Классный час (беседа – викторина) в начальной школе «Страна великого сказочника».
Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
чтение
3 кл—4 кл
03.04.2017
Данный классный час приурочен к Международному дню детской книги и проводится в ОУ с конца марта по 2 апреля (день рождения Х.К.Андерсена). Мероприятие можно дополнить выставкой книг писателя, конкурсами рисунков и поделок на темы его известных сказок. Классны час проводится в 3-4 классах.
Классный час.docx
Классный час (беседа – викторина) в начальной школе «Страна великого сказочника».
Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СШ№5
пгт. Яблоновский, Республика Адыгея.
Цель: знакомство с биографией Х. К. Андерсена через его произведения.
Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов, развивать
стремление читать детскую художественную литературу; развивать познавательные интересы,
творческое мышление, фантазию, речь, пополнять активный словарный запас
Описание: данный классный час приурочен к Международному дню детской книги и проводится в
ОУ с конца марта по 2 апреля (день рождения Х.К.Андерсена). Можно дополнить выставкой книг
писателя, конкурсами рисунков и поделок на темы его известных сказок.
Ход классного часа
Учитель. Ребята, все вы знаете таких персонажей как Русалочка, Дюймовочка, Кай и Герда,
Принцесса на горошине. А знаете ли вы человека, который придумал этих персонажей?
Ответы детей. (Андерсен)
Учитель. Правильно, это великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. И сегодня мы поговорим о
нём, так как 2 апреля его день рождения. А ещё этот день с 1967 года отмечается как
Международный день детской книги (ICBD – МДДК).
Учитель. Наш классный час будет необычным, так как пройдёт в форме беседывикторины. Вы
узнаете о великом сказочнике по отрывкам и иллюстрациям к его знаменитым произведениям.
Ученик 1. Родился Ханс Кристиан Андерсен в небольшой европейской стране, которая называется
Дания. Писатель называл её «старым лебединым гнездом» изза того, что там зимует много лебедей
из разных стран.
Учитель. Итак, в старинном городе Оденсе 2 апреля 1805 года в семье башмачника и прачки
родился будущий великий сказочник.
В маленьком домике, где жила семья Андерсона, на стене единственной комнаты была полочка с
книгами, которые так любил читать отец Ханса. И эту любовь он передал своему сыну –
выдумщику и фантазёру.
Ученик 2. С раннего детства мальчик с огромным интересом слушал и запоминал истории и сказки,
рассказанные родителями, соседями и знакомыми, прохожими. После он их пересказывал по
своему, немножко приукрашенными или переделанными на свой лад, старому коту Карлу.
Однажды маленький Кристиан услышал историю о том, что под их городом, глубоко под землёй,
находится китайское царство. Не догадываетесь, какую сказку придумал позже Андерсен?
Ответы детей. («Соловей»)
Ученик 3. Мальчик быстро рос, и одежду приходилось менять всё чаще и чаще. Родители были в
недоумении: где набрать столько одежды и обуви? Так может быть тогда в голову мальнького
мальчика пришла мысль, что хорошо бы быть маленьким. Спать в ореховой скорлупе, умываться
капелькой росы, укрываться цветочным лепестком. И эти мысли внашли своё воплощение в
сказке…?
Ответы детей. («Дюймовочка»)
Учитель. Андерсен учился в школе для бедных. Своим одноклассникам он давал прозвища, но
совсем безобидные – «Роза», «Тюльпан», «Резеда», «Фиалка», «Пион», «Георгин». Думаю, вы уже
догадались, в какой сказке главными героями являются цветы?
Ответы детей. («Цветы маленькой Иды»)
Ученик 4. Ещё, будучи мальчиком, Андерсен побывал в театре, где был ошеломлён увиденной
игрой актёров, нарядным залом, множеством огней. До самой смерти он остался глубоким
почитателем театра. И домашний театр с самодельными кукламиактёрами был его любимым занятием. Андерсен сам придумывал костюмы, декорации, героев. И всё это выразилось в сказке, о
балеринестатуэтке и бравом солдатикеигрушке…
Ответы детей. («Стойкий оловянный солдатик»)
Учитель. У юноши была мечта – стать актёром в Королевском театре. И вот 6 сентября 1819 года,
он прибыл в Копенгаген, столицу Дании. Но Андерсен и не подозревал, какие трудности его тут
ждут. Это и безденежье, и отсутствие жилья, и голод и болезни. Он поселился у какойто старухи,
где постоянно испытывал насмешки и издевательства соседей. Те смеялись над ним, изза того, что
парень голодал и вечно был простуженным. Наверное, тогда и возник образ несчастного,
некрасивого, гонимого и страдающего существа…
Ответы детей. («Гадкий утёнок»)
Ученик 5. Но вскоре Андерсену повезло, и его приняли в хоровую школу. Он мог бесплатно
посещять театр. Какое это было счастье!
Потом он окончил гимназию и позже университет. Прослужив какоето время в театре, Андерсен
осознал, что актёрское ремесло не для него. Его дело – сочинять. И он стал писать комедии и
трагедии для театра, романы, стихи, очерки. Автор стал много путешествовать.
