«Народы Южного Урала»
Оценка 4.7

«Народы Южного Урала»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
3 кл—6 кл
02.12.2021
«Народы Южного Урала»
История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось “великое переселение народов”.......
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ НАРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Истоки» г. Челябинска»

 

 

 

 

 

 

Методическая тема самообразования:

«Народы Южного Урала»

 

 

 

 

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования Ермолина В.В.

 

 

 

 

 

Челябинск 2020

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось “великое переселение народов”, а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя – славянский, тюркоязычный и угро-финский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций – оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия “абориген” (“коренной народ”) нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы – пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных.

Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени. Стоянок древнего человека на Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие.

Люди заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь вдоль берегов рек вслед за животными, на которых охотились.

Приблизительно в 15—12 тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледник постепенно отступал, местные уральские льды растаяли. Климат стал теплее, флора и фауна приобрели более или менее современный облик. Увеличилась численность первобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали, передвигаясь вдоль рек и озер в поисках охотничьей добычи. Наступил мезолит (средне-каменный век).

Примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры на службу человеку пришла медь. Южный Урал – одно из тех мест нашей страны, где человек впервые стал использовать металл. Наличие самородных кусков чистой меди и довольно больших залежей олова создавали благоприятные условия получения бронзы. Бронзовые орудия труда, как более прочные и острые, быстро вытеснили каменные. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала не только добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, но и обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Так изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.

В период медно-бронзового века на территории Южного Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историки Н.А. Мажитов и А.И. Александров.

Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием “андроновцы”. Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIX веке.

В лесах в тот период обитали “черкаскульцы”, которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.

На Южном Урале представление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый век Южного Зауралья. Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94—151). Эта культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.

Развитие раннежелезного века на Южном Урале охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура — это культура периода разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л., 1950)

Поздний железный век Урала по времени совпадает с ранним средневековьем Европы. В эпоху железного века на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта территория становится местом кочевий различных племен.

Это было время “великого переселения народов”. С передвижением кочевников, связано формирование башкирского народа и распространение тюркского языка на территории области.

Предваряя предстоящее повествование об истории народов, заранее сделаю оговорку. Начну его с истории башкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа с башкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов. При этом соблюдается историзм изложения материала.

Первые исторические сведения о башкирах относятся к X веку. Путешественник Ибн-Фадлан сообщал, что он посетил страну народа турок, называемого аль-Баш-тирд (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.—Л., 1939, стр. 66).

Другой арабский писатель Абу-Занд-аль-Балхи (посетивший Булгарию и Башкирию в первой половине X в.) писал: “От внутренних башджаров до Бургарии 25 дней пути… Башджары разделяются на два племени, одно племя живет на границе Грузии (страна Куман) близ булгар. Говорят, что оно – состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что пи кто не может покорить их. Они подвластны булгарам. Другие же башджары граничат с печенегами. Они и печенеги — тюрки” (Абу-Занд-аль-Балхи. Книга видов земли, 1870, стр. 176).

Башкиры издревле обитали на землях современной Башкирии, занимая территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой и верхним течением реки Урала. Они были кочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством, бортничеством. В западной части Башкирии развивалось земледелие, уничтоженное татаро-монгольскими завоевателями и восстановленное с появлением в Башкирии русского населения.

Ремесло у башкир было развито слабо. Но все же, как свидетельствуют письменные источники, уже в X в. башкиры умели кустарным способом добывать железную и медную руды и производить их обработку. Они занимались выделкой кожи, изготовляли из железа пики, наконечники стрел, из меди украшения конской сбруи.

Западная часть Башкирии в IX—XIII вв. была подчинена Булгарскому царству, которому башкиры платили дань мехами, воском, медом и лошадьми. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года) каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать по верховой лошади.

В до монгольский период население Башкирии торговало с соседними народами и с русскими купцами воском и медом. Башкирия была разделена на роды и племена, во главе которых стояли родоначальники и сборщики.

Наиболее сильные из баев подчиняли себе другие родовые объединения и иногда становились ханами. Однако власть таких ханов была непрочной, и ни одному из них не удалось подчинить себе все башкирские племена. Особо важные вопросы решались на народных собраниях и на совете старейшин (курултай). Народные собрания башкир завершались празднествами, на которых устраивались состязания по борьбе, скачке и джигитовке, стрельбе из лука.

Разложение родового строя и переход башкир к классовому обществу падает на X—XII вв., а конец XII и XIII вв. характеризуется зарождением феодальных отношений. В XII—XVI вв. сложилась башкирская народность. Большую роль в складывании башкирской народности сыграли племена аланов, гуннов, венгров и особенно булгар. В 1236 г. татаро-монголы покорили Булгарское царство и вместе с ним юго-западную часть Башкирии. Вслед за этим была завоевана вся Башкирия, вошедшая в состав образовавшейся в Поволжье Золотой Орды. Золотоордынские ханы обложили башкир ясаком в виде дорогих мехов, возможно и налогом в виде одной десятой от их стад.

Обострение борьбы покоренных татаро-монголами народов за свое освобождение и, особенно, замечательная победа русского объединенного войска на Куликовом поле в 1380 г. ослабили Золотую Орду. В XV в. она стала распадаться.

С распадом Золотой Орды значительная часть населения Башкирии подпала под власть Ногайской орды, кочевавшей между средним и нижним течением Волги на западе и р. Яик на востоке. Зауральские башкиры признали свою зависимость от Сибирского ханства, западные районы Башкирии — от Казанского. Башкирия была расчленена.

Кроме башкир, территорию Южного Урала населяли татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы. Они так же, как и башкиры, подчинялись вначале ханам Золотой Орды, а с распадом последней — казанским, сибирским и ногайским ханам.

Тяжесть татаро-монгольского гнета усугублялась тем, что башкиры, находясь в составе разных ханств, были разобщены и использовались ханами и прочими феодалами в борьбе друг с другом. Междоусобицы были пагубны для трудовых масс. Нередко сам хан или мурза при поражении спасался от противника бегством, оставляя на произвол судьбы своих подданных. Последних же подчинял себе другой хан или мурза и устанавливал для них еще более жестокий режим.

Башкиры вели продолжительную и упорную борьбу против татаро-монгольского ига. В башкирском фольклоре и родословиях сохранились отзвуки выступлений башкирского народа против своих угнетателей. В XVI веке особенно обострилась борьба в ногайской части Башкирии между ногайскими мурзами и башкирскими старшинами, стремившимися освободиться от чужеземного господства. Но своими собственными силами башкиры этого не могли сделать.

Единственным правильным выходом из чрезвычайно тяжелого положения, в котором находились башкиры под властью татаро-монголов, было присоединение к укрепившемуся тогда Русскому государству. Однако отсутствие объединяющей всех башкир организации и раздробленность племен не позволяли им присоединиться к Русскому государству одновременно.

Этнографам удалось восстановить родоплеменной состав башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самые древние башкирские этнические образования, состоявшие из ряда самостоятельных племенных групп – это бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне и др. Все они были носителями башкирского этноса, но имели собственные названия, которые обладали большими территориями распространения у тюркских народов.

Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала. В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни – зимой находились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горы и пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню.

За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культуры помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.

