Классный час " Беседа о наркомании"
Оценка 4.6

Классный час " Беседа о наркомании"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
8 кл
14.08.2018
Классный час " Беседа о наркомании"
Б е с е д а н а т е м у П с и х о л о г и ч е с к и й п о р т р е т н а р к о м а н а Анкета. 1. Что такое наркотики? 2. Какие вещества Вы относите в разряд наркотических? 3. Из какого источника вы узнали о наркотиках? 4. Когда, по Вашему мнению, наркомания становится проблемой? 5. Как Вы считаете, для чего употребляют наркотики? 6. Вы хотя бы раз пробовали наркотические вещества? 7. Как необходимо бороться с наркоманией?
Беседа о наркомании.doc
Б е с е д а   н а   т е м у П с и х о л о г и ч е с к и й      п о р т р е т н а р к о м а н а Анкета. 1. Что такое наркотики? 2. Какие вещества Вы относите в разряд наркотических? 3. Из какого источника вы узнали о наркотиках? 4. Когда, по Вашему мнению, наркомания становится проблемой? 5. Как Вы считаете, для чего употребляют наркотики? 6. Вы хотя бы раз пробовали наркотические вещества? 7. Как необходимо бороться с наркоманией? Понятие о наркомании.  Наркоманией   называется   группа   заболеваний,   которые   проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема.  Этиология наркомании.  В   50­60   годы   наркомания   исследовалась   лишь   в   узкопрофессиональных кругах   –   проводились   либо   чисто   медицинские   исследования,   либо юридические, связанные с уголовно­наказуемыми деяниями.  Но   постепенно   ситуация   начинает   меняться   –   проблема   наркомании становится   актуальной,   так   как   в   России   существует   стремительно нарастающая угроза наркотизации общества, увеличивается процент женщин, употребляющих наркотики; существует нелегальный рынок наркотиков. Дело осложняется еще тем, что больные наркоманией составляют около 10% от общего числа молодых людей, потребляющих наркотические средства. Клиническая картина.  Диагноз наркомания, устанавливается только в том случае, если присутствует определенный комплекс клинических признаков заболевания:  1.     Непреодолимое влечение к принятию наркотиков. 2.     Тенденция к повышению дозы.  3.     Психическая и физическая зависимость от наркотиков.                     Психическая зависимость:          Возникает   во   всех   случаях   систематического   употребления наркотических   веществ.   Чаще   всего   отмечается   негативная   привязанность, при   которой   наркотик   применяют   с   целью   избавления   от   плохого самочувствия, напряжения и т.п.         Позитивная   привязанность   отмечается,   тогда,   когда   наркотик принимается для получения приятного эффекта.   Физическая зависимость: Отмечает   тягостные,   мучительные   ощущения,   вызванные   прерыванием наркотизации.    Проявляется   физическая   зависимость   абстинентным   синдромом воздержания от наркотика 12­ 48 часов после прекращения приема наркотика. Наркоман не может переносить это состояние, доставляющие ему страдание.  Психологический портрет наркомана периода взросления.  Исследование и описание специфических для наркоманов периода взросления черт личности и поведения имеют особую важность. Так как они позволяют отделить индивидуально­психологические характеристики молодого человека от сформированных наркоманским образом жизни, эффективно планировать и осуществлять   мероприятия   по   первичной   и   вторичной   профилактике наркомании среди молодежи. Аспектам   личностной   динамики   при   наркомании   посвящено   много исследований,   которые   позволяют   создать   обобщенный   психологический портрет наркомана периода взросления: 1. Слабый или смешанный тип высшей нервной деятельности; преобладает астеническое телосложение.    боязливость,     нерешительность, 2. Гипотимный или эмотивный тип реагирования.  3. Характеристика   ­   пассивность,   мягкость   характера,   уступчивость, развитое чувство вины; добродушие и кротость, совестливость, высокая моральность,   верность;   высокая   чувствительность   к   средовым воздействиям, застенчивость, склонность   перекладывать   принятие   решений   и   ответственность   на плечи   окружающих,   тревожность,   мнительность,   настроение   в значительной   мере   зависит   от   отношения   окружающих   к   нему, впечатлительность,   склонность   к   глубокой   привязанности, интровертированность, необщительность, склонность   к   фантазированию,   поиск   признания,   стремление   к сотрудничеству; лживость, капризность, скрытая повышенная страсть к самодемонстрации и склонность к драматизации имеющихся проблем, стремление потакать своим слабостям.  пессимистичность,     Обобщение   характеристик   создает   образ   человека,   лишенного   азарта экзистенциального творчества.  Структуре личности наркомана свойственны: o сниженная   интегративная   функция   "Я",   мотивационная   и эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость; o аффилиативная ведущая потребность, т.е. поиск покровителя;  o высокий уровень мотивации избегания неуспеха, преобладание страха перед неуспехом над надеждой на успех;  o ярко выраженые пассивно­страдательная позиция, сильное "Супер­эго";  o отсутствие потребности в признании; выраженное стремление прятать душевные и сексуальные переживания;  o пассивно­зависимый   стиль   межличностного   поведения;   выраженное стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений, в мир фантазий, приспособиться к коллективу, а также к отречению и деструкции своего "Я";  o стиль   мышления,   сочетающий   в   себе   вербально­аналитические   и художественные   наклонности;   в   стрессе   происходит   блокировка   и нерешительность;  защитные   механизмы:   вытеснение   или   навязчивость,   отказ   от самореализации.  