Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
Красненского района Белгородской области
Сценарий классного часа
«Безопасность движения по улицам и дорогам»
Классный руководитель
7 «А» класса Борзенкова Л.Г.
Новоуколово
Цель:
· Углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения.
· Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Формировать у обучающихся потребность носить в темное время суток светоотражающие элементы.
· Развивать умение работать в группе, умение выслушивать друг друга. Развивать память, мышление, речь. Обучать методам проектной деятельности.
· Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.
Актуальность классного часа
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей
происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми
являются:
· 35–40 % - переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест;
· 25–30 % - неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору;
· 10–15 %- неподчинение сигналам светофора;
5–10
% - игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара;
Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного
движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, компьютер.
Ход классного часа
1.Вступительное слово классного руководителя. С 15 марта по 30 апреля Госавтоинспекция МВД России проводит акцию "Засветись! Стань заметен на дороге". Сделать участников дорожного движения заметнее на дороге в темное время суток - главная цель этой масштабной социальной кампании. По статистике, каждое третье ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. При этом следует учитывать, что ночные аварии значительно превосходят дневные по степени тяжести. В результате подобных происшествий ежегодно гибнут тысячи россиян, большинство из которых - молодые трудоспособные люди в возрасте от 18 до 35 лет. Кампания "Засветись! Стань заметен на дороге", в первую очередь, призывает самих участников дорожного движения включаться в процесс формирования общей культуры поведения на дороге. «Использование световозвращающего элемента на одежде - это показатель того, что мы постепенно приучаемся более ответственно относиться к своей жизни. В большинстве зарубежных стран пешеходы, особенно дети, уже давно используют световозвращающие элементы. А в Великобритании, Эстонии, Франции, Норвегии и Белоруссии приняты законы об обязательном ношении световозвращающих элементов при переходе дороги в темное время суток.
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей.
Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть
очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами
– основа безопасного движения на улице.
2. Выступление обучающихся
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне.
Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с
помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый
сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
3. Классный руководитель.
Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).
Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием
пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и
пешеходов и водителей.
Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии –
56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего
момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4
секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на
противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о
том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
4.Выступление
обучающихся:
О
«Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу
безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей,
занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу
пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги,
как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую
часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её
инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов.
5. Классный руководитель. Сегодня
мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с
самого распространенного транспортного средства доступного школьникам –
велосипеда.
Запомним первое: это
самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от
удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар.
Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень
уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не
изобрели.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого
создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь
предупредить любую потенциальную опасность.
Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и
стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не
считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство
сохранения.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже
если вам исполнилось 14 лет.
Правила для водителей скутеров.
Сразу же отмечу, что в рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. правила дорожного движения для скутеров аналогичны правилам для мопедов.
Для того, чтобы еще раз подчеркнуть халатность водителей в отношении правил дорожного движения, опишу одну ситуацию. Кстати, попытайтесь сейчас определить, сколько пунктов пдд нарушено в этой ситуации, а потом, после прочтения этой статьи, сделайте это еще раз. Возможно, результаты будут отличаться.
И так, ситуация. Движения на дороге достаточно плотное, и в нем спокойно так едет скутер. Скутер тот ехал прямо по середине 6 полосной дороги, причем прямо по двойной сплошной линии разметки. Водителю и пассажиру лет по 12-13.
Думаю, что Вы правильно оценили количество нарушенных пунктов правил дорожного движения. Теперь перейдем непосредственно к правилам для водителей скутеров.
Включение ближнего света на скутере
19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:
•на мотоциклах и мопедах.
Когда же нужно включать ближней свет фар на скутере? Все очень просто, это нужно сделать сразу же после того, как Вы удобно устроились на сиденье и хорошенько схватились за руль.
Правило это очень важное, т.к. позволяет водителям автомобилей заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл. Отмечу, что такое же правило с 10 ноября 2010 года действует и для автомобилей.
Минимальный возраст для управления скутером
24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.
Все просто и понятно. На скутер можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше.
Расположение скутера на проезжей части
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Движение скутеров разрешено только по крайней правой полосе. А Вы такое когда-нибудь видели? Обычно скутеры едут где угодно только не по крайней правой полосе и уж тем более не у самого правого края проезжей части.
И так, скутер соблюдающий правила дорожного движения в городе должен ехать у правого края проезжей части, останавливаться на остановках, где стоит общественный транспорт, т.к. в большинстве случаев обогнать его не нарушая правил дорожного движения не получится.
Что запрещается делать водителям скутеров?
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
•ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
•перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
•перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
•двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
•поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
•двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Рассмотрим все по порядку.
1. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении на скутере. Некоторые почему-то пренебрегают этим, а потом жалуются на то, что сильно ударились при падении на скорости всего лишь 40 км/ч. Уверен, что Вы-то требованиями безопасности уж точно не пренебрегаете.
2. Любой скутер - одноместное транспортное средство. И даже если на нем есть 2 места для сидения (в чем я сильно сомневаюсь), то перевозить на втором месте можно только маленького ребенка.
Пьяного соседа в любом случае перевозить запрещается (даже от лавочки до его подъезда). Если такой пассажир упадет при движении и ушибется, то это будет ДТП, виноват в котором водитель.
3. Скутер - не грузотакси, перевозить на нем рулоны линолеума не получится. Это же касается и других длинных предметов, например, нескладывающихся удочек.
4. Есть такое понятие в правилах дорожного движения, как велосипедная дорожка. Встречаются такие дорожки нечасто (в основном в южных городах страны), но уж если такая дорожка Вам попалась, то придется ехать исключительно по ней, а не по проезжей части. На такой дорожке нет автомобилей, поэтому ездить по ней безопаснее.
5. Скутерам запрещается поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть 2 или более полос, или на дороге есть трамвайные пути. Причем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае. Если бы этот пункт соблюдали все водители скутеров, то скутер стал бы исключительно деревенским видом транспорта, поскольку без поворотов налево в городе добираться до нужного места достаточно сложно.
6. Водителю скутера в обязательном порядке нужен специальный шлем.
7. Скутер - не тягач, буксировать сломавшееся такси не должен. Да и вообще, скутер не должен участвовать в процессе буксировки.
Приоритет скутеров на дороге
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Последний пункт правил для скутеров рассматривает ситуацию пересечения вне перекрестка велосипедной дорожки и автомобильной дороги. В данной ситуации водитель скутера должен ждать, пока по дороге не проедут все автомобили.
Теперь, я надеюсь, Вы знаете все правила для скутеров и будете лучше ориентироваться в транспортном потоке. Удачи на дорогах!
Итог классного часа. Сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда, скутера. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах, усвоили, что использование световозвращающего элемента на одежде - это показатель того, что мы постепенно приучаемся более ответственно относиться к своей жизни. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.