Этнически близкими к башкирам стоят татары, а их длительная жизнь по соседству привела к существенному стиранию многих национальных различий. Интересно отметить, что значительная часть башкирского населения Урала говорит по-татарски и считает татарский язык своим родным языком. В большинстве районов современного Южного Урала вперемежку живут русские, татары, башкиры, другие народы. Они вместе трудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях края, живут в мире и согласии.

Среди историков существует мнение, что татар как отдельного народа не существует; слово “татары” является собирательным именем для целого рода народов монгольского, и главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке и исповедующих Коран. В V веке под именем Тата или Татан (откуда, по всей видимости, и происходит слово “татары”) разумелось монгольское племя.

Откуда все же взялось это название? Отдельные авторы считают, что слово “татарин” – вовсе не обозначает “имя” какой-то национальности, а скорее это прозвище, все равно, что слово “немец”, то есть немой, не умеющий говорить по-нашему.

Татары стали появляться в крае с основанием в 1743 году города Оренбурга и строительства укрепленных поселений по рекам Яику, Самаре и Сакмаре. Это открыло широкие перспективы для энергичного заселения и освоения малолюдных и необжитых земель. Основная масса людей прибывала сюда из Среднего Поволжья. Переселенцы отличались сложным этническим составом населения, значительная доля которых приходилась на татар – выходцев преимущественно из Казанского ханства.

Основными причинами, побудившими татар, как и крестьянские массы других народов, к переселению на новые места жительства, являлись малоземелье, крайняя нужда, естественное желание людей улучшить материальное благополучие путем получения земли на Южном Урале, где ее легко можно было приобрести.

Для мусульманского мира переход с прежнего местопребывания на другое, более отдаленное связывался и с боязнью быть обращенными в иную веру. Это являлось своего рода протестом против политики царских властей по насильственному навязыванию инаковерцам христианства. В свою очередь царизм, заинтересованный в освоении свободных земель, не только не запрещал, но и способствовал переселению населения на Южный Урал. Это давало возможность вовлечь в хозяйственный оборот новые земледельческие районы. И, наконец, власти стремились привлечь лиц татарской национальности к налаживанию торговых отношений с мусульманскими народами Казахстана, Средней Азии и даже далекой Индии. Ведь татары считались неплохими торговцами.

Прибывая из разных уездов Среднего Поволжья на земли Южного Урала, татары селились возле ямщицких станций. Они устраивались на самую разную работу: занимались продажей лошадей, верблюдов, овец, становились ямщиками, ремесленниками, шорниками, сапожниками, кожевниками, гуртовщиками, пастухами, скупщиками.

После падения в XVI веке Казанского ханства значительная часть татарского населения вначале осваивалась в Южном Приуралье, на территории современного Башкортостана, а затем они расселились по всему Уралу. Большое количество татар осело в Оренбургском крае. К концу XIX века татары жили повсеместно – в городах и селах. В городах они занимались преимущественно мелочной торговлей, а в селах – земледелием и скотоводством. Татары, как свидетельствует И. С. Хохлов, – народ трезвый, трудолюбивый, способный на тяжелые работы. Они занимались земледелием, извозом, скотоводством, но любимым их ремеслом являлась все-таки торговля.

Наряду с татарами на Южный Урал в XVI веке переселились и тептяри. Некоторые исследователи вплоть до конца XIX века принимали тептярей за отдельную народность, самостоятельную группу населения. Однако большинство из них пришло к выводу, что считать их таковыми нет оснований. Скорее тептяри – сословие. Оно образовалось из смешения разных инородческих племен – черемисов (с 1918 года марийцы), чувашей, вотяков (удмуртов), татар, бежавших на Урал после покорения Казани. Впоследствии тептяри перемешались также и с башкирами, переняли их нравы и обычаи, что их стало даже трудно отличить друг от друга. Большинство из них говорило на среднем диалекте татарского языка. Отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, подверглись сильному влиянию башкирского языка. Так появился златоустовский говор. Полностью перешли на башкирский разговорный язык учалинские тептяри. По вероисповеданию они делились на отдельные группы. Одни их них были суннитами-мусульманами, другие – язычниками (из финно-угорских народов), третьи – христианами.

Тептяри просуществовали до 1855 года, когда их причислили к “башкирскому войску”. Тогда же появилось и второе название тептярей – “новые башкиры”, хотя прежнее наименование вытеснить до конца не удалось. В то же время тептяри образовали особую общность этнического характера со своим этнонимом и этническим самосознанием.

До второй половины XVI в. русского населения на Южном Урале не было. Русские люди появились здесь с завоеванием Казанского ханства. Завоевание Казанского ханства имело большое значение как для народов Поволжья, так и для башкир, начавших борьбу за освобождение от власти Ногайской орды и Сибирского ханства.
Сразу же после разгрома Казанского ханства, в 1552 году было отправлено в Москву посольство с предложением подданства от башкир минских аймаков. Вслед за минцами зимой 1556-1557 года в Москву с просьбой о присоединении отправились еще два посольства от башкирских племен. Оба посольства добрались до Москвы на лыжах.

После 1557г. лишь небольшая восточная и северовосточная части Башкирии оставались подвластными Сибирскому ханству. Они подчинились Москве в конце XVI—начале XVII вв., после падения Сибирского ханства (1598 г.).

Добровольное присоединение к Русскому государству было глубоко прогрессивным событием в истории Башкирии. Оно положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов. Башкирия, включившись в состав сильного Русского государства, получила защиту от нападения соседних кочевых племен. Разъединенные башкирские племена начали сближаться, составляя башкирскую народность. Окрепли и торговые связи башкир. Они продавали народам Поволжья и русским купцам скот, кожи, меха пушных зверей, мед, воск, хмель.

Тесное общение с поволжскими племенами и народами и, главным образом, с более развитым и передовым в культурном отношении русским народом было весьма плодотворным для башкир. Русские крестьяне принесли с собой сравнительно высокую земледельческую культуру и оказали положительное влияние на хозяйственное и культурное развитие башкирского народа. Почти не знавшая в прошлом земледелия значительная часть башкирского населения в течение XVII—XVIII вв. переходит к оседлости и земледельческому хозяйству.

Заселение в основном происходило “снизу”. Сюда прибывали из центра России беглые крепостные крестьяне, спасавшиеся от преследований раскольники, а позднее — государственные крестьяне, которым правительство отводило в надел свободные земли в Башкирии, известные под названием “диких полей”.

Заселение шло также и “сверху”, по распоряжению царского правительства. С постройкой военных крепостей в крае образовалось русское военно-служилое сословие — воеводы, чиновники, стрельцы. За свою службу они стали получать в надел башкирские земли и селить на них крестьян (особенно много вблизи г. Уфы). Русские помещики также стали приобретать башкирские земли и переселять на них своих крестьян из центральных губерний. В числе колонизаторов были, как и всюду, русские монастыри, появившиеся здесь довольно рано, но потом большей частью разоренные башкирами.

Помимо русских на Южный Урал направлялись с северо-запада поселенцы из нерусского населения: татары, не желавшие подчиниться русской власти, мещеряки, чуваши, мари, тептяри, мордва и др. Все они арендовали башкирские земли на правах “припущенников”. Русское правительство рассматривало их вначале как чуть ли не крепостных башкир. Среди этих новых поселенцев было немало и выходцев из Казахстана, Средней Азии, Узбекистана, Бухары, Хивы, Туркмении.
В XVII в. колонизация стала продвигаться на юг по направлению к нашему Челябинскому краю, известному тогда под названием Исетского. Исетский край изобиловал множеством небольших речек, притоков Миасса и Течи, удобных для селения и богатых рыбой. Известный путешественник и ученый XVIII в. Петр Симон Паллас, живший довольно долго в Исетской провинции, был восхищен обилием ее природы. Богатый чернозем давал возможность заниматься здесь земледелием. Природа края была удобна для садоводства, овцеводства и коневодства. Край изобиловал рыбой и зверем. Коренное население Исетского края составляли главным образом башкиры, затем шли мещеряки, татары, калмыки и другие народы.

