МБОУ Наумовская основная школа
Классный час
«Будущее России — за вами»
Участники: учащиеся 6-8 классов
Цель: формировать у подрастающего поколения чувства патриотизма, социальной ответственности, гражданского самосознания, чувства любви и уважения к своей стране.
с. Наумовка, 2018 год
Оформление:
1) Книжная полка «Это надо знать»,
2)Презентация «Мы будущее России, нам выбирать!»
3)Эпиграф «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О. Бальзак)).
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово кл. рук-ля: Уже по доброй сложившейся традиции последний месяц зимы приурочен к работе всей системы избирательных комиссий России к Вашему празднику, Дню молодого избирателя! По всей стране проходят различные мероприятия для молодежи – от школьников и студенчества до уже нашедшей свое профессиональное призвание молодежи. Основной целью данной деятельности по-прежнему является стремление вызвать интерес у молодых избирателей к участию в выборах и в целом к избирательному праву, вовлечь молодых людей в процесс, связанный с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это поможет повысить уровень правовых знаний и стимулировать Вашу политическую активность.
Поэтому сегодня наше мероприятие приурочено ко Дню Молодого избирателя. Мы не смогли пройти стороной и не отметить эту дату, ведь вы школьники- это будущее нашей страны, вы опора и поддержка ваших прадедов, дедов и отцов, а с другой стороны вы- надежда будущего поколения. И поэтому, чтобы наше будущее было в хороших руках, надо стремиться к тому, чтобы каждый человек, живущей в своей стране, был гражданином и патриотом.
Но прежде чем начать нашу беседу на эту тему, давайте обратимся к эпиграфу. Эти слова задают тон нашей беседы. Так давайте начнём наш непростой разговор.
2. Сообщение учителя истории: История выборов.
Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб, «за» означал белый боб, «против» – чёрный. В Афинах существовал ещё один тип тайного голосования: «остракизм» или «суд черепков». Община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Голосование выглядело так. Участник голосования получал черепок и писал на нём имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин. Черепок помещался в специальное отгороженное место на площади. Тот, чьё имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. Иногда остракизму подвергались и обычные граждане, ведущие недостойный образ жизни.
В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своём желании баллотироваться.
Должностные лица должны были проверить, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. Сопровождал его раб - номенклатор, который подсказывал ему имена избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Огромное значение для развития демократии уже в наше время имела Великая Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий, «активное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина». Активное избирательное право получали граждане Франции в возрасте 21 года. «Декларация прав человека и гражданина» – выдающийся документ, оказавший большое влияние на развитие демократии во всём мире. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово «гражданин» произносилось с гордостью.
Современная система тайного голосования - избирательная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдаёт его голосующему, тот делает отметку – была разработана и применена во второй половине XIX века в Австрии.
В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки истории в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (новгородское вече) и Пскове. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборы в органы власти здесь присутствовали с XV века. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были прямыми, всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборы допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательные права не получали женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни – «бродячие иногородцы», должностные лица – губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.
3. Сообщение кл рук-ля: Избирательная система нашего времени
Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие гражданина Российской Федерации в выборах являются свободными и добровольными.
В годы советской власти избиратели не выбирали – в бюллетене стояла только одна фамилия. Поэтому выборы были формальными. Прямыми и тайными, но формальными. И только в 1989 году впервые выборы проходили на альтернативной основе. В последующие годы избирательное законодательство значительно менялось. Стремление сделать выборы честными и чистыми привело к чёткой регламентации выборов.
Сегодня мы выбираем депутатов согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Суть этого закона такова – в нём закреплены нормы, которые должны воспрепятствовать вхождению во власть представителей криминалитета, экстремистских организаций, поставить заслон грязным избирательным технологиям, бесконтрольному финансированию избирательных кампаний кандидатами в депутаты А теперь мне хотелось бы поговорить об основном законе государства – Конституции.
Конституция дает гражданам своего государства права и обязанности. Одна из обязанностей гражданина-соблюдение законов РФ. Возникает вопрос: кто принимает и утверждает эти законы? Все законы принимает Федеральное Собрание, которое в свою очередь состоит из Государственной думы и Совета Федерации.