o В   силу   ослабленного   самоконтроля   и   нарушения   сбалансированности противоположностей   у   наркоманов   наблюдается   болезненная   деформация влечений,   которая   выражается   в   сужении   спектра   их   проявления   и заостренных характеристиках: высокая тревожность, болезненно выраженная инертность  превращается  в  алчность,  агрессивность,  высвобождаясь  из­под контроля сознания, проявляется вспышками разрушительной враждебности, интроверсия   трансформируется   в   аутичность,   пассивность   ­   в   мазохизм, пессимистичность преобразуется в депрессию, мнительность и сензитивность ­ в   ипохондричность,   эмотивность   ­   в   импульсивное   поведение.   Это свидетельствует о том, что наркоманы по сути дела находятся в состоянии дезадаптации.  При   обследовании   группы   наркоманов   выявлено   следующее.   Симптомы истерической   акцентуации   присущи   40%   из   них,   эпилептоидной   ­   20%, параноидальной   ­   10%.   Садомазохистские   тенденции   проявляются   у   20% обследованных, склонность к циклотимическим расстройствам присутствует у 10%.  У   наркоманов   снижены   способности   к   рефлексии,   анализу   и   самоанализу. Сочетание   противоречивой   структуры   потребностей,   мотивационной неустойчивости   с   бессознательными   механизмами   защиты   (агрессия, вытеснение,   "уход")   свидетельствует   о   невротическом   характере   90% обследованных, психологический инфантилизм проявляется у 10%. Личная тематика   является   более   значимой   для   наркозависимых,   чем   тема достижений.   Отношения   обследованных   с   людьми   не   своего   круга, родителями носят конфликтный характер, а их потребности в достижении, автономии и любви фрустрированы. Они не верят в собственные силы и не удовлетворены собой. Рисунки   наркоманов   на   тему   "Мое   прошлое,   настоящее   и   будущее" показывают   высокую   тревожность   в   отношении   настоящего,   будущего   и жизненной   перспективы   в   целом.   Они   не   могут   реализовать   в   жизни   свои влечения. Их склонности к коллективизму и пассивности  преобразуются в мазохизм и саморазрушающее поведение. Обнаруженная деформация влечений и базисных свойств личности связана с формой   их   реализации   в   социально­культурной   жизни   испытуемых.   Мы считаем, что она может быть лишь обострена употреблением ими наркотиков, т.к. эти тенденции обнаруживаются уже в детстве, а стаж наркотизации у них составляет всего несколько лет. "Уход"   от   настоящего   и   будущего   с   помощью   наркотиков   способствует снижению тревоги и имеет защитный характер. Факт   снижения   у   наркоманов   интегративной   функции   "Я"   и   выраженное "Супер­эго" требует особого внимания. По   мере   углубления   и   развития   наркотической   зависимости   личность начинает   изменяться.   Внутренние   конфликты   обостряются,   а   слабая психическая адаптация становится все более очевидной. Развитие наркомании сопровождается   снижением   психосоциальной   адаптированности   молодых людей. Наблюдаются неустойчивость мнестической функции, колебания из­за недостаточности   волевых   усилий   активности   познавательной   деятельности. Е.Л. Милютина обнаружила у наркоманов со стажем употребления опиума более пяти лет существенное снижение волевой активности, что проявляется "в   неспособности   прекратить   наркопотребление,   преодолеть   обычные жизненные затруднения". Н.С. Курек, изучая целенаправленную активность больных опийной наркоманией, выявил у них следующие нарушения [33]: o повышенный   уровень   установки   на   волевую   активность   и   числа способов   достижения   цели   (особенно   антисоциальных)   в   ситуации приобретения   наркотиков;   сниженный   интерес   к   приобретению предметов домашнего обихода;  o адинамия уровня притязаний в ситуации определенности и повышение частоты неадекватных успеху­неуспеху изменений уровня притязаний в ситуации неопределенности;  o чем   ниже   уровень   интеллекта   и   настроения,   тем   выше   уровень установки на волевую активность в ситуации приобретения наркотиков. Н.С.   Куреком   выявлены   особенности   эмоциональной   активности наркозависимых: снижение точности восприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам; нормальный или повышенный уровень собственной эмоциональной экспрессии; нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками.  Т.И.Букановская   изучала   эмоциональные   переживания   у   больных   опийной наркоманией в различных ситуациях. Она обнаружила у них снижение уровня мотивационной   деятельности.   Однако   в   состоянии   наркотической интоксикации   происходит   значительная   активация   мотивационной деятельности,   проявляющаяся   в   переживании   интереса;   осуществлении безболезненного   переживания   горя­страдания   [19,   c.161].   