Первыми поселенцами из русских здесь были черносошные крестьяне и посадские люди из различных уездов Поморья, дворцовые крестьяне Сарапульского уезда, крестьяне и работники соляных промыслов Строгановской вотчины и выходцы из других мест, искавшие спасения от усиливавшейся феодальной эксплуатации.

Сначала они селятся при устье реки Исети, затем продвигаются вверх по реке и ее большим притокам: Миассу, Барневе и Тече. С 1646 до 1651 года застроился Китайский острог. В 1650 году были построены Исетский и Колчеданский остроги на реке Исети. В строительстве Исетского острога деятельное участие принял конный казак из Верхотурья Давид Андреев, который собирал охотников в различных местах Казанской губернии. В 1660 году построен Мехонский острог, в 1662 —Шадринский, в 1685—Крутихинский, на правом берегу Исети, ниже притока Крутихи.

Поселенцев было мало, и чтобы выдержать набеги кочевников, некоторые из них отправлялись на Русь, где вербовали крестьян, заманивая их в далекий край обещаниями разных льгот и природными богатствами. На их зов откликнулись крестьяне Украины, Дона и внутренней России. Правительство в это время оказывало помощь, переселенцам наделами земли и выдачей денег.

Заселению Исетского края во многом способствовали рано возникшие монастыри. Монастыри служили верным убежищем для окрестных русских жителей при нападении на них соседних башкир и казахов. Они привлекал многих русских крестьян, которым нелегко жилось в центре России.

Правительство давало монастырям земли с правом поселения на них крестьян, награждало жалованными грамотами, по которым суд над монастырскими крестьянами был представлен игумену с братией, а в случае суда “сместного” (совместного) должен был судить игумен с воеводами и дьяками. Ввиду того, что монастырские суды отличались большей мягкостью по сравнению с судами воевод, крестьяне охотно селились на монастырских землях. Под прикрытием острогов и монастырей началось заселение края русскими крестьянами. Исетский край привлекал их не только своими земельными богатствами, но и тем, что крестьяне селились здесь на положении свободных. Они должны были нести лишь ряд повинностей в пользу государства, среди которых весьма распространенною была государева десятинная пашня.

От Исети русская колонизация переходит на нижнее течение Синары, Течи и Миасса. Первым русским поселением на этих реках является монастырское Теченское поселье (1667 г.), выдвинутое далеко на запад. Вслед за этим активизируется деятельность крестьянских слободчиков. В 1670 году в нижнем течении Миасса строится Усть-Миасская слобода, затем в 1676 — слободчик Василий Качусов заводит Средне-Миасскую или Окуневскую слободу. В 1682 г. слободчиком Ивашко Синициным была основана Белоярская слобода (Русская Теча). В 1684 г. Василий Соколов у слияния речки Чумляк с Миассом выстроил Верхне-Миасскую, или Чумлякскую слободу, в 1687— слободчик Кирилл Сутурмин завел Новопещанскую слободу (на оз. Песчаном в междуречье Течи и Миасса). Образовавшийся таким образом полукруг русских поселений создал предпосылки для дальнейшего продвижения русского крестьянства на запад, к восточным склонам южноуральских гор. В 1710 году по нижнему течению Миасса насчитывалось уже 632 двора, в которых проживало 3955 человек. Большинство дворов принадлежало государственным крестьянам (524 двора). Но были также дворы крестьян (108), принадлежавших Тобольскому архиерейскому дому.

Все поселения располагались по левому берегу р. Миасс. Объясняется это опасным соседством кочевых племен. Поселенцы использовали реку Миасс, протекавшую с запада на восток, как преграду, защищавшую их от внезапных нападений кочевников с юга.

Как видно из переписных книг Л. М. Поскотина, население, прибывшее в XVII в. в Исетский край, являлось выходцем непосредственно из Верхотурского и Тобольского уездов, с Прикамья, из северно-русских поморских уездов, Верхнего и Среднего Поволжья. Небольшая часть этого населения прибыла также из центральной России.

Но в XVII в. крестьянская колонизация Южного Зауралья не развилась еще в достаточной степени. Она сдерживалась опасностью постоянных набегов степных кочевников. Требовалось вмешательство со стороны русского правительства для того, чтобы обезопасить жизнь крестьянских поселенцев и создать благоприятные условия для развития земледелия, промыслов и торговли во всем этом богатейшем крае.

В результате мощного переселенческого потока, захватившего значительную территорию Южного Урала, к последней четверти XVII века этот обширный край оказался в плотном кольце русских и казачьих поселений. Заселяя и осваивая необжитые земли, славянские, тюркские и финно-угорские народы селились рядом. На протяжении многих десятилетий русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, немцы и другие народы жили по соседству и сотрудничали между собой.

В 1734 году на Южном Урале начинает работать Оренбургская экспедиция под руководством И. К. Кирилова. Она закладывает Оренбургскую укрепленную линию для прикрытия юго-восточных границ Российского государства от набегов казахов и джунгарских калмыков. Опорные пункты — крепости ставятся по рекам Урал (Яик) и Уй. Первой из созданных тогда крепостей являлась Верхнеяицкая пристань, ставшая позднее городом Верхнеуральском.

На Оренбургской укрепленной линии стояли крепости, редуты, превратившиеся много позднее в поселки и станицы на территории Челябинской области: Спасский, Увельскйй, Грязнушенский, Кизильский и другие. Станица Магнитная стала одним из самых знаменитых городов страны — Магнитогорском. Продолжением Верхнеяицкой линии на востоке была Уйская укрепленная линия, ключевой крепостью которой была Троицкая.

Первыми жителями новопостроенных крепостей были солдаты и офицеры, а также казаки. Большинство из них были русскими, позднее среди них появились украинцы и татары, мордва, немцы и поляки, а также представители других национальностей, служившие в русской армии.

Солдатами же, а также вольными поселенцами, ставшими казаками, заселялись Челябинская, Чебаркульская и Миасская крепости, построенные в 1736 году севернее Уйской линии, на пути из обжитого Зауралья на Яик-Урал.
Во второй четверти XIX столетия граница России, проходившая по современной территории Челябинской области, переносится восточнее на 100—150 км. Вновь образованный Новолинейный район был также с востока ограничен крепостями, две из которых — Николаевская и Наследницкая — располагались на территории нынешней области. Вокруг крепостей сооружали кирпичные ограды, сохранившиеся до сих пор.

Заселение западной и северо-западной горных частей области началось несколько позднее, чем южных районов, только в 50-х годах XVIII столетия. Тогда на Южном Урале стали разрабатываться богатейшие, лежащие зачастую на поверхности, железные и медные руды, строились металлургические заводы. Основываются такие промышленные поселки — ныне города,— как Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Куса, Кыштым, Касли, Верхний Уфалей и Нязепетровск.

Земля под заводские дачи скупалась у башкир. На купленные земли переселялись крепостные крестьяне из разных губерний России, становившиеся “работными людьми” горных заводов.

