Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
классное руководство
7 кл
08.06.2017
Формирование правовой компетентности учащихся - это воспитание уважения к закону. Что же такое правовая компетентность? Это процесс, в результате которого человек принимает законы того или иного социума, и, как правило, следует им.
Развитие ученика означает формирование у него новых способностей, т.е. возможность собственных действий в реальных ситуациях. Какие ситуации могут быть решены средствами права, какие способности формируются при изучении права?
Новий Документ Microsoft Word (2).docx
Формирование правовой компетентности учащихся.
Формирование правовой компетентности учащихся - это воспитание уважения к
закону. Что же такое правовая компетентность? Это процесс, в результате
которого человек принимает законы того или иного социума, и, как правило,
следует им.
Развитие ученика означает формирование у него новых способностей, т.е.
возможность собственных действий в реальных ситуациях. Какие ситуации могут
быть решены средствами права, какие способности формируются при изучении
права?
Во-первых, развитие особого типа мышления. Каждый отдельный правовой случай
требует многомерного рассмотрения. Способность видеть конкретную ситуацию
через правовую норму и переносить правовую норму в конкретную ситуацию –
способность, которая успешно формируется именно в сфере права.
Во-вторых, развитие особых языковых средств. В сфере права необходима
развернутая аргументация, использование особых речевых оборотов, выстраивание
сложных логических "цепочек”, особая правовая терминология (пусть в первом
приближении).
В-третьих, способность увидеть ситуацию как сложноорганизованную, в которой
действуют полноправные участники. Необходимо умение встать на позицию
другого, проанализировать ситуацию с различных точек зрения. Таким образом,
формируется "Я” собственное относительно "Я” других людей.
Учащиеся приобретают основы правовой компетентности: самостоятельный
поиск, применение, анализ правовой информации.
Основные понятия: права человека; принципы прав человека; толерантность;
Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой
статус личности.
Цель практических занятий:
· сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам
человека, международным документам, обеспечивающим их;
· закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации
· сформировать правовую компетентность школьников в части защиты основных
прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
ЛИТЕРАТУРНО ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА
Права не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем
людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах –
права человека считаются «всеобщими». Давайте поговорим о них.
ЗАДАНИЕ: выделить из стихотворения основные права ребенка (серия стихов о
правах детей).
Стихотворение "Наши права".
1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети. Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
4. Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
7. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
8. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
ЗАДАНИЕ: выявить и проанализировать правовые ситуации, в которые попадают
сказочные герои.
Слайды (иллюстрации к сказкам).
На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По
щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой
ключик", "Белоснежка и семь гномов".
Ребята должны ответить на вопросы:
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на
неприкосновенность жилища?
В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом?
Слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»). Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в
командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?
Слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».
Беседа после просмотра:
· Какие желания были у Жени?
· У неё было право выбора?
· На что она потратила последний лепесток?
· Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)
СОБЕРИ ПАЗЛЫ, РАЗГАДАЙ КРОССВОРДЫ…
Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).
ЗАДАНИЕ:
Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны
рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на
жилище, право на отдых, право на семью).
ЗАДАНИЕ:
Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои
права.
Мои права (стихотворение-шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные
и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не
исполняются, человеку очень трудно жить. Давайте посмотрим, как трактуется
понятие "право” в словаре Ожегова: "Право-это совокупность устанавливаемых и
охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения
людей в обществе.
ЗАДАНИЕ: Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права
есть и у других людей.
Сценка
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Мама.Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама.Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.Бабушка.
Но только должен ты узнать –
Права у всех равны. Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только
права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет
прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». СЛАЙД «ДЕНЬ
КОНСТИТУЦИИ»
Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном
законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.
Есть обязанности и у вас, школьников. Какие обязанности есть у каждого
школьника? (ответы детей)
КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПРАВА
Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
ЗАДАНИЕ «Права и обязанности»:
Распределить в два столбика права и обязанности школьника:
1. бесплатное образование
2. активность в приобретении знаний
3. уважать мнение всех учащихся и учителей
4. удобное рабочее место
5. посещать школу в предназначенное для этого время
6. зашита личной собственности
7. посещение школьных мероприятий
8. не пропускать занятия без уважительных причин
9. вести себя корректно на переменах и уроках
10. деловое сотрудничество с учителем
11. соблюдать ПДД и ПБП, а также технику безопасности
12. беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
Права: 1,2,4,6,7,10
Обязанности: 3,5,8,9,11,12
Работа в группах.
Командам предлагаются карточки с заданиями.
Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать
ребёнок.
Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.
Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, которые не подходят для
нашего дружного класса.
· Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не
должен драться или обижать кого-то. · В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с
девочками.
· Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
· В классе должен быть главный, которому должны все подчиняться и который
будет руководить жизнью в коллективе.
· Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по
имени.
· В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
· Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие
вещи, не отбирать их и не ломать.
· В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
· Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
· Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать
другое мнение.
· Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
· Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить,
баловаться.
· Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
· Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них
получились.
Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они
напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.
ЗАДАНИЕ:
Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо
обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:
1 группа – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
2 группа – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
3 группа – неизвестные ограбили квартиру;
4 группа – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом
родителям;
Подведение итогов занятия.
«Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и
объективные права, выражающие реальные возможности личности
пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных
интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих
законах. По мере развития общества права человека приобретают характер
масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения
людей.
Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ по
борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира
объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле». СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».
Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку
ребята произносят все вместе.
· Я имею право быть чёрным и белым.
· Я имею право быть ловким и смелым.
· Ты имеешь право иметь своё имя.
· Ты имеешь право быть просто любимым.
· Мы имеем право на всём белом свете.
· Мы имеем право! Мы – дети!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ
Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей,
уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть
сильным, уверенным человеком.
ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».
–Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки,
крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и
никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть
права, и он их отстаивает.
Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.
ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».
– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните
руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику,
сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим
ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу
доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что
птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к
вам.
Ученик:
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других
Не нужно думать и гадать,
Пытаться описать закон
Его лишь нужно соблюдать,
Не наносить урон.
Учитель:Совершенно верно. Я надеюсь, что уйдя с нашего мероприятия, вы
будете знать азы правовых знаний..
Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Классный час "Формирование правовой компетентности учащихся".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.