Актуальность последнего для больных наркоманией определяется высокой напряженностью аффекта,   низкой   способностью   к   переживанию,   наличием   эмоций   гнева­ отвращения (протеста­неприятия). Высказано предположение, что защитная роль опийной интоксикации заключается в том, что она позволяет пережить эмоциональное   состояние   горя­страдания   на   качественно   ином   уровне, дающем чувство удовлетворения (приятия). Приведем несколько примеров. Виктор, 20 лет. Снижение   уровня   обобщения   и   отвлечения,   инертность   и   конкретность мышления; садомазохистская тенденция; демонстративность; эпилептоидный склад личности со склонностью мучить близких и любимых людей; снижение интегративной функции "Я".  Юрий, 18 лет. Слабая   интегративная   функция   "Я",   утрата   чувства   собственного достоинства, слабоволие; сильно выражены тенденции "уйти" или спрятать свои переживания, стремление к присвоению и инертности; симбиотические отношения   с   матерью;   повышенная   страсть   к   самодемонстрации,   поиск признания   не   вполне   осознанные   и   неудовлетворенные   в   поведении конфликтные отношения с женщинами. Рустам, 20 лет. Снижение   интегративной   функции   "Я";   эпилептоидный   склад   личности; выражено желание изменить ситуацию, не переходящее в активные действия; конфликтные   отношения   с   матерью   и   окружающими;   сниженный самоконтроль; склонность к аффективным взрывам. Денис, 22 года. Гипотимный тип реагирования; сниженные способности "Я" к интеграции и внимание   к   окружающему;   нарушенное   восприятие   (сдвиг   в   сторону внутренних тенденций); гиперсоциальность установок; в стрессовой ситуации аффективные   реакции   приводят   к   дезорганизации   его   активности; доминирующий   мотив   ­   "избегание   неуспеха";   вытеснение   из   сознания истинных влечений, т.к. потребности в достижении, доминировании, любви фрустрированы;   депрессивное   состояние;   конфликтные   отношения   с окружающими. Дмитрий, 25 лет. Слабость   интегративной   функции   "Я";   садомазохистская   тенденция,   не осознает   противоречивость   и   сосуществование   в   нем   разнонаправленных тенденций;   испытывает   затруднения   в   самовыражении   из­за   дилеммы: проявляться во всем своем естестве  или прятать свои экзистенциальные и сексуальные тенденции; фрустрация потребностей в агрессивном поведении, любви; конфликтные отношения с женой и другими женщинами. Сергей , 21 год. Снижение   интегративной   функции   "Я";   гипотимный   тип   реагирования; сильное "супер­эго"; стремление "уйти" от чувств и действий; несчастлив и беспомощен,   не   готов   к   завязыванию   новых   контактов;   конфликтные отношения с матерью и окружающими. Олег, 19 лет. Снижение интегративной функции "Я"; истерическая акцентуация характера; трудности   в   самовыражении   из­за   дилеммы:   проявляться   во   всем   своем естестве или прятать свои экзистенциальные и сексуальные тенденции перед окружающими;   потребности   в   самодемонстрации,   признании,   любви фрустрированы;   либидозастойная   личность;   конфликтные   отношения   с матерью, женщинами; контакт с окружающим миром нарушен.  Евгений ,22 года. Психологический   инфантилизм;   нарушенное   восприятие;   сдвиг   в   сторону внутренних   тенденций;   плохо   осознает   свои   границы   ("Я"   или   "не   Я"), чувства;   не   ставит   целей,   уходит   от   действий   и   ответственности; гиперотрофированы   и   фрустрированы   потребности   в   безопасности, стабильности,   приобретении;   инертность   трансформирована   в   алчность; склонность   к   циклотимическим   расстройствам;   в   момент   обследования находился в депрессивной фазе. Дмитрий, 23 года. Угроза   дезинтеграции   "Я";   чувство   несчастливости   и   тревоги   в   связи   с утратой   объекта   привязанности,   признания;   стремление   "уйти"   от   своих переживаний; не готов к завязыванию новых контактов; боязнь замкнутого пространства,   телесного   контакта,   своего   стремления   к   наркотическому опьянению;   низкая   концентрация   внимания,   ошибки   восприятия,   снижение уровня   обобщения   и   отвлечения,   инертность   и   конкретность   мышления; конфликтные отношения с матерью, отцом и мужчинами. Александр, 19 лет.  Слабость   интегративной   функции   "Я";   сильно   выраженная   тенденция   к персональной   агрессии,   сексуальным   отношениям,   самодемонстрации; сниженная   способность  к   осознанию   своих  чувств   и  чувств  других  людей, нарушенное   восприятие   (сдвиг   в   сторону   внутренних   тенденций); подозрительность, стремится "уйти" от собственных переживаний. Исследования   показывают,   что   по   мере   возрастания   срока   употребления наркотиков   у   человека   все   сильнее   разрушается   индивидуальность,   а трансформация личности приводит к его полному обезличиванию.  Профилактика ­  это развитие  здорового  поведения и ресурсов  личности  и духа   человеческого,   препятствующих   риску   употребления   нароктиков   и других   психоактивных   веществ.   Это   значит,   что   человек   должен   иметь возможность   развиваться   как   здоровая   эффективная   личность,   способная справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь. Знать, что наркотики ­ это плохо ­ недостаточно. Знать ­ это не значит уметь. Это даже не значит ­ понимать. В вопросе любых психоактивных веществ   и   зависимости   от   них   это   ­   всего   лишь   недооценивать.   