Схема такова: первоначально законы принимают депутаты Государственной Думы, затем рассматривает Совет Федерации и лишь, потом они поступают на подпись к президенту. И тогда этот закон вступает в силу в любом уголке нашей страны. В соответствии с этим, можно говорить о том, что экономическое, культурно-нравственное, социальное положение страны зависит от системы выработанных законопроектов и их исполнения. Вся ответственность возлагается на тех людей, которые принимают и подписывают законы. То есть судьба и развитие нашей страны в их руках. Но мы, граждане своей страны, естественно, не должны быть безразличны к тому, что происходит, и мы сами выбираем депутатов местного самоуправления, а самый важный выбор каждого гражданина- выбор президента. От нашего выбора будет зависеть развитие нашего государства. Вы как будущие избиратели, должны понимать всю важность гражданственного долга. Эта гражданская позиция должна закладываться уже в вашем возрасте, чтобы на момент права голоса у вас не было сомнения: идти или не идти на выборы.
Возникает следующий вопрос: какие стадии включает в себя весь избирательный процесс?
Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Мы будущее России, нам выбирать!»
4. Заключение: Викторина о выборах
1. Скажите, как называется
всенародное голосование по какому - либо важному вопросу государственной
жизни? Таким голосованием была принята ныне действующая Конституция
России (референдум).
2. Как называется парламент в Российской Федерации? (Федеральное Собрание).
3. Из каких двух палат состоит Российский парламент? (Совет Федерации и
Государственная Дума).
4.
Какова периодичность выборов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации? (пять лет). 5.Какова
периодичность выборов Президента Российской Федерации? (шесть лет)
6. В каком возрасте молодые люди в Российской Федерации имеют право избирать?
(в 18 лет) (С 18-летнего возраста можно избираться
депутатом местного совета. С 21 года – депутатом Государственной Думы. С 35
–летнего – президентом страны.)
7. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ?
(народ).
8. В чем же смысл современной избирательной системы? (В
том, что граждане РФ имеют право
избирать (это активное избирательное право) и быть
избранными (пассивное избирательное право) в органы
государственной власти) . 9.
А кто же лишены избирательного права: (лица, не
достигшие 18 лет, лица, находящиеся в местах
лишения свободы по приговору суда, и
лица, признанные недееспособными). 10.А
почему выборы в нашей стране считаются демократическими? (Демократические
выборы – это конкурентные выборы, т. е. все политические
силы и кандидаты имеют возможность вести
предвыборную агитацию, выступать по ТВ,
радио, в печати. 11.А
каковы принципы участия граждан в выборах? (Всеобщее избирательное
право - избирать могут все, кроме категорий
граждан, оговоренных в законе. Равное
избирательное право, т. е. один человек - один голос. Прямое
избирательное право, т. е. избиратель голосует «за»
или «против» кандидатов непосредственно. Тайное
голосование, т. е. исключается контроль за
волеизъявлениями избирателей.
12.
В день выборов куда идем голосовать? (На избирательный участок)
13.Кто может находиться на избирательном участке? (Члены избирательной
комиссии, Наблюдатели (в том числе и международные),Члены вышестоящих
избирательных комиссий
Зарегистрированные кандидаты, Доверенные лица кандидатов, Представители СМИ.
Кроме этого, в помещении для голосования могут находиться представители
администрации учреждения, на базе которого организован избирательный участок,
представители охраны правопорядка (полиции), но они не должны вмешиваться в
работу комиссии.
14. Кто таки наблюдатели? (Наблюдатель – это человек, который следит, чтобы процедура голосования, подсчета голосов и подведение итогов)
5. Подведение итогов: Молодцы, ребята. Я надеюсь вы будете активными избирателями, всегда будете участвовать во всех выборах.
Литература:
1)Астахов, П.А. Я и улица /П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96 с., ил. –(Детям о праве)
2)Алексеев,Ю.А. Моя Родина – Россия. Государственные символы России. Пособие для учащихся. /Ю.А. Алексеев – М.: Изд. «Триада-фарм», 2002. – 64 с.: ил. Г.И. Невельский;
3)Голованова, М.П. Герб, флаг, гимн России: Науч.-поп. изд. Для детей /М.П. Голованова– М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2003. – 48 с.
4)Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: Проспект, 2010.- 32 с;
5)Никитин, А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс /А.Ф. Никитин.- М.: НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир», 1996.-88с., ил.
6)интернет ресурс: https://multiurok.ru/files/stsienarii-nam-vybirat-k-dniu-molodogho-izbiratiel.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.