Для строительства заводов, отладки технологий плавки на Урал тогда приглашались иностранные специалисты, в основном немцы. Часть из них не захотели возвращаться на родину. Возникли места их компактного проживания — улицы, слободы, позднее поселки, больше всего их осталось в Златоусте.

Стоит отметить, немцев хорошо знали на Руси с древних времен. И, прежде всего потому, что германские и славянские племена жили по соседству.

В XVIII веке правительство России принимает Указ о разрешении немецких поселений на территории Российского государства. Но в русских городах иноземцы, в том числе немцы, селились еще и XVI-XVII веках. Но под немцами в то время понимались не только лица немецкой национальности, но и голландцы, австрийцы, швейцарцы, фризы. В XVIII – начале XX исков немецкие колонии появляются на пустующих землях в районе реки Волги, на Украине, Урале.

Огромные земельные наделы, богатейшие природные ресурсы привлекали сюда переселенцев. Коренное же население калмыки, башкиры, русские, чуваши, татары и другие дружелюбно встречали новопришельцев, не препятствуя немецким поселениям селиться здесь. Тем более что многие здешние народы вели кочевой или полукочевой образ жизни.

В XIX веке в России постепенно развиваются предпринимательские хозяйства, основанные на использовании наемного труда и продающие свой товар на рынке. Первые из них стали появляться, прежде всего, в тех районах, где не было помещичьего землевладения или оно развивалось слабо. Свободные и плодородные земельные угодья привлекали переселенцев. И не только немцев. На Урале немецкое население по сравнению с другими национальностями составляло небольшой процент. И лишь ко времени первой мировой войны численность немецких колонистов возросла до 8,5 тыс. человек. Откуда переселились немцы на территорию Оренбуржья? Со времен первой мировой войны начинаются репрессии против немецких переселенцев: выселение, аресты к задержанию подозрительных людей немецкой национальности, ограничение в экономической и политической деятельности. Кроме того, по законам военного времени в Оренбурге, других городах губернии, оказалась значительная часть немецкого, австрийского населения, выселявшегося российским правительством из населенных пунктов и городов западных губерний России, где шли ожесточенные бои между русскими и германо-австрийскими войсками. Оренбургский губернатор был обязан проверить многочисленные запросы о политической благонадежности отдельных лиц, которые даже в это смутное время хотели принять российское подданство. Немецкое население придерживалось протестантского вероисповедания. Это в основном баптизм. Население стремится сохранить национальные обычаи, культуру, язык. Основное занятие – сельское хозяйство. Но одновременно немцы охотно занимались и ремесленным производством: изготовляли различные раскрашенные и резные предметы, гончарные изделия, увлекались художественной обработкой металлов, ткачеством и вышивкой. Сохраняются своеобразие и национальные черты в планировке хуторов, жилых и хозяйственных помещений, дорог. Например, для немецких жилищ характерны так называемый саксонский дом, где вместе под одной крышей находятся различные жилые и хозяйственные помещения. Последующие десятилетия советского периода жизни резко отразились на жизни немецкого населения, как и всей страны в целом: были репрессии, раскулачивание. Многие немецкие жители на Урале были арестованы, выселены, оказались в Сибири, на Алтае, в Северном Казахстане. Часть населения перебралась в города Оренбург, Орск, Челябинск, Пермь. Появились даже в некоторых городах целые районы, населенные немцами.

Большое влияние на состав населения области, как и всего Урала, оказали первая мировая война и последовавшая за ней революция. Большие массы народа перемещались с востока на запад и в обратную сторону. Часть этих людей оставалась на Урале. Связанные с войной экономические трудности проявлялись здесь не так сильно.
Так, например представителей белорусской национальности на территории Южного Урала не мало.

Появление на Южном Урале (а также в Зауралье и в Сибири) первых белорусов связывают с тем, что они прибыли сюда как сосланные военнопленные в XVII веке, в период правления Алексея Михайловича, когда русские отвоевывали Украину и теснили литовцев. Тогда брали в плен и отправляли подальше от западных границ России людей, которых именовали литвинами. Это и есть белорусы, они говорили на своем языке, были православными. От названия этих пленных и пошла фамилия “Литвинов”. В ту пору территория, населенная белорусами, входила в состав Великого княжества Литовского. Сейчас мало кто знает, что его государственным языком вплоть до конца XVII века был белорусский, поскольку основная масса населения этого государства – славяне. В XVII веке захваченных в плен солдат литовского государства называли как “литвинами”, так и “литовцами”. Причем никакого отношения к национальности эти наименования не имели. Литовцем (а позже поляком) могли называть и украинца, и белоруса, и собственно литовца.

Ссылка в Сибирь в XVII веке вовсе не означала поражения в правах, заключения в тюрьму и т.п. Ссыльным на месте либо выделялась земля, и они становились крестьянами, либо их записывали на службу.

В городах Урала и Сибири в XVII веке были особые группы служилых людей, так называемого “литовского списка”. Впоследствии основная их часть осела в Сибири, и вскоре ничего кроме фамилии не напоминало о “литовском” или “польском” происхождении. В XVIII – начале XIX веков белорусы попадали в наши края тоже чаще как ссыльные, к сожалению, статистики того времени мы не знаем.

Начало активного переселения белорусов на восток связано с отменой крепостного права. Как и население центральных районов Великороссии, жители Белоруссии стали понемногу отправляться на Урал и в Сибирь на поиски лучшей доли.

Резкая активизация переселенческого движения произошла в начале XX века, в связи со Столыпинской аграрной реформой. Тогда на Южный Урал прибыли прабабушки и прадедушки многих наших белорусов, очень часто приезжали целыми семьями. Белорусы на Урале живут везде, по данным переписи их количество составляет чуть больше 20 тысяч человек.

Население современного Южного Урала (Челябинская область) представляет собой более 130 национальностей.

Русское население по прежнему является наиболее многочисленным и составляет 82,3 процента общей численности населения области. Это преобладание характерно как для городской, так и для сельской местности.
В процессе исторического развития на Урале происходило смешение многих народностей, в результате чего сложилось современное население.

 

Тема занятия: «История башкирского народа»

Возраст учащихся: 10-12 лет

Количество учащихся: 15-16 человек

Время занятия: 120 минут

Цель занятия: Познакомить учащихся с национальностями, проживающими на Южном Урале и их культурным наследием посредством изучения особенностей культурных традиций башкирского народа.

Задачи:

1. Познавательные: познакомить с культурой и бытом башкир.

2. Развивающие: вызвать интерес учащихся к изучению культурного наследия башкир, развить художественно-творческие способности.

3.Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, уважение к традициям и культуре граждан России.

Тип занятия:

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Методы обучения: наглядно-словесный, практический

Способы обучения: репродуктивный

Материалы и оборудование для педагога: ноутбук или проектор с экраном (иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, дома, образцы национальных орнаментов, вышивок, посуды, национальная музыка и т.д)

Материалы и оборудование для учащихся: лист альбома (ватмана), ножницы, карандаш, клей, краски, кисти.

 

 

 

 

План занятия:

1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учеников к работе

2.Введение. Знакомство с предстоящей работой

3.Объяснение и изучение материала:

- рассказ об истории и культуре башкирского народа;

- показ наглядных материалов

4.Перерыв

5.Практическая деятельность: создание «юрты»

6.Подведение итогов.

Ход занятия

 

Часть занятия

Содержание

Время

1.Организационная часть

Общее приветствие. Установление эмоционального контакта с детьми.