В 1835 году в свет выходят почти одновременно две книги Андерсена: толстый роман для взрослых
«Импровизатор» и небольшая книжка «Сказки, рассказанные детям». Первая сказка начиналась
так: «Шёл солдат по дороге: раз, два! Раз, два! Ранец за спиной…Что это за сказка?
Ответы детей («Огниво»)
Учитель. Путешествуя по разным странам мира дали Х.К.Андерсену множество впечатлений. Но он
постоянно думал о родине и часто повторял: «Больще всего я люблю Данию». Вдали от родины он
сочинял и сказки и песни в её честь. В России Андерсен не был. Но три русские девушки –
Александра, Вильгельмина и Елизавета Мандерштерн – подружились с ним. Они много рассказали
о нашей стране: её легенды, истории, песни, читали стихи русских писателей. Прислали Хансу
автограф А.С.Пушкина. Для датчанина он стал бесценным сокровищем.
Великий русский писатель Л.Н.Толстой был поражён сказками Андерсена. Особенно ему нравилась
сказка о горошинах, которые «были зелёные, вот они и решили, что весь мир тоже зелёный…» Это
горошины из сказки…?
Ответы детей. («Пятеро из одного стручка»)
Ученик 6. В своих произведениях Андерсен писал о человеческих качествах, достоинствах, а порой
о тех чертах характера, которые не красят.
Героиня одной из сказок говорила: «Я слишком тонка, я не создана для этого мира, терпеть не могу
чёрную работу, я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут». Из какой сказки эта героиня?
Ответы детей. («Штопальная игла»)
Ученик 7. В сказочном мире Андерсена новой жизнью зажили игрушки: Софи из сказки «Цветы
маленькой Иды», притворщица; мужественный одноногий солдатик погибает, но его сердце –
символ верности долгу и любви. А как ведёт себя посуда в сказке «Сундуксамолёт»: котелок
домосед, корзинка – свободолюбива, спички, самовар и медный чайник – знатные господа. Понятно,
что за каждым из этих предметов стоит человек с его привычками и образом жизни, с его
характером.
Ученик 8. Андерсен находил истории для сказок повсюду. И на лугу, и в лесу, на полянке, в любом
доме или на улице… Писатель говорил «Жизнь – вот самая изумительная сказка».
Незадолго до смерти – 4 августа 1875 года – он будто подвёл итог прожитому: «С историями ведь
бывает то, что и со многими людьми – они становятся с годами всё лучше и лучше. А это куда как
хорошо…»
Учитель. В одной не очень известной сказке Х.К.Андерсена рассказано о детском празднике, где
нарядные дети из знатных семей хвастают богатством родителей и родовитостью. «А уж из тех, чья
фамилия на «сен», никогда ничего путного не выйдет!» видимо, повторяя слова взрослых, заявляет маленькая дочь камерюнкера. Эта сказка называется «Ребячья болтовня». И слова
маленькой девочки слышит мальчик, помогающий кухарке… Он краснеет, ведь его фамилия, как у
всех бедняков заканчивается на «сен»…
Краснеет и переживает от этого будущий всемирно известный скульптор Бертель Торвальдсен, а
историю эту рассказал всемирно известный сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
Жизнь расставила всё по своим местам. И достойные и талантливые люди обязательно найдут
признание, уважение, почёт и славу, как бы не оканчивалась их фамилия.
Учитель. А теперь предлагаю викторину «Вспомни сказки Андерсена»
1. Что подарили эльфы Дюймовочке? (Прозрачные крылья)
2. Кто была «молодая девушка на великолепной лошади в яркокрасной шапочке и с
пистолетом за поясом»? (Маленькая разбойница в сказке «Снежная королева»)
3. В какой сказке звучит песенка: «Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё прошло…»
(«Свинопас»)
4. Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пёстрый и нарядный, а
второй – обычный, чёрный? (ОлеЛукойе )
5. Что лежало в серебряных ларцах, которые принц отослал в дар принцессе? (Роза и соловей
в сказке «Свинопас»)
6. В какой сказке господином был в доме Кот, а госпожой Курица, они оба говорили о себе:
«Мы и весь свет!»? («Гадкий утёнок»)
7. В кого превратила злая мачеха братьев Элизы? (В лебедей в сказке «Дикие лебеди»)
8. Что отдала юная русалка колдунье, что бы быть вместе с принцем? (Свой голос в сказке
«Русалочка»)
9. В какой сказке жил «оберунтергенералкомандирсержант Козлоног»? («Пастушка и
Трубочист»)
10. Кто вместе с учёным оживал только с наступлением вечера…? (Тень)
Учитель. В заключение нашего классного часа, предлагаю вам прочитать эти книги, которые
ещё больше познакомят вас с миром творчества знаменитого сказочника:
Л.Брауде. ХансКристиан Андерсен.
А.Кокорин. Как я рисовал сказки Андерсена.
К.Паустовский. Ночной долижанс.
А.Трофимов. Сын башмачника.
М.Хаббард. Полёт лебедя.
Г.Цыферов. Мой Андерсен.
Читайте книги! Спасибо за внимание!
Классный час (беседа – викторина) в начальной школе «Страна великого сказочника».
Классный час (беседа – викторина) в начальной школе «Страна великого сказочника».
Классный час (беседа – викторина) в начальной школе «Страна великого сказочника».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.