Классный час "ЧТО такое совесть:"
Оценка 4.9

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
классное руководство
4 кл
23.12.2018
Классный час "ЧТО такое совесть:"
Классный час Тема: Что такое совесть? Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Оборудование: презентация, мультфильм про Лунтика, карточки с заданием, сердечки, кружочки.
кл ч.docx
Классный час Тема:  Что такое совесть? Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд,  раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать  честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к  размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Оборудование: презентация, мультфильм про Лунтика, карточки  с заданием, сердечки, кружочки. Ход классного часа  Учитель входит в класс. Начинает беседу со слов: ­ Ребята, вам всем знаком мультфильм «Лунтик»? Давайте немного вспомним  героев этого мультфильма: 1) Самый любопытный, необычный, упавший с луны – Лунтик  (Слайд Лунтик) 2) Кто живет под землей, много знает о мире и всегда готов поделиться  своими знаниями с Лунтиком и его друзьями – Корней Корнеич  (Слайд Корней Корнеич) 3) А кто самые непоседливые, шалуны, задумывают смешные «шутки», иногда не совсем безобидные ­ Вупсень и Пупсень  (Слайд Вупсень и Пупсень) ­  Хорошо, ребята! Мы вспомнили. А теперь давайте посмотрим фрагмент  этого мультфильма.  (Слайд ­ Мультфильм (до слов «а что такое совесть?»)) ­ Вы внимательно посмотрели фрагмент. А какую последнюю фразу произнес  Лунтик? Что он спросил?  (Слайд – Что такое совесть) ­ Сегодня во время нашей с вами беседы мы поможем Лунтику понять, что  такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас. ­ Ребята, посмотрите на доску и попробуем из предложенных слов выбрать те, которые подходят к определению понятия «совесть»:  Совесть ­ стыд, внутренний голос, чувство ответственности, обман, зло,  лицемерие…Ненужное убирает учитель. Выстраивает цепочку. ­ Мы нашли слова, характеризующие слово «совесть», а теперь давайте  составим из оставшихся слов определение.  ­Итак, совесть – это стыд, внутренний голос, чувство ответственности. ­ А теперь давайте посмотрим верно ли мы дали определение совести. Что же  о совести говорит мудрый Корней Корнеич. (Слайд – Фраза Корнеича) ­ Ребята, а как называют человека у которого нет совести? (Бессовестный  человек) ­ А в какой ситуации мы можем назвать человека бессовестным? (дети  перечисляют ситуации: солгал и не признался, своровал и не признался, не  подежурил в классе, нарушение дисциплины, насмешки над слабыми и  беспомощными и т. д.) ­ Давайте посмотрим какие плохие поступки могут совершать герои  мультфильма (Слайд – Гусеницы шалят) ­ А теперь ребята я хочу рассказать вам одну притчу… «Раз сказала совесть мальчику, что он не прав, другой раз сказала, третий...  На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два ­ навсегда!  Думал­думал, как это сделать, и надумал...  ­ Давай, ­ говорит, ­ совесть, в прятки играть!  ­ Нет, ­ говорит та. ­ Ты меня все равно обманешь ­ подглядывать будешь!  Притворился тогда мальчик совсем больным и говорит:  ­ Занедужил я что­то... Принеси­ка мне из погреба молочка!  Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мальчик прыг  из кровати ­ и закрыл ее!  Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого  обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков ­ хорошо на душе, спокойно.  Хорошо­то хорошо, да только прошел день, другой, а чего­то стало не хватать мальчику. И через месяц он понял чего ­ совести! И такая тут тоска на него  навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.  ­ Ладно, ­ говорит, ­ выходи! Только теперь не командуй!  А в ответ ­ молчание.  Спустился в погреб: туда, сюда ­ нет нигде совести!  Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...  Зарыдал мальчик:  ­ Как же я теперь без совести жить­то буду?  И вдруг слышит тихий­претихий голос. Здесь я...в твоем сердце» ­ И вас у каждого есть совесть. Просто спрятана она у кого­то глубоко в  сердце, а у кого­то нет. Но в любом случае её нужно развивать. А тренировка  совести – это глубокая работа ума и сердца. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести»,  «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что­то  делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к  чему­либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых  говорится о совести: Дети в группах собирают пословицы 1. Как ни мудри, а совести не перемудришь. 2. Совесть без зубов загрызет. 3. От человека утаишь, от совести не утаишь 4. Жизнь дана на добрые дела. 5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. 6. Правда как оса ­ лезет в глаза. Защита своих пословиц «Как понимают пословицу?» 4. Игра «Чего нужно стыдиться?» Классный руководитель. Чего же, по­вашему, нужно стыдиться в жизни и  почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две  группы «Стыдно» и «Не стыдно».  