Классный час "История празднования Рождества Христова"
Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
музыка +1
Взрослым
23.04.2018
Цели классного часа:
1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России.
2. Воспитывать чувство любви к Родине.
3. Развивать речь, мышление, память.
Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.
Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво” (взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось, принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии. На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья.
klassni zas.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ТАБУНСКОГО РАЙОНА
Классный час "История празднования Рождества Христова"
Пешкова Людмила Алексеевна
Разделы: Внеклассная работа
2016 г. январь
Цели классного часа:
1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в
России.
2. Воспитывать чувство любви к Родине.
3. Развивать речь, мышление, память.
Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание
рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому
стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в
связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что
25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества
Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.
Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался
сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу
сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до
вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно
придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали
поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво”
(взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом
пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось,
принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед
самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных,
чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия:
“Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на
поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше
злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в
ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский
сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии.
На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и
подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную
пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники
бывают сочиво и кутья.
В навечерии Рождества Христова совершались царские часы, на которых
возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминала различные события и
ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня,
кроме субботы и воскресенья, совершалась литургия Василия Великого.
Всенощное бдение начиналось великим повечерием, на котором церковь
выражала свою духовную радость пением пророчественной песни: “Яко с нами
Бог”. В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова
заключается 12 дней.
Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно
представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней
после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и
Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ
добавил немало языческого. Церковь с давних времён осуждает и искореняет
гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают
бывать. Хотя исследователь и отмечает, что “Никогда русская семейная жизнь
не живёт в таком раздолье, как на Святках”, в народе не случайно святочные
вечера называют “страшными” именно из – за гаданий и попыток узнать своё
будущее.
“ Коляда” слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей
нашего народного быта. На севере называют колядою рождественский
сочельник, колядованием обряд хождения по домам на Рождество с
поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду
слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и югозападных
полосах зовут этим именем самый праздник Рождества, и даже все Святки.
“Колядовать” на белорусском наречии означает Христа славить. В старину
колядовали накануне Рождества по всей Руси. Теперь же этот обычай
сохранился во всей полноте только в Малороссии да среди белорусов. Он
состоит в то, что молодёжь деревенская, парни и девушки, отстояв всенощную
или заутреню, идут весёлой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно
долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих “кольцами”
колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В Киевской и Волынской губерниях
половина собранных денег отдавалась на церковь; в других же местах деньги
уходили на устраиваемую, на Святках пирушку.
Из всех древнейших славянских обрядов известнейшие – гадания. Ими
прославились преимущественно ретрские и рюгенские женщины, за ними
киевские, кои, через свою наклонность к чудесным предсказаниям, прослыли в
народе киевскими ведьмами. Девушки приступают к сему с душевным волнением,
и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при
них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьем житье,
припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц
загадать их судьбу.
Приведу один из знаменитых видов гадания: “Церковное пение”
Гадание “Церковное пение”
Люди ходят ночью к церковным дверям и слушают. Если представится, что
поют печальное – умереть в том году красавице; а когда пение
благодарственное – радостную жизнь. Если почудится, что поют брачное пение,
непременно замуж, и в скором времени. Ёлка.
В Европе существовал с давних времён обычай дарить детей подарками, пред
Рождеством Христовым и на новый год.
Ёлку, от коей детское празднество получило наименование, обвешивали
детскими игрушками, которые раздавали им после забавы. Богатые праздновали
с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную
ёлку, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхушка елки была
испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви её были увешаны дорогими
игрушками и украшеньями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви
цветами, конфетами и разнообразными плодами.
В десять часов вечера съезжались дети; их привозили маменьки и взрослые
сестрицы.
Комната, где находилась ёлка, была освещена большими огнями; повсюду
блистала пышность и роскошь. После угощенья детей играла музыка. Танцы
начинались детьми, а кончались сестричками. По окончании вечера пускали
детей срывать с ёлки, все то, что висело на ней.
Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот
пользовался правом брать себе всё, что достанет; но так как эта ёлка была
высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их миленькие
сестрички: они подставляли стулья и указывали на вещи преимущественно
заманчивы.
Нет семейного дома в России, где бы не праздновали ёлки. Есть ещё обычай,
что дети в этот день и новый год говорят поздравительные стихи своим
родителям, в коих выражают непритворную к ним свою любовь, желают им
наслаждаться здоровьем, долго жить.
В Германии ставят дерево, обвешанное плодами, конфетами и игрушками,
которые представляют историю Рождения Спасителя.
Ёлка доставляет детям весёлое препровождение времени. Она первоначально
сделалась известною в Москве с половины XVII века; оттуда перешла в
Петербург в царствование Петра I.
Использованная литература:
1. З.В.Левицкая “История Отечества для детей”.
2. А. Аничев “ Православные праздники”.
3. Б. Арапович В. Маттелмяки “Детская Библия. Библейские рассказы в
картинках”. 4. И.Панкеев “Полная энциклопедия быта русского народа”.
Классный час "История празднования Рождества Христова"
Классный час "История празднования Рождества Христова"
Классный час "История празднования Рождества Христова"
Классный час "История празднования Рождества Христова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.