КГУ «Власовская СШ»
Беседа
«Причины стресса и их преодоление»
Классный руководитель: Гаврик Н. С.
Власовка, 2015
Внеклассное мероприятие в виде беседы с учащимися 8 класса на тему «Причины стресса и их преодоление»
Цель: Изучить возможные причины стрессовых ситуаций.
Научить школьников выходить из стресса с помощью простейших упражнений.
Психологически подготовить школьников к итоговой аттестации.
Задачи: Изучить признаки стресса. Научиться практическому применению выхода из стресса. Научить школьников правилам подготовки к экзаменам.
Форма: Сократовская беседа.
Вступление
1. Настрой учащихся на классный час. Садитесь, так как вам удобно и соседа по парте можете выбрать того, с кем вы более комфортно себя чувствуете.
2. А сейчас небольшая разминка.
Приветствие. Каждый участник классного часа говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.
А, ТЕПЕРЬ, ПРОЧТЁМ СТИХОТВОРЕНИЕ, КАКИЕ ЧУВСВА ОНО У ВАС ВЫЗЫВАЕТ? |
Обижают…
В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИТСЯ РЕБЁНОК, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ ЭТИ СТИХИ? СТИХИ? ПОЧЕМУ ВЫ ТАК РЕШИЛИ?
|
Посмотрите на наш плакат, какая тема нашего собрания? (на доске плакат « Причины стресса и их преодоление»).
Что такое стресс?
Если говорить по - научному, то стресс - это концентрация душевных и физических ресурсов организма для преодоления трудных ситуаций в жизни человека. Это напряжение, изменение внутреннего состояния человека при воздействии условий ситуации. То есть мобилизация.
При переживании отрицательных эмоций: гнев, страх, унижение, вина, обида, потеря близких, разрыв отношений.
Каковы признаки стресса?
Во-первых, это болезненные чувства: тревога, страх, утрата, вина, чувство неполноценности, обидчивость, плаксивость, ощущение, что вас не понимают и все идет не так.
Во-вторых, болезненные ощущения: физическая боль, усталость, мышечное напряжение, чрезмерная впечатлительность, учащенное сердцебиение, сонливость, потеря аппетита.
Во время первой стадии ухудшается, а точнее, изменяется состояние и поведение человека. Спокойный обычно начинает суетиться, раздражаться, становится агрессивным и раздражительным. А подвижный и общительный, наоборот, становится мрачным и замкнутым. На первой стадии можно наблюдать нежелание контактировать с другими людьми. Постепенно человек теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.
На второй стадии происходит частичная или полная потеря самоконтроля. Так называемые срывы. Человек может не помнить, что он делал или говорил, и совершает действия, которые в нормальном состоянии не мог бы себе позволить. Исчерпав свои ресурсы, в конце второй стадии человек проявляет опустошение и усталость.
С наступлением третьей стадии происходит возвращение к нормальному состоянию, успокоение. Здесь человек может испытывать чувства вины, разочарования от своих действий или слов. Он жалеет о случившемся.
Основная часть.
Как справиться со стрессом?
Самое главное – вовремя отследить признаки появляющегося стресса. Понаблюдайте, как это происходит у вас. Что изменяется? С момента появления, то есть с точки А и до точки В избежать стресса можно. Зачастую небольшой отдых, маленькая пауза позволяют избежать необратимых процессов.
Среди лучших способов борьбы со стрессом являются вполне элементарные вещи: прогулки на свежем воздухе, подвижная деятельность, физическая нагрузка, секс, релаксация или аутотренинг, и даже просмотр любимых сериалов.
Все, что переключает внимание и дает возможность вашему организму отдохнуть. Ведь частые стрессы могут незаметно подорвать и физическое и душевное здоровье. А так еще многого хочется в этой жизни успеть!
Люди, которые эмоционально реагируют на те или иные жизненные ситуации, накладывают свою стрессовую нагрузку на сердце или сосуды. Особенно негативны последствия для иммунной системы организма от воздействий на сердце.
Нервное возбуждение моментально стимулирует физические последствия двух видов: либо под действием нервных импульсов, сердце сжимается и перекачивает кровь с большей нагрузкой, либо под тем же нейровоздействием кровеносные сосуды напрягаются, приводя к повышению кровяного давления.
У некоторых людей рост кровяного давления происходит главным образом из-за увеличения их сердечного напряжения, в то время как у других это происходит из-за увеличенного сопротивления потоку крови в сосудах.
Школьный стресс
Может ли школа вызвать стресс? Конечно, да. Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок, это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.
Как реагирует мозг на стресс в процессе учебы?
Стресс – это ответ организма на любое интенсивное физическое, эмоциональное или ментальное воздействие. Например, реакция студентов в ответ на напоминание преподавателя о предстоящем на следующей неделе экзамене, может вызвать стресс, переключив соответствующие триггеры в сипатическом отделе нервной и эндокринной систем, как определяет это Ник Хейес, редактор «Основ психологии». Общие признаки «экзаменационного стресса», как его описывал Хейес, это: нарушение режима сна, усталость, раздражительность, нерегулярные приемы пищи, увеличенная подверженность инфекциям, невозможность сконцентрироваться.
Упражнения для расслабления детей во время стресса.
1. Сядь в удобное кресло или сядь на пол. Спина опирается на спинку стула или прижата к полу. Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку.
2. Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются как макароны. Встряхни их. Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
3. Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы, в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
4. Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом – грудь. Если ты почувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.
5. Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми губы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
6. Проверь, не чувствуешь ли ты напряжение в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.
Упражнение «Лифт». Время: 1 мин. Возраст: 6-12 лет.
Цели упражнения: расслабление и регулирование нервной системы.
1. Дети учатся выделять три участка: голову, грудь, живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд.
2. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
3. Снова вдохни – воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
4. Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
5. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам, и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
6. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.
Как избавиться от стресса перед контрольной работой.
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной или начинаешь запугивать себя, еще раз глубоко вдохни и выдохни напряжение.
На столах распечатка стихотворения:
Столько безумств прошло сквозь меня,
Сквозь мою душу, сквозь мое тело.
Я надышалась ими сполна,
Так все приелось и так надоело.
Столько вопросов, оставленных кем-то,
Столько ответов, неверных совсем.
Ждущая жизни, живу лишь моментом,
Полная мысли, являюсь ничем.
1. В каком состоянии находится автор стихотворения?
2. Как можно помочь человеку в этой ситуации?
3. Выскажите ваши предложения для решения выхода из данного состояния?
Подведение итогов беседы
Теперь вы знаете всё о стрессе и умеете противостоять ему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.