Людям свойственно не признавать того, чего они не хотят признавать. Главная задача сделать так, чтобы и   Вы дети, и мы взрослые хотели, умели и могли жить здоровой жизнью. Этого   можно   достичь,   если   будут   развиты   его   духовные,   личностные, средовые   ресурсы.   Это   значит,   что   профилактика   ­   это,   прежде   всего, предоставление возможности человеку формировать здоровое поведение на основе   развития   духовного,   физического,   психического   и   социального благополучия,   а   личности   ­   развивать   психологические,   социальные   и духовные начала. С   психологической   точки   зрения   к   наиважнейшим   ресурсам   личности относится   представление   человека   о   себе,   его   Я­концепции.   Это   очень серьезные   и   важные   вопросы,   которые   человеку   необходимо   решать   на протяжении всей его жизни. "Кто я? Кто ты? Что во мне и тебе есть? Какие чувства я испытываю, когда и почему? Как мы идентифицируем свои чувства? Как мы умеем отделять свои чувства от поведения? Умеем ли мы осознавать, что с нами происходит, анализировать свое состояние? Каковы ценности моей и   твоей   личности?   Является   ли   наше   здоровье   такой   ценностью?   Как   мы общаемся? Умеем ли мы понимать окружающих, оказывать им поддержку или искать ее? У кого и как мы можем искать помощь и какую? Кто мы с точки зрения духовной, психической и физической? Каков наш организм и по каким законам он работает? Кто мы как социальные существа? Как нам справляться с социальными стрессами? Какие духовные основы в нас есть и какие следует развивать, чтобы жить здоровй и эффективной жизнью? Как действительно действуют на человека наркотики и другие психоактивные вещества? Как он становится зависимым от них? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности. Они всегда возникают, на каждом этапе жизни человека, и их всегда надо ставить. Человек не может получить ответы на них раз и навсегда. Каждый раз ему требуется более глубокий, более сложный ответ на каждый из этих вопросов. Усложнение это бесконечно и неисчерпаемо. Однако человеку недостаточно просто получить ответ. Ему необходимо самому осознать себя в физическом, психическом, социальном и духовном пространствах, подобрать там себе место. Помощь человеку, блуждающему в пространствах своего Я, ­ это настоящая профилактика зависимости от наркотиков. В результате такой помощи человек становится более состоятельной личностью, более ресурсной. Еще один важный вопрос, который постоянно необходимо решать человеку ­ это   вопрос   об   ответственности   за   свою   жизнь   и   свой   выбор.   Важнейшая экзистенциальная дилемма свободы и ответственности решается человеком бесконечно,   пока   он   живет.   К   ресурсам   человека   относятся   и   такие   вехи личностной и духовной зрелости как своя собственная позиция по отношению к   жизни   и   смерти,   любви,   одиночеству,   вере,   духовности   и   духовным ценностям. Ведение человека по лабиринтам его души от одного осознанного ответа до другого, от одного выбора до другого, от одного модуса поведения до его осознанного изменения в более гуманистическом, нравственном, духовном и эффективном направлении и есть профилактика, и есть путь к выздоровлению зависимой личности. Делать   это   можно   по­разному.   Есть   для   этого   воспитательные, психологические,   психотерапевтические   и   духовные   технологи,   методы   и подходы. 1)  Неуправляемость психической деятельности: в эмоциональной сфере – невозможность подавить тревогу, страх, другие отрицательные чувствования. Последние   толкают   больного   на   поиск   и   прием   наркотика,   не   считаясь   с социальными и моральными ограничениями. В сфере восприятия (иллюзии, галлюцинации) при некоторых интоксикациях иногда (опиаты), при других (психодезлептики) всегда с какого­то момента опьяневший  не в состоянии изменить   волевым   усилием   их   содержание.   В   мышлении   свободное, спонтанное течение мыслей (опиаты, алкоголь, седативные); при других видах интоксикации возникают мысли, от которых невозможно освободиться.  2)  Диссоциация   психической   деятельности:  Нередко   она   создается   в темпах   функций   отдельных   сфер   психики.   Так,   быстрой   смене психосенсорных   впечатлений   может   не   соответствовать   замедленность мышления,   что   дает   ощущения   “наплыва”.   При   опийном,   гашишном опьянении,   приеме   других   психодизлептиков   возможны   диссоциации мышления,   наблюдения   за   своими   переживаниями,   их   оценка   со   стороны. Иногда диссоциирует сознание “я”, когда “душа” со стороны наблюдает за “телом”. Эта диссоциация не только интеллектуальная, но и психосенсорное нарушение   психосенсорного   синтеза   особенно   характерно   для психодизлептиков, которые использовались в древних культах, колдовстве. В пределах   интеллектуальной   функции   видима   диссоциация   восприятия   и запоминания,   понимания   и   способности   вербализации.   “Все   становится ясным”, “другой смысл всего” наряду с невозможностью сказать, что “все” и что “другое”. Диссоциация хотя и редко, но наблюдается в эмоциональной сфере:   притом,   что   впечатления   чувственно   насыщенны,   возможны отстранения, отчуждения, самооценка переживаний в конкретный момент. К диссоциативным следует отнести наплыв мыслей, а также ощущение пустоты в чувствах и мыслях, “остановку” мыслей при вытрезвлении. (5) Психическая   зависимость   включает   психическое   (обсессивное)   влечение   к наркотику   и   способности   достижения   психического   комфорта   в интоксикации.   