Цели классного часа:
1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России.
2. Воспитывать чувство любви к Родине.
3. Развивать речь, мышление, память.
Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.
Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво” (взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось, принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии. На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ТАБУНСКОГО РАЙОНА
Классный час "История празднования Рождества Христова"
Пешкова Людмила Алексеевна
Разделы: Внеклассная работа
2016 г. январь
Цели классного часа:
1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в
России.
2. Воспитывать чувство любви к Родине.
3. Развивать речь, мышление, память.
Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание
рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому
стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в
связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что
25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества
Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.
Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался
сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу
сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до
вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно
придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали
поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво”
(взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом
пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось,
принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед
самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных,
чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия:
“Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на
поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше
злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в
ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский
сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии.
На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и
подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную
пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники
бывают сочиво и кутья.
В навечерии Рождества Христова совершались царские часы, на которых
возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и всем православнымхристианам. Во время часов церковь вспоминала различные события и
ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня,
кроме субботы и воскресенья, совершалась литургия Василия Великого.
Всенощное бдение начиналось великим повечерием, на котором церковь
выражала свою духовную радость пением пророчественной песни: “Яко с нами
Бог”. В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова
заключается 12 дней.
Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно
представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней
после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и
Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ
добавил немало языческого. Церковь с давних времён осуждает и искореняет
гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают
бывать. Хотя исследователь и отмечает, что “Никогда русская семейная жизнь
не живёт в таком раздолье, как на Святках”, в народе не случайно святочные
вечера называют “страшными” именно из – за гаданий и попыток узнать своё
будущее.
“ Коляда” слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей
нашего народного быта. На севере называют колядою рождественский
сочельник, колядованием обряд хождения по домам на Рождество с
поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду
слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и югозападных
полосах зовут этим именем самый праздник Рождества, и даже все Святки.
“Колядовать” на белорусском наречии означает Христа славить. В старину
колядовали накануне Рождества по всей Руси. Теперь же этот обычай
сохранился во всей полноте только в Малороссии да среди белорусов. Он
состоит в то, что молодёжь деревенская, парни и девушки, отстояв всенощную
или заутреню, идут весёлой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно
долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих “кольцами”
колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В Киевской и Волынской губерниях
половина собранных денег отдавалась на церковь; в других же местах деньги
уходили на устраиваемую, на Святках пирушку.
Из всех древнейших славянских обрядов известнейшие – гадания. Ими
прославились преимущественно ретрские и рюгенские женщины, за ними
киевские, кои, через свою наклонность к чудесным предсказаниям, прослыли в
народе киевскими ведьмами. Девушки приступают к сему с душевным волнением,
и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при
них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьем житье,
припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц
загадать их судьбу.
Приведу один из знаменитых видов гадания: “Церковное пение”
Гадание “Церковное пение”
Люди ходят ночью к церковным дверям и слушают. Если представится, что
поют печальное – умереть в том году красавице; а когда пение
благодарственное – радостную жизнь. Если почудится, что поют брачное пение,
непременно замуж, и в скором времени.Ёлка.
В Европе существовал с давних времён обычай дарить детей подарками, пред
Рождеством Христовым и на новый год.
Ёлку, от коей детское празднество получило наименование, обвешивали
детскими игрушками, которые раздавали им после забавы. Богатые праздновали
с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную
ёлку, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхушка елки была
испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви её были увешаны дорогими
игрушками и украшеньями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви
цветами, конфетами и разнообразными плодами.
В десять часов вечера съезжались дети; их привозили маменьки и взрослые
сестрицы.
Комната, где находилась ёлка, была освещена большими огнями; повсюду
блистала пышность и роскошь. После угощенья детей играла музыка. Танцы
начинались детьми, а кончались сестричками. По окончании вечера пускали
детей срывать с ёлки, все то, что висело на ней.
Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот
пользовался правом брать себе всё, что достанет; но так как эта ёлка была
высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их миленькие
сестрички: они подставляли стулья и указывали на вещи преимущественно
заманчивы.
Нет семейного дома в России, где бы не праздновали ёлки. Есть ещё обычай,
что дети в этот день и новый год говорят поздравительные стихи своим
родителям, в коих выражают непритворную к ним свою любовь, желают им
наслаждаться здоровьем, долго жить.
В Германии ставят дерево, обвешанное плодами, конфетами и игрушками,
которые представляют историю Рождения Спасителя.
Ёлка доставляет детям весёлое препровождение времени. Она первоначально
сделалась известною в Москве с половины XVII века; оттуда перешла в
Петербург в царствование Петра I.
Использованная литература:
1. З.В.Левицкая “История Отечества для детей”.
2. А. Аничев “ Православные праздники”.
3. Б. Арапович В. Маттелмяки “Детская Библия. Библейские рассказы в
картинках”.4. И.Панкеев “Полная энциклопедия быта русского народа”.