5 минут

2.Введение.

Знакомство с предстоящей работой

5 минут

3.Объяснение и изучение материала

Рассказ об истории и культуре башкирского народа;

С показом презентации

45 минут

 

 

5 минут

Валеопауза

4. Перерыв

Проветривание помещения

5 минут

5. Практическая деятельность

Краткий инструктаж по технике безопасности, создание «юрты»

45 минут

6. Подведение итогов

Краткий анализ  занятия. Подведение итогов занятия. Прощание.

10 минут

 

Итого:

120 минут

 

 

 

Содержание этапов занятия:

1.     Организационный:

- Приветствие;

- Проверка готовности к работе

- Настрой на работу

 

2.     Введение: знакомство с темой занятия и предстоящей практической работой

3.     Объяснение и изучение материала:   

Все вы знаете, что мы живем в Челябинской области. Челябинская область находится на юге Уральских гор. Край, в котором мы живем, называется Южный Урал. Красив и богат Южный Урал. Есть здесь и просторные степи, есть и леса, богатые дарами. Есть горы, в которых спрятаны бесценные сокровища. О сокровищах  скрытых под  землей и  в горах, мы с вами говорили на предыдущих занятиях.  А самое главное богатство нашего края – это люди. Ребята! Вы знаете, какие народы живут на Южном Урале? (ответы детей).

Вообще в нашем крае проживает 40 народностей. Но больше всего башкир, татар и русских. И сегодняшнее наше занятие посвящено башкирам. Почему именно им? (ответы детей) А потому, что именно башкиры являются коренным народом Южного Урала. Именно они первые пришли и заселили эти земли еще в 9 веке. И сейчас ребята, я вас приглашаю в путешествие по «реке времени», в прошлое Южного Урала.

         В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Они кочевали с места на место, лучшие земли искали. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой. Там, где жили кочевники травы и воды мало было, и вот они решили поискать лучших мест. Долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на юг? Аксакалы-это старшие, самые умные люди в племени. Вдруг они увидели стаю волков. И тут вожак стаи подошел к людям, встал впереди каравана и повел людей. Долго шло племя кочевников за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озерами с чистой водой, степями с зеленой травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волк вдруг исчез. Посоветовавшись между собой, кочевники решили, что не найти им лучшего места для житья. Поставили люди юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов. (Демонстрация фото-материалов)

  С тех пор этот народ стал называть себя «башкорт», т.е. людьми пришедшими за волком. Потомки «башкортов» до сих пор живут на Южном Урале, и называем мы их «башкиры». Зимой башкиры жили в аулах, в теплых деревянных домах. Аулы строили вдоль рек, да густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу, в лесу на зверя охотились, а также собирали грибы, ягоды и мед диких пчел. (Демонстрация фото-материалов). А летом башкиры по степи кочевали, стада коней и овец пасли, дома-юрты с собой брали. Что же представляет из себя юрта? Как выглядит?

Юрта –это переносной дом, имеющий разборный каркас. Стены дома как правило покрывали войлоком (ткань из верблюжьей или овечьей шерсти). В первую очередь, определяли место, где будет стоять юрта. Именно в этом месте размещалось все необходимое имущество. После этого устанавливались дверная рама и решетки, которые скреплялись между собой веревками. Этот каркас и покрывали войлоком. Последний прикреплялся к каркасу небольшими веревочками из волос животных. Лучшие куски войлока использовались для стен и кровли. Важно было лучше утеплить сторону, выходящую на север. Это делалось для защиты от холодных ветров. Размер юрты говорил об обеспеченности хозяина, чем больше юрта, тем хозяин дома богаче.

Благодаря кочевому образу жизни, в обиходе башкир появились различные предметы быта, которые не могли появиться ни при каком другом образе жизни. Например, ковровые изделия, направленные на различное использование. Они употреблялись для утепления жилья, в качестве мебели, чемоданов или чехлов. Ковер никогда не играл только декоративную роль, он всегда использовался для практических целей. К примеру, большие ковры использовались для того, чтобы застилать пол. Одежда и прочие принадлежности хранились в ковровых мешках, которые вешались на стену. Накидка из ковра использовалась для занавешивания входа в юрту, то есть как дверь.

В центре юрты всегда находился очаг. Такое расположение тепла позволяло обогреть круглое жилище равномерно. Кроме того, над костром непосредственно располагается отверстие  в крыше, для отвода дыма. Когда очаг выносили на улицу, в центре жилища располагали скатерть, которая играла роль обеденного стола. Вокруг такого «стола» размещались члены семьи и гости, садясь на специальные подушки.

Юрта традиционно делилась на две части: женскую и мужскую. Женская часть жилища всегда была меньше и находилась по правую руку от двери. В этой части юрты располагаются различные хозяйственные принадлежности и женская одежда. Говоря современным языком, можно сказать, что в женской части была кухня и гардеробная. Там же находилась и детская.

Мужская часть юрты была гораздо больше, чем женская. Она исполняла роль гостиной, позволяя хозяину принимать гостей. Как правило, эта часть юрты украшалась коврами, расшитыми скатертями и полотенцами. Кроме того, здесь хранилось все имущество мужчины: оружие, доспехи, конская сбруя и т.д.

Переоценить значение этого передвижного дома для кочевников сложно. Народы, тысячелетиями находящиеся в движении, очень ценят то, что помогает им организовать комфортный быт, в то же время не сковывая их передвижения. В этом плане юрты отличный выход: легко и быстро возводить, а также убирать.

Ну и конечно в такой дом не стыдно пригласить гостей. Башкиры с исключительной теплотой относились к гостям, и званным и незваным они были рады. Считалось, что пришедший в дом человек является посланником Бога. Большой грех -  не напоить, не накормить человека. Даже случайно попавшему в гости накрывают стол, выставляя на него все, что есть в доме.

Чем же угощали башкиры своих гостей, да и сами чем питались?

Учитывая необычный жизненный уклад, башкирским хозяйкам приходилось прикладывать немало усилий для того, чтобы накормить семью. Большую часть времени они вынуждены были готовить в походных условиях. Башкирские национальные блюда готовятся с минимальным количеством приправ. Для того чтобы еда была вкусной и ароматной, в основном, используется перец (красный и черный), чеснок и большое количество зелени (укроп, лук и петрушка). Большинство блюд башкиры по традиции готовят с мясом. Обычно это конина или баранина. Чаще всего мясо готовят крупными кусками с большим количеством жира. Это и понятно. Ведь для людей, живущих в таких условиях, нужна калорийная пища. Вместе с мясом они обязательно подают к столу кисломолочные продукты (курут, айран или кумыс). Учитывая особенности кочевой жизни, башкиры традиционно используют в еде продукты длительного хранения (злаки, сушеные ягоды и вяленое мясо). Благодаря этим особенностям башкирские национальные блюда отличаются высокой калорийностью и пользой.