Физические недостатки  Некрасивые поступки  Поношенная, но аккуратная одежда  Старомодная одежда  Непрестижная работа родителей  Невежество, необразованность, безграмотность  Вульгарная внешность  Грубое, бездушное отношение к людям Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего  нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья –  совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло. 5. Ситуации выбора. «Голос совести». Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором:  сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать  не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой.  По этому решению люди и будут судить о человеке. Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести? А) Ситуация первая (слайд №4) Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей  лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?  Дети высказываются по поводу ситуации Б) Ситуация вторая (слайд №5) Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у  соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что  не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия? Дети высказываются по поводу ситуации. В) Ситуация третья (слайд №6) Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс  вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная  подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП:  кто­то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии.  Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в  порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает  весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут  поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть,  учителю не стоило так поступать?  Или решить эту ситуацию как­то по­  другому) Дети высказываются по поводу ситуации 6. Упражнения совести. «Минута раскаяния» Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не  ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос  подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и  ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести ­ это внутренняя работа ума и сердца, когда человек  размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно  ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих  поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он  уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним  судьей человека. А иначе – блуждание в потемках. Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои  поступки, которые могли обидеть кого­то, за которые нам сегодня стыдно и  мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму  ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем  это упражнение «Минута раскаяния». Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и  делают записи на листочках. Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали. Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно  успокоить совесть? (попросить прощения) Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно  очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит  русская пословица.  Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном  человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке? Примерные ответы детей: – Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать. – Нужно объявить бойкот. – Не подавать руки, не здороваться. – Нужно устроить общественный суд. ­ И вас у каждого есть совесть. Просто спрятана она у кого­то глубоко в  сердце, а у кого­то нет. Но в любом случае её нужно развивать. А тренировка  совести – это глубокая работа ума и сердца. (Слайд – Правила  тренировки совести)(работа в группах) Правила тренировки совести: ­ Не обижай других, не причиняй огорчений! ­ Не совершай безнравственных поступков! ­ Обдумывай каждый свое действие! Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает  бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая  правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть,  станет человеку стыдно. ­ Ребята, есть выражение грызет совесть, а иногда говорят проснулась совесть, когда идет оценка того, что совершено неверно. Давайте опять обратимся к  нашему мультфильму и посмотрим, а проснется ли совесть у Пупсеня и  Вупсеня.  (Слайд ­ Лунтик на паутине) ­ Как проснулась у них совесть? (дети объясняют) ­ Ребята,у Пупсеня и Вупсеня поднялось настроение. А вас поднялось  настроение у вас после нашей беседы? На партах у вас лежат листочки с  нарисованными кружочками. Раскрасьте их тем цветом, который  соответствует настроению преобладающему у вас сейчас.  7. Подведение итогов (рефлексия). Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое  спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать  о них, потому что это очень личное. Но все­таки, мне бы хотелось понять, что  дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки  разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего  выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:  Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным  Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что  просить прощения  Другое (написать) Кружочки для рефлексии Классный час Тема: Что такое совесть? 4 «А» класс Кл.руководитель: Фабрициус Т.Е.

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"

Классный час "ЧТО такое совесть:"
Скачать файл