Классный час
«Детство, опалённоё войной».
Воронова Наталья
Владиславовна
учитель математики
МКОУ СОШ с. Ныр
Тужинского района
Кировской области.
2014 год.
Пояснительная записка.
Воспитание – это целенаправленное вхождение ребенка в современное общество, развитие его способностей для достойной жизни в нем, ценностное отношение к окружающему миру. Поэтому главным результатом воспитания будет Личность, которая способна строить жизнь, достойную Человека.
Считаю, что основой педагогической позиции в воспитании должна стать принятие ребенка как личности, признание его индивидуальных способностей, проявления собственного «Я».
Отсюда вытекает, что должна меняться методика работы с детьми. Она должна ориентироваться на индивидуальное развитие личности ребенка с учетом новых технологий в воспитании. Во главу угла становятся развитие таких внутренних качеств человека, как гражданственность и патриотизм, чувство справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. Этому могут способствовать ролевые игры, ознакомление с понятными детям социальными проблемами, с жизнью, деятельностью и подвигами личностей героического плана.
Все вышесказанное учитывается при составлении воспитательной программы «Ступени», рассчитанной на семь лет обучения. В основе программы лежит личностно-ориентированный подход к воспитанию, «я» - концепция. Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств в достижении целей и решения задач воспитательной программы. Моё назначение: максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нём потенциальных способностей.
Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего своё Отечество гражданина, пробуждение национального самосознания и характера – одна из задач воспитательной программы. Одно из направлений программы – патриотическое. За восемь лет работы по данной программе с классом были проведены следующие мероприятия: ежегодное участие в месячнике военно-патриотической работы. «Орден в моём доме» (рассказы о родственниках, воевавших на фронтах различных войн, сочинение о родственнике-фронтовике). Тематический классные часы и часы общения, посвящённый Дню защитника Отечества и Дню Победы («Гордо реет Андреевский флаг», «Детство, опалённое войной»). Интерактивное путешествие по городам-героям. Просмотр видеоролика «Моя малая Родина».
Ожидаемый результат:
· воспитание у молодого поколения любви к Родине, ответственного понимания своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
· создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подростка.
Детство, опалённое войной.
Мы – дети, опалённые войной,
мы – дети, озарённые Победой.
А.Макаров.
Классный час, посвященный детям военного времени.
В последнее время на Западе участились попытки принизить заслуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим мне представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспримерные подвиги как нельзя лучше иллюстрируют мысль о всенародном характере Великой Отечественной. Победу над фашизмом одержал не второй фронт, не Америка, а весь советский народ, в том числе и дети.
По форме это мероприятие можно назвать часом общения. Первая часть – информационный блок – рассказ о подвигах детей, вторая часть – интерактивная беседа, обсуждение информации.
Цели:
· расширить представление детей о Великой Отечественной войне;
· формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, непринятие попыток исказить и очернить историю войны;
· воспитать активную жизненную позицию;
· способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
· побуждать детей к изучению истории страны, к участию в патриотических мероприятиях.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: распределить среди детей (8 учеников) материалы информационного блока.
Оформление: атрибутика времён Великой Отечественной войны: плакат
И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», изображения боевых орденов и медалей (орден Красной звезды, орден Отечественной войны, медали: «За отвагу», «Золотая звезда» Героя Советского Союза).
План классного часа.
I. Вступительное слово.
II. Информационный блок «Детский фронт»:
1. Лёня Голиков.
2. Валя Котик.
3. Зина Портнова.
4. Марат Казей.
5. Володя Казначеев.
6. Лариса Михеенко.
7. Саша Бородулин.
8. Аркадий Каманин.
III. Интерактивная беседа.
IV. Заключительное слово.
V. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
I. Вступительное слово.
Классный
руководитель. С каждым весенним праздником Победы всё
дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой
Отечественной. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник? Две-три
битвы да имя полководца. И эта война уже представляется какой-то далёкой войной
из предыдущего столетия. А между тем живо ещё поколение, которое помнит эту
войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В
том далёком 1941г. Они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они
мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у
всех у них детство закончилось в один день – 22 июня 1941 г. Дальше - вой
сирен, бомбёжки, убежища, сожжённые, разорённые дома, потеря близких, работа
наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто
ждали победы, но и боролись за неё. Узнав, что началась война, многие
мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в
партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу.
Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время
бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая
обязанность - освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.
Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами,
братьями. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы,
которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих
героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
Я передаю слово нашей группе «Память».
II. Информационный блок «Детский фронт».
Лёня Голиков (слайд 2).