Психическое   влечение   выражается   в   постоянных   мыслях   о наркотике,   подъеме   настроения   в   предвкушении   приема.   Подавленности, неудовлетворенности   в   отсутствие   наркотика.   Часто   влечение сопровождается   борьбой   мотивов.   В   сочетании   с   навязчивостью   мыслей   о наркотике это дает основание называть психическое влечение обсессивным (Портнов А.А., Пятницкая И.Н., 1971). Если компульсивное влечение диктует поведение   больного,   то   психическое,   обсессивное   определяет   настроение, эмоциональный фон. В своем течении обсессивное влечение волнообразное. Оно   не   выражено,   если   необходимый   ритм   наркотизации   соблюдается   без задержки, в этом случае возникающее влечение удовлетворяется тут же. Оно может временно подавляться крупным конфликтом вследствие наркотизации, госпитализацией больного, каким­либо эмоционально сильным увлечением, не связанным   с   наркотиком.   Влечение   обостряется   при   неприятных переживаниях, встречах с друзьями наркоманами, разговорах о наркотиках.  Физическая зависимость включает: 1) физическое (компульсивное) влечение; 2) способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации и 3) абстинентный синдром.  Физическое (компульсивное) влечение, один из широко известных признаков наркоманий, выражается в неодолимом стремлении к наркотизации. Влечение достигает высокой интенсивности, вытесняя даже такие витальные влечения, как голод и жажду. От обсессивного компульсивное влечение отличается не только   своей   интенсивностью,   но   и   тем,   что   способно   подчинять   все содержание   сознания   в   настоящий   момент,   не   оставляя   места   другим,   не связанным   с   наркотизацией   представления.   Компульсивное   влечение   не только   определяет   умонастроение   и   аффективный   фон,   оно   диктует поведение,   подавляет   и   устраняет   противоречащие   мотивы   и   контроль. Компульсивное   влечение   определяет   поступки   больных,   мотивацию   их действий. При компульсивном влечении все направлено на поиск наркотика и на преодоление препятствий к этому. Кроме того, компульсивное влечение сопровождается   характерными   вегетативными   проявлениями   в   виде расширения зрачков, сухости во рту, гиперрефлексии, тремора даже при тех наркоманиях,   для   которых   тремор   нетипичен.   Можно   выделить   три   вида компульсивного влечения: 1) возникающее вне интоксикации; 2) входящее в структуру абстинентного синдрома; 3) возникающее при опьянении.  Единой   причины   возникновения   наркомании   не   существует.   Но   имеют большое значения личностные факторы личности человека.  Более склонные к наркомании   люди   инфантильные,   пассивные,   зависимые,   демонстративные, эмоционально­ неустойчивые. Так же важную роль играют и определенные социальные   факторы:   низкий   уровень   образования,   отсутствие   интереса   к жизни,   безыдейность,   не   умение   занять   свой   досуг,   влияние   окружающий микро   среды,   неблагополучная   обстановка   в   семье   и   обществе,   низкий уровень элементарных медицинских знаний.     Существующие методы реабилитации наркозависимых.  Лечение   наркоманий   и   токсикоманий   в   настоящее   время   не   имеет   четкой патогенетической   ориентации   и   во   многом   симптоматично,   поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика еще не выработали единых, общепризнанных методов лечения наркоманической зависимости. Это обстоятельство,   как   уже   подчеркивалось   выше,   связано   с   недостаточным знанием интимных механизмов патогенеза наркоманий, которые, как известно, прежде   всего,   обусловлены   весьма   тонкими   и   вначале   малозаметными функциональными изменениями физиологических и биохимических процессов в центральной нервной системе.  Важными принципом лечения является его этапность:  1)   предварительный   этап,   включающий   детоксикацию   (дезинтоксикацию), общеукрепляющую   и   стимулирующую   терапию   в   сочетании   с   отнятием наркотического вещества;  2) основной этап, направленный на активное противонаркотическое лечение;  3) поддерживающая терапия.  Для   выбора   правильной   схемы   лечения   необходимо   учитывать   стадию заболевания,   возраст   больного,   состояние   психики   больного,   наличие   или отсутствие стремления избавиться от наркотической зависимости.  Первый этап лечения начинается с прекращения приема наркотика. Лишение приема наркотического вещества осуществляется тремя методами: внезапным (у   молодых   людей   обычно   на   начальных   этапах   заболевания),   быстрым   и медленным, в течение нескольких дней (у пожилых, соматически ослабленных больных во II и III стадиях болезни). Лишение наркотика неизбежно приводит к развитию абстинентного синдрома. Выраженность его бывает различна. Для купирования   абстинентного   синдрома   применяяют   различные   препараты транквилизирующего действия, нейролептики.  Лечение наиболее эффективно в специализированном (закрытом) учреждении, поскольку   возможность   контролировать   себя   у   наркомана   крайне   низка   и неустойчива.   Патологическое   влечение,   сила   которого   колеблется,   меняет состояние наркомана, особенно в первые дни лечения. Даже если он поступил с   желанием   избавиться   от   болезни,   он   вскоре   может   вновь   начать   поиск опьяняющих   средств.   