Шурпа (наваристый суп с мясом и зеленью), тушеная конина, нашпигованная чесноком и сладким перцем, бешбармак (отварное мясо с кусочками теста),  беляши, мясное ассорти по-башкирски, отварные мясопродукты (говядина, курятина, язык, печень и домашняя колбаса) подаются в одной тарелке вместе с овощным салатом, суп-салма (кусочки теста отваривают в мясном бульоне, а затем доводят до готовности, добавив соль и сырой репчатый лук), элеш (для этого супа сначала мясо отваривают большими кусками, а потом в бульоне отдельно готовят овощи. Картофель, капусту, лук и морковь тоже режут крупными кусочками или просто пополам), тутырлган-таук (курица, фаршированная смесью яиц с молоком и сливочным маслом), пирожки с разными начинками (вак-бэлиш, уч-почмак, шурпалы-бэлиш), дучмаки (пироги с творогом), напитки (айран, боол, кумыс и курут). Но башкирские национальные блюда не ограничиваются только мясом. Среди них есть много изделий из теста, различных напитков и десертов. Одним из самых популярных из них, пожалуй, является «Чак-чак.   Еще одно национальное блюдо из теста – это башкирская губадия. Она представляет собой пирог со сложной начинкой. Традиционно губадию готовят по праздникам, а на свадьбе она обязательно находится в центре стола. У блюда есть несколько особенностей: Для него используется тесто, в котором содержится очень много масла. Начинка всегда располагается внутри слоями. Причем они никогда не перемешиваются. В состав начинки традиционно входит: корот (сухой творог), яйца, рис и различные сухофрукты. Обычно губадия – это десерт. А в случае, когда ее делают с мясом, она используется как горячее второе блюдо. Даже этот короткий список дает возможность убедиться, насколько разнообразна традиционная башкирская кухня.

И конечно у башкир, как у и всех народов есть свои национальные праздники:

Ураза-байрам - один из важнейших праздников года. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют.

Курбан-байрам – праздник плодородия, отмечается в сентябре. Также в домах накрываются богатые столы и раздается милостыня бедным.

Сабантуй – это праздник плуга. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний.

Ребята, а давайте и мы сегодня  представим себя кочевниками и попробуем сделать юрту. Конечно реек и войлока у нас нет, но мы сделаем из картона.

4. Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается.

5. Практическая деятельность: краткий инструктаж по технике безопасности, создание «юрты». (Во время работы можно  включить башкирскую музыку. Слайды с башкирсими орнаментами (для росписи и украшения юрты).

Для создания юрты нам понадобятся альбомный лист, карандаш, ножницы, клей  и шаблон…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь нам нужно расписать и украсить нашу юрту, чтобы ее было далеко видно….

Примеры башкирских орнаментов

Башкирский орнаментУзоры и орнаменты. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

 

Цветная наклейка для ноутбука: 200 грн. - Аксессуары Киев - объявления на Бесплатка 7948418 Архив Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и тр

 

 

 

 

 

 

6.Подведение итогов

Завершая наше занятие, давайте устроим выставку работ, все дружно посмотрим, какие юрты получились. Просмотр работ, обсуждение, фотографирование полученных работ. Уборка рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия:   «История татарского народа»

Возраст учащихся: 10-12 лет

Количество учащихся : 15-16 человек

Время занятия: 120 минут

Цель занятия: Познакомить учащихся с  национальностями, проживающими на Южном Урале и их культурным наследием посредством изучения особенностей культурных традиций татарского народа.

Задачи:

1. Познавательные: познакомить с культурой и бытом татар.

2. Развивающие: вызвать интерес  учащихся к изучению культурного наследия татар, развить художественно-творческие способности.

3.Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, уважение к традициям и культуре граждан России.

Тип занятия:

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Методы обучения: наглядно-словесный, практический

Способы обучения: репродуктивный

Материалы и оборудование для педагога: ноутбук или проектор с экраном (иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, дома, образцы национальных орнаментов)

Материалы и оборудование для учащихся: цветная бумага зеленого, желтого и красного цветов, клей.

 

 

 

План занятия:

1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учеников к работе

2.Введение. Знакомство с предстоящей работой

3.Объяснение и изучение материала:

- рассказ об истории и культуре татарского народа;

- показ наглядных материалов

4.Перерыв

5.Практическая деятельность: создание «тюбетейки.

6.Подведение итогов.

Ход занятия

 

Часть занятия

Содержание

Время

1.Организационная часть

Общее приветствие. Установление эмоционального контакта с детьми.

5 минут

2.Введение.

Знакомство с предстоящей работой

5 минут

3.Объяснение и изучение материала

Рассказ об истории и культуре татарского народа;

С показом презентации

45 минут

 

 

5 минут

Валеопауза

4. Перерыв

Проветривание помещения

5 минут

5. Практическая деятельность

Краткий инструктаж по технике безопасности, создание «тюбетейки»

45 минут

6. Подведение итогов

Краткий анализ  занятия. Подведение итогов занятия. Прощание.

10 минут

 

Итого:

120 минут

 

 

 

Содержание этапов занятия:

4.     Организационный:

- Приветствие;

- Проверка готовности к работе

- Настрой на работу

5.     Введение: знакомство с темой занятия и предстоящей практической работой

6.     Объяснение и изучение материала:

Не только башкир привлек наш богатый край. На благодатных землях поселились и татары. История появления татар на нашей земле можно сказать трагическая. Много лет назад правил на Руси царь – Иван IV, народ прозвал его Иван Грозный. И действительно царь был грозен нравом. Что ему не нравилось в государстве, он тут же чинил расправы и казни над людьми. А в те времена недалеко от Руси на реке Волге стояло очень красивое и богатое ханство, и называлось оно Казанское или Булгарский вилаят, как звали его сами жители. А жителями там были татары. Главный их город назывался Казань. И вот Иван Грозный решил присоединить эти богатые земли к Русскому царству. В 1552 году армия Ивана IV штурмом взяла Казань, следствием чего стало присоединение Казанского ханства к Московскому княжеству. После этого события Казанское ханство как отдельное государство перестало существовать. Жители ханства сопротивлялись тем новым порядкам, которые вводили русские, и начали устраивать народные восстания. Всех кто восставал, царь Иван IV отправлял в ссылку, в самые отдаленные уголки Русского царства, а именно на Урал. Таким образом татары и появились на наших землях.

По традиции татарские села располагались на берегах рек, вблизи больших дорог. Селения (аулы) характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик.  Традиционным жилищем татар была рубленная изба, отгороженная от улицы высоким забором. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Также в каждой избе почетное место занимал кованный большой сундук, там хранилось самое ценное. И куски материи, и приданое для молодой девушки, а иногда  деньги и украшения.  Фасад избы обязательно украшался многоцветной росписью. И не было в селе ни одной похожей избы.

Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:

·        Удлиненная рубаха (кулмэк).

·        Штаны типа шаровар.

·        Длинная безрукавка.

·        Широкий пояс.

·        Тюбетейка.

·        Ичиги. (сапоги из тонкой кожи)

Рубаха украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В холодную погоду надевали бешмет — кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги, их украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.

Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.

Основными занятиями татар были:

·         пашенное земледелие;

·          животноводство;

·         огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Также занимались охотой и рыболовством. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

·         производство ювелирных изделий;

·         скорняжное дело;

·         валяльное ремесло;

·         ткачество;

·         кожевенное производство.

Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

1.     Сабантуй.

2.     Нардуган.

3.     Новруз.

4.     Курбан-байрам.

5.     Ураза-байрам.

6.     Рамадан.

Рамадан — это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха.

Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй — праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.

Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам.

В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз — приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето. 
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране — священной для мусульман книге.

Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

1.     Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.

2.     Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.

3.     Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.

4.     Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».

5.     Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.

6.     Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.

7.     Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.

