Классный час "Конфликты"
Оценка 5

Классный час "Конфликты"

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа
6 кл
05.02.2017
Классный час "Конфликты"
Цель: • научить участников конфликта успешно решать его; • рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми; • формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям; • помочь родителям, классным руководителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций; • способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.Классный час позволяет познакомить учащихся с понятиями "конфликтные ситуации" и "конфликт"
Классный час Конфликты.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

«Конфликт.

Пути разрешения конфликтов»

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

·        научить участников конфликта успешно решать его;

·        рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;

·        формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;

·        помочь родителям, классным руководителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций;

·        способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Задачи:

Образовательные:

·        учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

·        ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

·        формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие:

·        формировать социально одобряемые формы поведения;

·        на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

Воспитывающие:

·        воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

Ход классного часа

I. Вступительное слово

- Тема нашего классного часа – конфликты. Девиз: Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма)

- Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.

- Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение)

- Могут ли люди обходиться без конфликтов? Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. 

- Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни… Но всякий конфликт можно решить мирным путем. Вот и сегодня мы постараемся найти верные решения конфликта родителей и детей.

II. Работа с понятиями

- В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в парах.

-  Кого мы называем “конфликтным человеком”?

- Что значит “ конфликтовать”.

-  “Конфликтная ситуация”.

- “Компромисс”.

III. Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”

- Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология.

- С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

- Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

- Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

 - Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

- Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Соперничество.)

- Какова же результативность этих стратегии?

- Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта?

- А какая, только осложнит его или заведет в тупик?

- Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

IV. Ролевая игра “Контакты и конфликты”.

1.                  Оценка ситуации.

Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

-   Сейчас мы проведем с вами игру «На приёме у психолога». Для этого вам нужно выбрать двух участников на роль мамы и дочери.

-  Рассказывает ситуацию, мама.

 Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

-  Вот что рассказала Даша.

Даша. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи  за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

- Как вы считаете:

·        хорошо ли все чувствуют себя в семье Даши?

·        можно ли назвать их семью счастливой?

- Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

- Есть ли из нее выход?

- При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации? (При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.)

2.                 Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта.

а) если оба будут настаивать на своем (соперничество)

б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество)

в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание)

г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление)

3. «Незаконченные предложения»

Идеальные родители - это... (не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают).

Идеальные дети - это...  (слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются).

Идеальная семья - это... (дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо).

V. Интерактивная беседа

- Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям – разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами.

-  Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

-  Чему вас научила эта ситуация?

-  В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.

- Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

- Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

-  А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу?

- Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе?

- К каким же выводам мы можем прийти? (Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.)

VI. Заключительное слово

-  Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения. Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

·        Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.

·        В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

·        Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте. Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.

·        Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.

·        Не спешите реагировать на чужое раздражение.

·        Идите на все возможные компромиссы.

·        Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.

·        Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.

·        Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.

·        Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.

·        Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

Формула успешного решения школьных конфликтов:

Ø Доброжелательность.

Ø Установить причину конфликта.

Ø Тактичность.

Ø Разговор по существу.

Ø Поиск компромисса

Ø Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

Ø Соблюдение чужого персонального пространства

Ø Правильный выбор роли

Ø Умение слушать и слышать друг друга

Ø Справедливость.

VII. Подведение итогов

- Скажите какое чувство должно победить все конфликты? Ответы детей. (Любовь, конечно любовь и терпимость).

- Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит стихотворение, которое написал Омар Хайям

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

 

Тест: “Оценка собственного поведения”

 

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю условия, чтобы добиться своего.

А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение

 

 

 

 

 

ТЕСТ

Обведи в кружечек номера тех высказываний, которые подходят больше всего.

1.                  Очень часто улыбается мне

2.                  Постоянно указывает, что я могу делать, а что нет

3.                  Не хватает терпеливости в отношении ко мне

4.                  Указывает, когда я должен вернуться домой

5.                  Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

6.                  Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

7.                  Создает для меня много правил, которые я обязан выполнять

8.                  Постоянно на меня кому-то жалуется

9.                  Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

10.               За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает

11.               Очень любит делать что-нибудь вместе

12.              Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

13.              Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

14.              Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения

15.              В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел

16.              Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня

17.              Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан

18.              Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу

19.              Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер

20.              Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет

21.              Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

22.              Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

23.              Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен

24.              Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

25.              Меняет свои решения так, как ему будет удобно

26.              Часто хвалит меня за что-либо

27.              Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

28.              Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

29.              Позволяет мне самому выбирать дело по душе

30.              Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет

31.              Старается открыто доказать, что любит меня

32.              Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

33.              Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

34.              Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

35.              Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

36.              Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

37.              Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

38.              Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну

39.              Всегда легко меня прощает

40.              Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

41.              Всегда находит время для меня, когда это необходимо

42.              Постоянно указывает мне, как себя вести

43.              Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит

44.              Проведение каникул я планирую по собственному желанию

45.              Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

46.              Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил

47.              Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

48.              Чувствую, что он пренебрегает мною

49.              Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается

50.              Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях


 

51.             

Классный час «Конфликт. Пути разрешения конфликтов»

Классный час «Конфликт. Пути разрешения конфликтов»

Ход классного часа I. Вступительное слово -

Ход классного часа I. Вступительное слово -

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Даша . Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так

Даша . Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять? -

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять? -

Не критикуйте личность партнера

Не критикуйте личность партнера

Тест: “Оценка собственного поведения” 1

Тест: “Оценка собственного поведения” 1

ТЕСТ Обведи в кружечек номера тех высказываний, которые подходят больше всего

ТЕСТ Обведи в кружечек номера тех высказываний, которые подходят больше всего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017