В   этой   связи   не   следует   доверять   оценке,   которую больной   дает   получаемому   лечению.   При   обострении   влечения,   наркоман отказывается   от   приема   лекарств,   ищет   поддержки   у   других   больных   и находит ее у более психопатизированных, которые в свою очередь нередко начинают точно такие же жалобы.  Как мы уже говорили, первый этап лечения – дезинтоксикация наркомана, т.е. медикаментозное   лечение,   проводимое   специалистами­наркологами.   На втором   этапе   лечения   к   успешному   медикаментозному   лечению присоединяются   методы   психотерапии,   массажа   и трудотерапии, а затем на третьем этапе ­ реабилитация и поддерживающая терапия (наблюдение).    физиотерапии, А) Медикаментозные методы лечения.  Для   лечения   наркозависимых   используется   большой   арсенал фармакологических средств, используемых в основном для детоксикации и фармакологической реабилитации наркозависимых.  Самым распространенным фармакологическим препаратом является метадон, синтетический   опиат.   Метадоновая   программа   заключается   в   том,   что наркоман   переходит   с   нелегального   употребления   героина, сопровождающегося   различными   проблемами   со   здоровьем,   на   легальное употребление   метадона   с   целью   укорочения   детоксикации   и   в   качестве поддерживающего средства пациентов. Впоследствии проводят постепенную в течение   нескольких   дней   (недель)   отмену   метадона.   Конечной   целью детоксикации   является   достижение   пациентом   состояния,   свободного   от наркотической зависимости. (Фридман Л.С. и др., 1998)  Также используют блокаторы опиатных рецепторов одновременно с героином, что останавливает развитие физической зависимости, но не снимает тягу к наркотику. Поэтому при такой терапии предполагается применение других методов воздействия (психотерапия в первую очередь).  Лекарственные   препараты,   применяемые   при   лечении   наркомании, принадлежат   к   разным   фармакологическим   группам   (психостимуляторы, ноотропы,   нейропептиды,   психоэнергизаторы,   витамины   и   др.)   и   имеют существенные   отличия   в   механизме   действия.   Однако   их   объединяет однонаправленность в отношении высших функций головного мозга – памяти, внимания, мышления, которые, как правило, улучшаются. (13)  Б)   Психотерапия   включает  в   себя   гипноз   с   внушением   отвращения   и выработкой отрицательного рефлекса на наркотическое средство; укрепление воли, установок на активное выздоровление.  Гипноз  –   погружение   пациента   в   гипнотическое   состояние   –   привычный технический   прием,   позволяющий   повысить   действенность   лечебного внушения и тем самым добиться необходимого терапевтического эффекта. Техника   предусматривает   соблюдение   состояния   покоя   и   удобства, усыпляющие формулы произносятся ровным и спокойным голосом, иногда сопровождаясь более эмоциональными императивными внушениями.  Рациональная   психотерапия  принципиально   отличается   от   гипноза обращением  к   сознанию   и  рассудку  человека,   к   его   логике.  Используются законы   логического   мышления,   индивидуальное   умение   анализировать информацию   и   профессиональные   знания   врача   для   критического   разбора ошибок в логических построениях больного, разъясняются причины болезни, показывается зависимость между неправильным пониманием причин болезни пациентом и динамикой болезненного процесса, происходит обучение законам логики.  Аутогенная   релаксация  –   метод   самовнушения,   в   котором   посредством повышения   внушаемости   служат   предваряющие   внушения   мышечная релаксация   и   самоуспокоение.   Эффект   комплексный,   зависящий   от накопления положительного действия состояний релаксации и от закрепления внушаемых самому себе необходимых представлений и ощущений. Методы аутогенной   релаксации   могут   использоваться   как   дополнение   к   основному психотерапевтическому   методу.   Под   релаксацией   понимается   состояние бодрствования,   характеризующееся   пониженной   психорегулирующей активностью   и   ощущаемое   либо   во   всем   организме,   либо   в   одной   из   его систем.   Наиболее   часто   используемыми   методами   аутогенной   релаксации являются нервно­мышечная релаксация, медитация, аутогенная тренировка и различные формы биологически активной связи.  Игровая психотерапия и психотерапия творчеством . Лечебные методы, в которых научное представление о человеке в значительной  мере связано с бурным развитием психологических наук, социальной психологии, психологии личности.   Разрабатываются   различные   варианты   приемов   раскрытия психологических и творческих возможностей личности в целях отвлечения, переключения, успокоения, обогащения духовной жизни. Это может быть и проигрывание деловых жизненных ситуаций, и импровизированная живая игра в сюжетные сказки и т.д. Методические приемы разнообразны: от активного исполнительства, попыток создания собственных произведений, тренировки восприятия,   как   способности   критической   оценки,   так   и   возможность   ее публичной формулировки и отстаивания, до более пассивных ролей зрителя, слушателя, соучастника, болельщика. (1)  Эмоционально­стрессовая психотерапия.  