Ребята! Я вам рассказывала сегодня о костюмах татар. Помните, что на голове носили мужчины. (ответ: тюбетейка). Давайте и мы сегодня с вами попробуем сделать, самостоятельно этот головной убор. И конечно же украсим его национальным татарским орнаментом.

4. Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается.

5. Практическая деятельность: краткий инструктаж по технике безопасности, создание «тюбетейки». (Во время работы можно  включить татарскую музыку, курай). Слайды с татарскими орнаментами (для украшения тюбетейки).

Для создания тюбетейки нам понадобятся цветная бумага зеленого, желтого и красного цветов, циркуль, ножницы, кисточка, клей.

 

 

 

 

 

 

 

Примеры татарских орнаментов

"Татарский орнамент" (дидактические игры) страница 8 

3d модели: Лепнина - татарский орнамент татарский язык Images, Illustrations, Vectors - татарский язНациональный орнамент. - Ярмарка Мастеров неповторимая красота национальных узоров

6.Подведение итогов

Завершая наше занятие, давайте устроим выставку работ, все дружно посмотрим, какие тюбетейки получились. Просмотр работ, обсуждение, фотографирование полученных работ. Уборка рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: «История русского народа»

Возраст учащихся: 8-12 лет

Количество учащихся: 10-12 человек

Время занятия: 120 минут

Цель занятия: Познакомить учащихся с национальностями, проживающими на Южном Урале и их культурным наследием посредством изучения особенностей культурных традиций русского народа.

Задачи:

1. Познавательные: познакомить с культурой и бытом разных национальностей Южного Урала.

2.  Развивающие: вызвать интерес  учащихся к изучению культурного наследия национальностей Южного Урала, развить художественно-творческие способности.

3. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, уважение к традициям и культуре граждан России.

Тип занятия:

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Методы обучения: наглядно-словесный, практический

Способы обучения: репродуктивный

Материалы и оборудование для педагога: ноутбук или проектор с экраном

Материалы и оборудование для учащихся: цветная принтерная бумага, клей ПВА, ножницы, цветные карандаши (фломастеры), шаблоны приготовленные педагогом.

 

План занятия:

1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учеников к работе

2.Введение. Знакомство с предстоящей работой

3.Объяснение и изучение материала:

- рассказ об истории и культуре русского народа;

- показ наглядных материалов

4.Перерыв

5.Практическая деятельность: создание куклы из бумаги «Русская красавица»

6.Подведение итогов.

Ход занятия

 

Часть занятия

Содержание

Время

1.Организационная часть

Общее приветствие. Установление эмоционального контакта с детьми.

5 минут

2.Введение.

Знакомство с предстоящей работой

5 минут

3.Объяснение и изучение материала

Рассказ об истории и культуре русского народа;

С показом презентации

45 минут

 

 

5 минут

Валеопауза

4. Перерыв

Проветривание помещения

5 минут

5. Практическая деятельность

Краткий инструктаж по технике безопасности, создание бумажной куклы

45 минут

6. Подведение итогов

Краткий анализ  занятия. Подведение итогов занятия. Прощание.

10 минут

 

Итого:

120 минут

 

 

Содержание этапов занятия:

1. Организационный:

- Приветствие

- Проверка готовности к работе

- Настрой на работу

2.Введение: знакомство с темой занятия и предстоящей практической работой

3. Объяснение и изучение материала:

С древних времен вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни  и ее продолжения. Избы русские строили из ели или сосны, от бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Русская изба-самая распространенная постройка того времени. Крестьяне ставили свой дом прочно, на века. Центральное место в избе занимала печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую деревянную лопату, кочергу. На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестом хранили инвентарь и дрова. Печь в крестьянской семье любили, она не только кормила вс. Семью, но и согревала лютой зимой.

Больше всего времени у печи проводила конечно хозяйка. Это место называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу хранилась посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, деревянные ложки. В избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи, работал хозяин. Иногда и спал там же. Под потолком шли подлавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил-полати. На полатях спали, а во время посиделок или праздников туда забиралась детвора и с любопытством наблюдала за всем происходящим в избе.

Главный угол в крестьянской избе назывался «Красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница-полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. И только потом входил в дом. Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу, за столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец или самый старший мужчина в доме. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол, помогали ей дочери. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом начали», и только после этого все начинали есть. За столом не разрешались  праздные разговоры, шум, шутки, спор.

Много предметов использовалось в русском быту, и почти все они делались своими руками. Самодельной была и мебель в избе-стол, лавки, скамьи, сундуки. В сундуках, например, хранили семейные ценности: одежду, приданное. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. Особой гордостью хозяйки были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища.

Также в крестьянской семье было много посуды: глиняные горшки, низкие и плоские миски, кринки для хранения молока, разных размеров чугунные горшки. Использовались в хозяйстве бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что сами умели и знали. Отец наставлял сыновей, а мать дочерей. Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом и смотрел, затем начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Через какое-то время, ему доверяли уже часть работы. Тогда же ребенку делали маленькие грабли, молоточек, веретено. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки-самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, мебель. В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, коз, овец, кур и гусей. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище. С 10-12 лет мальчики уже помогали отцу в поле пахали, боронили, подавали снопы и даже молотили зерно. В народе говорили: «С ремеслом весь свет пройдешь- не пропадешь».

А как же одевались русские? Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Повседневной одеждой мужчин были рубаха и штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. В холодное время под кафтан поддевали зипун, подбитый заячьим мехом. Непременной частью одежды был пояс или кушак. Обувью служили в основном лапти. Материалом для одежды служили домотканые холсты, овчина (шкуры овец),  и пойманных на охоте животных (волков, медведей, зайцев). Одежду женщин составляли: рубаха, сарафан, иногда передник, душегрею (зимой), пояс и обязательно головной убор (кокошник, платок).

Русский народ умел не только работать, но и веселиться в праздники. Какие же праздники были на Руси, а затем и в России?

Яблочный спас. Празднуется 19 августа. Цель праздника освещение яблок. Проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще и другое название-первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, а затем сирот, неимущих, как поминание предкам.

Святки. Отмечается с 6 января по 19 января. Цель праздника: народные гуляния, колядование, ряженье, гадания на суженого, обряды на благополучие и плодородие. Праздник связан с зимним солнцестоянием.

 Коляда. Празднуется с 6 на 7 января. Значение праздника – поворот солнца с зимы на лето. Колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейные трапезы.

Масленица. Праздник, который отмечается в течение недели перед Великим постом. Цель праздника – прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать обильные застолья,, кататься на санях, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Проводы зимы, встреча весны.

Пасха. Древнейший христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа. Традиции: освящение крашенных яиц, приветственное целование.

Иван Купала. Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля. Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы.

Это конечно не полный список праздников, которые справляли и праздновали наши предки. Ребята! А может вы знаете какие-то праздники, и можете рассказать нам о них?

 

А чем же питались в русских деревнях?

Из злаковых выращивали ячмень, овес, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепешки, по праздникам пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различной начинкой: мясо, рыба и ягоды.

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд был кисель. Кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет. Кисели получались упругими, напоминающими студень(холодец). Поскольку сахара в те времена еще не было, для вкуса в них добавляли мед или ягоды.

На Руси были очень популярны каши. Преимущественно это была пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали («томили») в печи, чтобы они были мягкими. Большим деликатесом был рис («сорочинское пшено») и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным маслом, но чаще всего льняным или конопляным.