Ученик 1.
Лёня Голиков рос в деревне Лукино, расположенной на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро.
Когда
его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в
партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты,
горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с
фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее
выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня
- за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле
оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их
самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не
дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом
Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что
горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума
Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания
Героя Советского Союза.
Валя Котик (слайд 3).
Ученик 2.
Он
родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой
области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров,
своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с
друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое
потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть
связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение
вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а
Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и
братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось
четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную
землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью
"Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила
его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот
отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
Зина Портнова (слайд 4).
Ученик 3.
Война застала
ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на
каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была
создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные
мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких
операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию
партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В
деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали.
Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться
до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола
пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась
бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней
минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно
отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Марат Казей (слайд 5).
Ученик 4.
Война
обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной
Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в
школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг
лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна
Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к
врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер
Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе
партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию
ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и
разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу,
бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда
у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и
себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания
Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Володя Казначеев (слайд 6).
Ученик 5.
1941
год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.
Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в
Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и
пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены
Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали
(Елена Кондратьевна была убита фашистами).
В отряде была "партизанская школа". Там обучались
будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и
вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось
ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей...
Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие
сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции
становился опытнее, искуснее.
За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду,
даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Он сражался
рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от
фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя - освободителя
родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью
"Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Лариса Михеенко (слайд 7).
Ученик 6.
За
операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной
награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить
своей отважной дочери награду Родина не успела...
Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она
на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли
фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к
своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.
В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин
вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них
партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее
граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам.
Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как
расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по
большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.
Участвовала она и в боевых операциях...
Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово,
фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом
Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
Саша Бородулин (слайд 8).
Ученик 7.
Шла
война. Над поселком, где жила Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики.
Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин,
пионер с горячим сердцем юного ленинца. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл
винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий
автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные
задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение
опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша
Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.
Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд,
дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда
командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед.
Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно
было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит
врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя
кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о
нем жива. Память о героях вечна!
Аркадий Каманин (слайд 9).
Ученик 8.
Он мечтал о небе,
когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин,
лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя
Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов.
Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили:
подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный
завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо.
Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести
самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило.
Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт
на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу,
и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый
фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика
в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден
Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом
Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему
пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный
герой о небе мечтал и небо покорил!
III. Интерактивная беседа.
Классный руководитель. Вы сегодня вспомнили лишь несколько имён юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им очень хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?
Примерные ответы детей:
- Они хотели отомстить за убитых родителей, за разорённый дом.
- Им было жалко людей, которых уничтожили фашисты.
- Они мстили за унижение своей страны, нации.
- Они хотели доказать, что наш народ не второсортный.
- Они не хотели жить в «великой» Германии, а хотели жить в своей стране.
- Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.
- Ими двигала ненависть к фашизму.
- Любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы.
Классный руководитель. Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?
Примерные ответы детей:
- Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться.
- Сейчас, кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни.
- Конечно, многие дети сейчас избалованы, капризны, не приучены к труду – наверное, не выдержали бы такого напряжения.
- Если будет ненависть к врагам, тоже возьмём оружие.
Классный руководитель. Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжёлая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?
Примерные ответы детей:
- Можно помочь поднести тяжёлую сумку, сходить в магазин, вызвать врача, отнести письмо на почту и т. п.
- Можно защитить ветерана от хамства, оскорбления.
- Иногда достаточно просто доброго слова, приветствия, внимания.
IV. Заключительное слово.
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы…Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! В наше время в моде другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти дети должны быть забыты. Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.
VI. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?
Примерные ответы детей:
- Пожилые люди стали мне ближе, роднее.
- Мне кажется, я не смогу нагрубить ветерану.
- Очень жалко стало наших прабабушек – у них ведь не было детства.
- Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.
- Стало стыдно за своё хамство, пренебрежение, грубость по отношению к старикам.
Список используемой литературы и ресурсов Интернет.
1. Классные часы: 8 класс/ Авт-сост. А.В.Довыдова. – ВАКО, 2008.
2. http://festival.1september.ru/articles/519027/
3. http://www.liveinternet.ru/users/3711712/post165420221/
4. http://otvoyna.ru/medal.htm
5. http://lagodekhi.net/view_post.php?id=206
6. http://rexstar.ru/content/alb1051
Приложения.
Орден Красной звезды.
Орден Отечественной войны.
Медаль «За отвагу».
Медаль «Золотая звезда».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.