Система активного лечебного вмешательства, которое заставляет больного на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть и даже радикально изменить отношение к себе, к своему болезненному состоянию и окружающей микро социальной среде. Психотерапия больше походит на хирургическую операцию,   чем   на   наложение   бальзамической   повязки   (С.И.Консторум). Лечение   осуществляется   методом   укрепления   и   выработки   идейных, духовных   позиций   и   интересов   больного   сопровождается   старанием пробудить   эти   высокие   интересы   и   устремления,   противопоставить заинтересованность   и   увлеченность   болезненной   симптоматике   и   часто связанному с ней подавленному, депрессивному или апатичному настроению.  Наркопсихотерапия.  Внушение   в   гипноидном   состоянии,   вызванном введением   медикаментозных   средств.   Для   лечебных   целей   достаточно начального оглушения, эйфории и легкой спутанности сознания, и тогда на входе в него и на выходе из этого состояния психотерапевт проводит свои словесные воздействия (внушения).  Коллективная   и   групповая   психотерапия.  Базируется   на   использовании социального   в   человеческой   психике.   Объединение   пациентов   в   лечебную группу позволяет не только использовать в лечебных целях взаимоиндукцию пациентов   и   простое   стремление   их   подражать   друг   другу.   Лечебное воздействие   врача   постепенно   дополняется   своеобразным   воздействием коллектива на каждого своего члена, и это направляемое врачом действие становится   центром   лечебного   процесса   при   коллективной   психотерапии. Разновидность является семейная психотерапия, направленная на коррекцию отношений   внутри   семьи.   Основным   методом,   описанным   в   литературе, является   метод   терапии   сознательного   поведения.   В   последнее   время широкое применение нашли методы краткосрочной терапии супружеских пар для   улучшения   внутрисемейной   ситуации,   связанной   с   употреблением алкоголя или наркотических средств.   Физиотерапия Физиотерапия  ­ это ванны, души, гальванизация, электрофорез, грязевые и парафиновые аппликации, электросон ( от 10­15 до 20­30 процедур по 1­2 ч. каждый сеанс), которые помогают восстановить работу организма. (18)  Трудотерапия.  Трудотерапия – одно из направлений реабилитации наркозависимых. Лечение трудом является составной частью реабилитационных мер, направленных как на   восстановление   функций   пораженного   органа   (системы),   так   и   всего организма больного, а так же трудотерапия назначается с целью повышения общего тонуса организма. Трудовые движения стимулируют физиологические процессы   и   функцию   основных   систем   больного,   мобилизируют   его   волю, дисциплинируют   и   приучают   к   концентрации   внимания,   создают   бодрое настроение, освобождают от мыслей и побуждений, возникающих на почве бездействия   и   праздного   времяпрепровождения,   отвлекают   от   ухода   в болезнь. Трудовая терапия возбуждает психическую активность, направляя ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Она заключается в том, что пациенты под руководством труд­ инструктора   несколько   часов   в   день   работают   на   улице   или   занимаются домашним   хозяйством.   Цель   этого   направления   –   открыть   в   себе   новые качества,   развить   новые   навыки,   получить   удовольствие   от   работы. Привлечение больного к труду, начиная с дозированного труда с постепенным переходом на полный рабочий день.  Коллективно­трудовой   метод   лечения   должен   составлять   единое   целое   с системой   других   социальных   воздействий,   образование   новых   связей   для участия больного в социальной жизни (Бугайский Я.П., 1932) . В настоящее время трудотерапия становится одним из важнейших факторов медицинской реабилитации.        причина   этих   биологическая чем   же возникновения В   заболеваний? Мозг   отдает   команды   на   языке   электрических   импульсов,   а   внутри   клетки   действует   другой   язык   ­ химический.   Переводчиком   служит   структура,   которая   связывает   нервные   клетки   с   соматическими (телесными)   и   между   собой.   Эта   структура   получила   название   "синапс"   (соединение).   А   перевод   она осуществляет   с   помощью   специальных   веществ   ­   посредников   или   передатчиков.   Один   из   ведущих передатчиков головного мозга ­ серотонин. Его действие связано с настроением, эмоциями, мотивациями, целенаправленным поведением, вниманием, процессом мышления перед тем, как что­то делать... Если обмен серотонина   нарушен,   изменен   баланс   серотонина   и   дофамина,   все   эти   важнейшие   психические   функции пострадают, а организм начнет искать способ устранить неприятные ощущения: возникнет тяга к алкоголю, наркотикам,   сладостям,   сигаретам...   Разными   биохимическими   путями   никотин,   наркотики,   алкоголь, глюкоза могут на время снизить или даже полностью компенсировать эмоциональное напряжение, плохое настроение,   отвлечь   от   ощущения   невозможности   достичь   какой­то   цели;   и   здоровые   люди   на   себе   это испытывали. Оказалось, что уровень серотонина стабильно снижен у больных синдромом дефицита внимания. Дальше начался поиск биохимических виновников нарушения серотонинового обмена. Предшественником  серотонина служит незаменимая аминокислота ­ триптофан, которую мы получаем с пищей. В ее обмене  участвует фермент триптофаноксигеназа. Клонирование гена триптофаноксигеназы позволило установить его адрес ­ длинное плечо четвертой  хромосомы. А затем метод анализа связей показал, что ген триптофаноксигеназы одновременно является  геном, отвечающим за возникновение алкоголизма.  