Концепция гражданского воспитания школьников классного руководителя 8А класса
Крикуненко Натальи Ивановны
Министерство образования и науки РФ не может и не должно давать единую по содержанию программу воспитания для всех образовательных учреждений. Сегодня существует и активно используется педагогами-практиками более 40 концепций воспитания, разработанных ведущими учеными нашей страны — И.П. Ивановым, Е.В. Бондаревской, А.Б. Резником, Н.Е. Щурковой, И.А. Зимней, Н.М. Таланчуком и многими другими. У каждого из них свои подходы, свое видение содержания и форм работы. А какую из концепций вы изберете – это творческий процесс педагогического коллектива каждой конкретной школы и её педагогов в отдельности.
Изучая концепции известных педагогических деятелей и анализируя воспитательную систему нашей школы, я пришла к выводу, что в условиях моего класса эффективно будет действовать комплексная концепция гражданского воспитания, разработанная А.Б.Резником. Считаю эту концепцию как нельзя более актуальной сейчас.
Государственный заказ на воспитание Гражданина определен и в основополагающих законодательных актах Российской Федерации, и в законах Ставропольского края, и в краевых и городских программах по развитию воспитательной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года так же сформулирован государственный заказ: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Таким образом, стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. Государству, обществу в целом сегодня нужны квалифицированные профессионалы, обладающие высокими духовно-нравственными принципами, стойкими жизненными ориентирами, стремлением к служению Отечеству. В этом я и вижу основополагающие ориентиры воспитательной работы школы и классного руководителя. Воспитание Гражданина- моя педагогическая миссия.
Под термином «гражданское воспитание» я понимаю многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций (знаний, навыков коммуникации, толерантности, самореализации при уважении прав окружающих людей, законопослушания, поиска и анализа информации, социальной адаптации, профессиональной ориентации, активного участия в общественной жизни и др.), который подразумевает единство учебного и воспитательного процесса.
Основные понятия концепции гражданского воспитания:
Демократическое гражданское образование и воспитание – новая область для современной России. Различные авторы используют терминологию и понятия, относящиеся к гражданскому воспитанию, по-разному. В связи с этим целесообразно рассмотреть основные понятия, применяемые в данной области.
Воспитание – в широком смысле слова – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду
Гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности.
Гражданственность – наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам
Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п.
Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотического, национального и интернационального чувств
Компетенции – знания, умения и навыки, а также результаты обучения, система ценностных ориентации учащихся, особенности их социального поведения, привычки
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение определяет социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека.
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения
Социальная активность – воздействие общества, классов, групп, личностей на окружающую среду, на других людей и себя, воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику. Формами социальной активности являются: защита гуманистических принципов, борьба с различными проявлениями зла, формирование и совершенствование общечеловеческих качеств и т.д.
Социализация – двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, – с другой
Умение – освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях
Ценности социальные – разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достичь, и основных путей и средств, которые ведут к этим целям.
В конечном итоге целью моей воспитательной деятельности является формирование Гражданина, обеспечение личной, профессиональной и социальной успешности человека, облегчение его социализации, помощь в поиске своего места в обществе.
Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:
1. Мировоззренческая подготовка учащихся, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Я считаю, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как Гражданина Отечества.
2. Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города.
3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях — ещё одна задача воспитания гражданина. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Становление человека как гражданина должно быть культуросообразным.
4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.). Эта задача отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта — качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
5. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения. Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности.
6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде — составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Человек трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность.
7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо — ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье — самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Решая эту задачу, многое нужно сделать по воспитанию семьянина.
Таковы общие задачи воспитания школьников как Граждан своего Отечества. Следует заметить, что любая задача как цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к этим условиям средств, форм организации.
Основные направления в моей воспитательной системе определяются тем, каким должен быть гражданин. Выделяются следующие сферы:
· Образованный гражданин- познавательная сфера (интеллектуальная)- обогащает представление об окружающей действительности, устанавливает приоритетную роль знаний, способствует интеллектуальному развитию.
· Гражданин активный- Общественная сфера (развитие самоуправления)-содействует социализации школьников, развивает самостоятельность, включает в переживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности.
· Гражданин- патриот- Военно-патриотическая сфера - формирующая любовь к Родине, уважение к истории предков, семейные ценности.
· Гражданин- человек- Нравственно- правовая сфера- - рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, культура мира, своё «Я», развитие рефлексии, знакомство с Законами, соизмерение прав и обязанностей.
· Гражданин камуникабельный- Творческая сфера и свободное общение- чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей, взаимно обогащающий досуг школьников, общение друг с другом.
· Здоровый гражданин- спортивно-оздоровительная сфера - формирование потребности в здоровом образе жизни, развивает физические качества.
· Гражданин труженик- Трудовая сфера - создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.
· Гражданин- семьянин- Содружество с родителями учащихся
Моя концепция воспитательной работы базируется на следующих принципах воспитания:
- Принцип единства учебного и воспитательного процессов.
- Принцип целостности педагогических действий, воспитательные влияния не должны «распыляться» ради формирования отдельных, не существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредоточиться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность.
- Принцип личностного подход, предполагающий уважение уникальности и своеобразности каждого ребёнка.
- Принцип гуманизма.
- Принцип природосообразности, предполагающий построение процесса воспитания с учётом уровня развития природы ребёнка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей.
- Принцип вариативности, предполагающий создание ситуации выбора в воспитательном взаимодействии с учащимися.
- Принцип событийности, предполагающий введение в жизнь ребёнка эмоционально – значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
- Принцип культуросообразности, предполагающий создание целостного культурно-образовательного пространств воспитательной деятельности,
- Принципы непрерывности, последовательности и преемственности;
- Принцип гуманизации и демократизации образования.
- Принцип сотворчества воспитателя и воспитанника;
Основным механизмом воспитания в классе является воспитательная среда, основным структурным элементом которой является система отношений внутри коллектива, морально - психологическая атмосфера:
· Система отношений между классным руководителем и учащимися;
· Система отношений внутри ученического коллектива;
· Система отношений между микрогруппами учеников;
· Система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.
В гражданском воспитании учащихся моего класса можно выделить 2 модели, которые наиболее часто мной применяются:
В ней первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в классе, формированию правового пространства. В данном случае различные мероприятия, связанные с гражданским воспитанием, являются лишь небольшой частью общей системы воспитания, важными элементами которой являются органы классного самоуправления.
Данная модель связана с разработкой и осуществлением школьниками класса социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Особенно ценной является ситуация, когда подростки не только разрабатывают проект, но и добиваются его реализации на практике. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе.
Формы работы определяются и выбираются мной исходя из педагогической ситуации, сложившейся в классе, а также традиционного опыта воспитания в нашем образовательном учреждении, уровня развития детей и подростков, возрастных особенностей. В своей работе я отдаю предпочтение следующим формам воспитательной деятельности: тренинги, коллективные творческие дела, экскурсии и походы, конкурсы и соревнования, фестивали, встречи с интересными людьми, акции, экологические десанты, тематические вечера, классные часы.
Многообразие форм требует от меня умелого их применения и сочетания, в целях повышения эффективности воспитательных воздействий. Единство и взаимосвязь различных методов и средств воспитания – одна из закономерностей выстроенного мною воспитательного процесса.
Результатом работы классного руководителя по формированию гражданской позиции учащихся является определенный набор характеристик, которые усвоили ученики в ходе обучения, воспитания и развития в данном коллективе (конечно в социуме школы). Одиннадцать характеристик являются основными показателями гражданской воспитанности учащихся:
Основным инструментом реализации концепции является программа воспитательной работы в классе с планом её реализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.