминаний

Фрагменты писем и воспоминаний

Фрагменты писем и воспоминаний

Фрагменты писем и воспоминаний

Фрагменты писем и воспоминаний

Фрагменты писем и воспоминаний

Приложение №3 Фотографии (необходимо вырезать и выдать детям отдельно блокадные фото и отдельно современные)

Приложение №3 Фотографии (необходимо вырезать и выдать детям отдельно блокадные фото и отдельно современные)

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Источники: 1. Статья «Как люди выживали во время

Источники: 1. Статья «Как люди выживали во время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022