Сомнений не осталось: мутация открытого гена связана с  целым веером тяжелых поведенческих отклонений, в том числе с наркоманией и алкоголизмом.  В апреле 1999года группа исследователей из Балтиморского Johns Hopkins Universityтакже сообщила о том,  что весьма вероятной причиной патологической зависимости от алкоголя могут быть генетические  особенности человеческого организма. Конкретно – особенности обмена эндогенных опиодов (эндорфинов и  энкефалинов). Эти близкие химические родственники морфина в стрессовых ситуациях оказывают  "успокаивающее" воздействие на головной мозг человека, тем самым, нормализуя реакцию на стресс со  стороны многих других органов и систем (сердечно­сосудистой, иммунной, эндокринной и проч.). Ученые из  Балтимора убедительно показали, что  Профилактика ­ это развитие здорового поведения и ресурсов личности и духа человеческого,   препятствующих   риску   употребления   нароктиков   и   других психоактивных   веществ.   Это   значит,   что   человек   должен   иметь   возможность развиваться   как   здоровая   эффективная   личность,   способная   справляться   с проблемами   и   стрессами   повседневной   жизни,   самостоятельно   принимать решения,   касающиеся   собственного   здоровья,   быть   ответственным   за   свою жизнь. Знать, что наркотики ­ это плохо ­ недостаточно. Знать ­ это не значит уметь. Это даже не значит ­ понимать. В вопросе любых психоактивных веществ и зависимости от них это ­ всего лишь недооценивать. Людям свойственно не признавать  того, чего они не хотят  признавать. Главная  задача сделать  так, чтобы и  Вы дети, и мы взрослые хотели, умели и могли жить здоровой жизнью. Этого можно достичь, если будут развиты его духовные, личностные, средовые ресурсы. Это значит, что профилактика  ­  это, прежде всего, предоставление возможности   человеку   формировать   здоровое   поведение   на   основе   развития духовного, физического, психического и социального благополучия, а личности ­ развивать психологические, социальные и духовные начала. С психологической точки зрения к наиважнейшим ресурсам личности относится представление   человека   о   себе,   его   Я­концепции.   Это   очень   серьезные   и важные вопросы, которые человеку необходимо решать на протяжении всей его жизни. "Кто я? Кто ты? Что во мне и тебе есть? Какие чувства я испытываю, когда и почему? Как мы идентифицируем свои чувства? Как мы умеем отделять свои чувства от поведения? Умеем ли мы осознавать, что с нами происходит, анализировать   свое   состояние?   Каковы   ценности   моей   и   твоей   личности? Является ли наше здоровье такой ценностью? Как мы общаемся? Умеем ли мы понимать окружающих, оказывать им поддержку или искать ее? У кого и как мы можем искать помощь и какую? Кто мы с точки зрения духовной, психической и физической? Каков наш организм и по каким законам он работает? Кто мы как социальные существа? Как нам справляться с социальными стрессами? Какие духовные основы в нас есть и какие следует развивать, чтобы жить здоровй и эффективной жизнью? Как действительно действуют на человека наркотики и другие психоактивные вещества? Как он становится зависимым от них? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности. Они всегда возникают, на каждом   этапе   жизни   человека,  и   их   всегда   надо  ставить.  Человек   не   может получить   ответы   на   них   раз   и   навсегда.   Каждый   раз   ему   требуется   более глубокий, более сложный ответ на каждый из этих вопросов. Усложнение это бесконечно   и   неисчерпаемо.   Однако   человеку   недостаточно   просто   получить ответ.   Ему   необходимо   самому   осознать   себя   в   физическом,   психическом, социальном   и   духовном   пространствах,   подобрать   там   себе   место.   Помощь человеку,   блуждающему   в   пространствах   своего   Я,   ­   это   настоящая профилактика зависимости от наркотиков. В результате такой помощи человек становится более состоятельной личностью, более ресурсной. Еще один важный вопрос, который постоянно необходимо решать человеку ­ это вопрос   об   ответственности   за   свою   жизнь   и   свой   выбор.   Важнейшая экзистенциальная   дилемма   свободы   и   ответственности   решается   человеком бесконечно,   пока   он   живет.   К   ресурсам   человека   относятся   и   такие   вехи личностной и духовной зрелости как своя собственная позиция по отношению к жизни и смерти, любви, одиночеству, вере, духовности и духовным ценностям. Ведение   человека   по   лабиринтам   его   души   от   одного   осознанного   ответа   до другого,   от   одного   выбора   до   другого,   от   одного   модуса   поведения   до   его осознанного   изменения   в   более   гуманистическом,   нравственном,   духовном   и эффективном направлении и есть профилактика, и есть путь к выздоровлению зависимой личности. Делать это можно по­разному. Есть для этого воспитательные, психологические, психотерапевтические и духовные технологи, методы и подходы.

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"

Классный час " Беседа о наркомании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018