Интересная ситуация была на Руси с овощными культурами. То, что мы употребляем сейчас – не было и в помине. Самым распространенным овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также часто употребляли репу. Эти корнеплоды тушили, жарили и делали из них начинку для пирогов. Также издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку для пирогов и блинов. Примерно к 11 веку на столах стали появляться лук, капуста, позже-морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам картофель, томаты и кабачки лишь в начале 18 века.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, мясо домашних птиц. Достаточно часто на Руси ели рыбу, преимущественно речную и озерную. Вот такой была кухня на Руси, казалось на первый (современный) взгляд скудная, но это ошибочное мнение.

Ребята! Я вам рассказывала сегодня о русских . Давайте  мы сегодня с вами попробуем сделать из бумаги куклу - «русская красавица».

4. Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается.

5. Практическая деятельность: краткий инструктаж по технике безопасности, создание «куклы». (Во время работы можно  включить русскую музыку).

Для создания «русской красавицы» нам понадобятся цветная принтерная бумага, клей ПВА, нитки, ножницы, цветные карандаши (фломастеры), шаблоны.

1. Сложить «гармошкой» лист А4 голубого цвета

2. Согнуть «гармошку пополам» и склеить внутренние части

 

3. Половину белого листа  формата А4 , также сложить гармошой и склеить заготовку внутри

4. Белую заготовку приклеить поверх голубой и скрепить нитью.

5. Обвести шаблон № 1 и №5 на бумаге белого цвета ы вырезать

 

 

 

 

6. Обвести шаблон № 2 и №6 на бумаге голубого цветы  и вырезать

7. Наклеить голубую деталь на белую получилась косынка

8. Для уголочков косынки наклеить голубые детали на белые

9. Приклеить бежевый круг на косынку и волосы

10. нарисовать лицо (брови, глаза, губы)

11.приклеить голову и ручки к основной бумажной заготовке («гармошке»)

Вот и получилась наша «русская красавица», хоть сейчас ее в хоровод ставь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Истоки» г

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Истоки» г

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности

Приблизительно в 15—12 тысячелетиях до н

Приблизительно в 15—12 тысячелетиях до н

На Южном Урале представление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников

На Южном Урале представление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников

Это было время “великого переселения народов”

Это было время “великого переселения народов”

Ремесло у башкир было развито слабо

Ремесло у башкир было развито слабо

Золотоордынские ханы обложили башкир ясаком в виде дорогих мехов, возможно и налогом в виде одной десятой от их стад

Золотоордынские ханы обложили башкир ясаком в виде дорогих мехов, возможно и налогом в виде одной десятой от их стад

Но своими собственными силами башкиры этого не могли сделать

Но своими собственными силами башкиры этого не могли сделать

Этнически близкими к башкирам стоят татары, а их длительная жизнь по соседству привела к существенному стиранию многих национальных различий

Этнически близкими к башкирам стоят татары, а их длительная жизнь по соседству привела к существенному стиранию многих национальных различий

Основными причинами, побудившими татар, как и крестьянские массы других народов, к переселению на новые места жительства, являлись малоземелье, крайняя нужда, естественное желание людей улучшить материальное…

Основными причинами, побудившими татар, как и крестьянские массы других народов, к переселению на новые места жительства, являлись малоземелье, крайняя нужда, естественное желание людей улучшить материальное…

Они занимались земледелием, извозом, скотоводством, но любимым их ремеслом являлась все-таки торговля

Они занимались земледелием, извозом, скотоводством, но любимым их ремеслом являлась все-таки торговля

Ногайской орды и Сибирского ханства

Ногайской орды и Сибирского ханства

Башкирии, известные под названием “диких полей”

Башкирии, известные под названием “диких полей”

Первыми поселенцами из русских здесь были черносошные крестьяне и посадские люди из различных уездов

Первыми поселенцами из русских здесь были черносошные крестьяне и посадские люди из различных уездов

Под прикрытием острогов и монастырей началось заселение края русскими крестьянами

Под прикрытием острогов и монастырей началось заселение края русскими крестьянами

Как видно из переписных книг Л

Как видно из переписных книг Л

Челябинской области: Спасский,

Челябинской области: Спасский,

Земля под заводские дачи скупалась у башкир

Земля под заводские дачи скупалась у башкир

Свободные и плодородные земельные угодья привлекали переселенцев

Свободные и плодородные земельные угодья привлекали переселенцев

Сибири, на Алтае, в Северном Казахстане

Сибири, на Алтае, в Северном Казахстане

Ссылка в Сибирь в XVII веке вовсе не означала поражения в правах, заключения в тюрьму и т

Ссылка в Сибирь в XVII веке вовсе не означала поражения в правах, заключения в тюрьму и т

Тема занятия: «История башкирского народа»

Тема занятия: «История башкирского народа»

План занятия: 1.Организационный

План занятия: 1.Организационный

Содержание этапов занятия: 1

Содержание этапов занятия: 1

Вдруг они увидели стаю волков.

Вдруг они увидели стаю волков.

Например, ковровые изделия, направленные на различное использование

Например, ковровые изделия, направленные на различное использование

В этом плане юрты отличный выход: легко и быстро возводить, а также убирать

В этом плане юрты отличный выход: легко и быстро возводить, а также убирать

Картофель, капусту, лук и морковь тоже режут крупными кусочками или просто пополам), тутырлган-таук (курица, фаршированная смесью яиц с молоком и сливочным маслом), пирожки с разными…

Картофель, капусту, лук и морковь тоже режут крупными кусочками или просто пополам), тутырлган-таук (курица, фаршированная смесью яиц с молоком и сливочным маслом), пирожки с разными…

Курбан-байрам – праздник плодородия, отмечается в сентябре

Курбан-байрам – праздник плодородия, отмечается в сентябре

«Народы Южного Урала»

«Народы Южного Урала»

А теперь нам нужно расписать и украсить нашу юрту, чтобы ее было далеко видно…

А теперь нам нужно расписать и украсить нашу юрту, чтобы ее было далеко видно…

«Народы Южного Урала»

«Народы Южного Урала»

Подведение итогов Завершая наше занятие, давайте устроим выставку работ, все дружно посмотрим, какие юрты получились

Подведение итогов Завершая наше занятие, давайте устроим выставку работ, все дружно посмотрим, какие юрты получились

Тема занятия: «История татарского народа»

Тема занятия: «История татарского народа»

План занятия: 1.Организационный

План занятия: 1.Организационный

Содержание этапов занятия: 1

Содержание этапов занятия: 1

Дом имел два или три помещения, включая сени

Дом имел два или три помещения, включая сени

Наряды татарских девушек очень красочны, женственны

Наряды татарских девушек очень красочны, женственны

Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом

Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после

Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе

Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе

Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается

Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается

«Народы Южного Урала»

«Народы Южного Урала»

Примеры татарских орнаментов

Примеры татарских орнаментов

«Народы Южного Урала»

«Народы Южного Урала»

Подведение итогов Завершая наше занятие, давайте устроим выставку работ, все дружно посмотрим, какие тюбетейки получились

Подведение итогов Завершая наше занятие, давайте устроим выставку работ, все дружно посмотрим, какие тюбетейки получились

Тема занятия: «История русского народа»

Тема занятия: «История русского народа»

План занятия: 1.Организационный

План занятия: 1.Организационный

Содержание этапов занятия: 1

Содержание этапов занятия: 1

Под потолком шли подлавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил-полати

Под потолком шли подлавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил-полати
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021