Классный час "История празднования Рождества Христова"

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели классного часа: 1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России. 2. Воспитывать чувство любви к Родине. 3. Развивать речь, мышление, память. Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым. Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво” (взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось, принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии. На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья.
Иконка файла материала klassni zas.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ТАБУНСКОГО РАЙОНА Классный час "История празднования Рождества Христова" Пешкова Людмила Алексеевна  Разделы: Внеклассная работа 2016 г. январь Цели классного часа: 1. Познакомить   учащихся   с   историей   празднования   Рождества   Христова   в России. 2. Воспитывать чувство любви к Родине. 3. Развивать речь, мышление, память.   Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание  рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому  стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в  связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества  Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.    Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался  сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу  сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до  вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно  придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали  поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво”  (взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом  пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось,  принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед  самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных,  чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия:  “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на  поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше  злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский  сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии.  На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и  подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную  пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники  бывают сочиво и кутья.    В навечерии Рождества Христова совершались царские часы, на которых  возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и всем православнымхристианам. Во время часов церковь вспоминала различные события и  ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня,  кроме субботы и воскресенья, совершалась литургия Василия Великого.  Всенощное бдение начиналось великим повечерием, на котором церковь  выражала свою духовную радость пением пророчественной песни: “Яко с нами  Бог”. В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова  заключается 12 дней.    Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно  представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней  после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и  Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ  добавил немало языческого. Церковь с давних времён осуждает и искореняет  гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают  бывать. Хотя исследователь и отмечает, что “Никогда русская семейная жизнь  не живёт в таком раздолье, как на Святках”, в народе не случайно святочные  вечера называют “страшными” именно из – за гаданий и попыток узнать своё  будущее.    “ Коляда” ­ слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей  нашего народного быта. На севере называют колядою рождественский  сочельник, колядованием ­ обряд хождения по домам на Рождество с  поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду  слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго­западных  полосах зовут этим именем самый праздник Рождества, и даже все Святки.  “Колядовать” на белорусском наречии означает ­ Христа славить. В старину  колядовали накануне Рождества по всей Руси. Теперь же этот обычай  сохранился во всей полноте только в Малороссии да среди белорусов. Он  состоит в то, что молодёжь деревенская, парни и девушки, ­ отстояв всенощную  или заутреню, идут весёлой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно  долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих “кольцами”  колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В Киевской и Волынской губерниях  половина собранных денег отдавалась на церковь; в других же местах деньги  уходили на устраиваемую, на Святках пирушку.    Из всех древнейших славянских обрядов известнейшие – гадания. Ими  прославились преимущественно ретрские и рюгенские женщины, за ними  киевские, кои, через свою наклонность к чудесным предсказаниям, прослыли в  народе киевскими ведьмами. Девушки приступают к сему с душевным волнением,  и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при  них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьем житье,  припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц  загадать их судьбу.    Приведу один из знаменитых видов гадания: “Церковное пение” Гадание “Церковное пение”    Люди ходят ночью к церковным дверям и слушают. Если представится, что  поют печальное – умереть в том году красавице; а когда пение  благодарственное – радостную жизнь. Если почудится, что поют брачное пение,  ­ непременно замуж, и в скором времени.Ёлка.    В Европе существовал с давних времён обычай дарить детей подарками, пред  Рождеством Христовым и на новый год.    Ёлку, от коей детское празднество получило наименование, обвешивали  детскими игрушками, которые раздавали им после забавы. Богатые праздновали  с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную  ёлку, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхушка елки была  испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви её были увешаны дорогими  игрушками и украшеньями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви  цветами, конфетами и разнообразными плодами.    В десять часов вечера съезжались дети; их привозили маменьки и взрослые  сестрицы. Комната, где находилась ёлка, была освещена большими огнями; повсюду  блистала пышность и роскошь. После угощенья детей играла музыка. Танцы  начинались детьми, а кончались сестричками. По окончании вечера пускали  детей срывать с ёлки, все то, что висело на ней.    Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот  пользовался правом брать себе всё, что достанет; но так как эта ёлка была  высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их миленькие  сестрички: они подставляли стулья и указывали на вещи преимущественно  заманчивы.    Нет семейного дома в России, где бы не праздновали ёлки. Есть ещё обычай,  что дети в этот день и новый год говорят поздравительные стихи своим  родителям, в коих выражают непритворную к ним свою любовь, желают им  наслаждаться здоровьем, долго жить.    В Германии ставят дерево, обвешанное плодами, конфетами и игрушками,  которые представляют историю Рождения Спасителя.    Ёлка доставляет детям весёлое препровождение времени. Она первоначально  сделалась известною в Москве с половины XVII века; оттуда перешла в  Петербург в царствование Петра I. Использованная литература: 1. З.В.Левицкая “История Отечества для детей”. 2. А. Аничев “ Православные праздники”. 3. Б. Арапович В. Маттелмяки “Детская Библия. Библейские рассказы в  картинках”.4. И.Панкеев “Полная энциклопедия быта русского народа”.